Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: скороговорки


Введение

Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.

Для любого человека, в какой бы стране он ни родился и ни жил, к какому бы народу он ни принадлежал, важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Ведь именно через слова, через родной язык мы реально учимся понимать и любить нашу жизнь, окружающую природу и всех людей. И ничто так не помогает нам в этом деле, как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы, сказки. В своей работе я хочу остановиться на скороговорках. Почему именно скороговорки? На этот вопрос я отвечу в заключительной части своей работы.

Записи, произведенные фольклористами во второй половине девятнадцатого - начале двадцатого века, показали, что взрослые люди постепенно утратили интерес к скороговорке. А жаль…

Цель: Узнать, что такое скороговорка, и какую пользу они приносят нашей речи.

Гипотеза - я предположил, что скороговорки полезны и актуальны в современном мире.

Задачи:

  • Выяснить, для чего людям нужны скороговорки;
  • Узнать каких видов бывают скороговорки;
  • Научиться правильно и быстро произносить скороговорки
  • Провести анкетирование.

Объект исследования - скороговорки.

Методы исследования:

  • Изучение специальной литературы.
  • Обобщение и систематизация материала по данной теме.
  • Наблюдение за речью школьников.

Глава I . Теоретические основы

1.1 Что такое скороговорка

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности

Первым, кто обратил внимание на их самобытность, был известный русский собиратель фольклора В.И.Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок.

Определение из Толкового словаря В.И.Даля: "Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.

Например:

  • Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком".
  • Представим цели и задачи, которые решает скороговорка, схематично:

1.2 Роль скороговорок в нашей жизни

Во-первых, скороговорка - это история. Она доносит до нас дыхание давно прошедших эпох. Такая, например, скороговорка:

«Семь - те, стрел каленых, страшилище»

могла возникнуть во времена татаро-монгольского нашествия. Могла появиться до огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение "те".

В некоторых текстах встречается древняя форма счета: "Полчетверта четверика гороху без червоточинки".

В скороговорке "Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу" слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.

Эти скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т.д.

Благодаря скороговоркам мы можем узнать, о чем велись разговоры в домах наших предков, ощутить колорит и особенности их языка.

Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

В скороговорках мы найдём

- указания на средства передвижения

От топота копыт пыль по полю летит.

- о домашних животных

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

- о распространённой пище

Бабкин боб расцвёл в дождь - будет бабке боб в борщ.

Во-вторых, скороговорки несут педагогическую ценность. С помощью скороговорок можно довольно быстро научить ребенка говорить чётко выговаривать и правильно произносить слова. Малышам они помогут научиться говорить внятно.

Уж бежал кривой дорожкой,
ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул, да не мог,
потому что был без ног.

Оказывается, не только детская забава - скороговорки! Если вам приходится выступать перед аудиторией, и вы хотите иметь хорошо поставленную речь, то позабавьтесь и вы скороговорками.

1.3 Скороговорки в других языках

На земле много разных народов, но у каждого народа есть свои скороговорки . С такими скороговорками меня познакомили учителя по английскому языку и осетинскому языку. Ведь именно скороговорки помогают в изучении иностранных языков. С их помощью можно развивать иностранную речь, легко избавиться от акцента, улучшить речь.

  • Английская скороговорка:

Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy?
Why, Willy?
Why, Willy? Why?

Осетинская скороговорка:

Базон - базонӕй йӕ фаззон
Базон - базон циу?
Базон - базонӕй йӕ фаззон
У уыциу - уыциу.

А эти скороговорки я нашел в Интернете. Они мне понравились, и я решил их выучить.

Японская скороговорка:

李も桃も桃の内 Транскрипция: сумомо мо момо мо момо но ути

Перевод: и сливы, и персики, персиковая косточка .

Современные скороговорки.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчет.
Если «если» перед «после», значит «после» после «если».
Если «если» после «после», значит «после» перед «если».

Глава II. Практическая часть

2.1 Виды работ со скороговоркой

а) Учитель-логопед рассказал мне о том, как она работает с детьми, у которых нарушена дикция, темп речи. А у нас в школе очень много детей имеют какие-то проблемы в устной речи. Один из видов работы при коррекции в устной речи - проговаривание скороговорок.

  • Что вы «видите» за строкой скороговорки? (объясните смысл скороговорки).
  • Прохлопайте ритм скороговорки.
  • Какие звуки повторяются в скороговорке? В каких словах есть звуки? Назовите их.
  • Произнесите скороговорку грустно, весело.
  • Произнесите скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро (четко проговаривая все звуки).
  • Произнесите скороговорку по схеме: громко умеренно шепотом губами громко.
  • Выделите голосом в скороговорке поочередно каждое слово (Делайте ударение на 1,2,3… слове).
  • Произнесите скороговорку грустно и тихо, весело и громко, сварливо.
  • Произнесите скороговорку хором (индивидуально).
  • Выучите скороговорку наизусть. Запишите по памяти. Найдите орфограммы и выделите их.

б) Попробуйте по рисункам угадать известные всем скороговорки (Приложение 1):

2.2 Исследовательская часть

Экспериментальная часть состояла из проведения исследования среди учащихся 2 класса.

Цель: выявить, повысится ли уровень памяти, словарного запаса, выразительности речи, темпа чтения, концентрации внимания, если в системе проговаривать скороговорки.

В течении нескольких недель проверяется уровень памяти, выразительности речи, темпа чтения на основе частого проговаривания скороговорок.

В нашем классе есть учащиеся, у которых имеются нарушения в произношении звуков, отсутствует выразительность речи, слабое запоминание стихотворений, темп чтения приближен к низкому уровню. Поэтому для них мы решили провести эксперимент, в котором приняли участие 5 человек. Этой группе учеников каждый день давали новые скороговорки, которые они проговаривали утром и вечером по несколько раз. Мы наблюдали за успеваемостью, развитием памяти и концентрацией внимания учащихся.

2.3 Результаты исследования

  1. Первая неделя: мы провели технику чтения, зафиксировали результаты; дали задание на составление четверостиший, для дальнейшего сравнения. Трое из пяти учащихся с трудом составляют четверостишия.
  2. Вторая неделя: изменений нет. Работая с информацией на уроках все допускают ошибки.
  3. Третья неделя: (урок литературного чтения): учитель дает задание на составление четверостиший. У троих учащихся ответы на уроке становятся лучше. Проговаривают скороговорки четче. При работе с текстом учащиеся все меньше допускают ошибок.
  4. Четвёртая неделя: Проверили технику чтения и сравнили результаты.

Результаты занесены в таблицу (приложение 2) и представлены в виде диаграмм.

Темп чтения немного повысился у всех учащихся, выразительность и запоминание прочтения наизусть стихотворения стали лучше у 3 учащихся. Проговаривать скороговорки все участники стали более уверенно, четко.

Концентрация внимания.

Проверяя концентрацию внимания, мы заметили, что при работе с текстом трое учащихся меньше стали допускать ошибок. У одного отсутствуют ошибки.

Выводы.

По результатам проведенного исследования видно, что почти у всей группы учащихся произошло улучшение усвоения материала, запоминания стихотворений, речь стала более выразительной, техника чтения повысилась, в целом, успеваемость стала выше.

Мы пришли к выводу, что скороговорка - это не просто способ развивать речь, дикцию, но и, конечно же, судя по эксперименту, скороговорка - это ещё и неплохой способ улучшить свою память, сконцентрировать внимание, а также повысить словарный запас, а ещё и неплохой способ развития памяти, концентрации внимания.

2.4 Проба пера

Я решил сам попробовать сочинять скороговорки. Вот что у меня получилось:

Три подружки ели таратушки
Тащи Кащей мешок вещей.
Три воронёнка решили поиграть с рыжим жеребёнком.
Дима с Диной ели дыни.

Заключение

Когда и кем были придуманы скороговорки для развития речи, на данный момент уже не особо важно. Но одно действительно ясно, что эти короткие и в то же время забавные стишки с различными труднопроизносимыми звуками стали частью народного фольклора во многих странах. Эти маленькие стишки берут в свое вооружение учителя, логопеды, родители и воспитатели.

Старайтесь петь ребенку песни и частушки, водите с ним хороводы, разучивайте вместе простые и сложные скороговорки, играйте в загадки, объясняйте события из жизни, используя при этом различные народные пословицы.

Именно таким образом вы приучите ребенка активно воспринимать окружающее пространство, творчески осваивать его, постоянно двигаться и развиваться, тренировать память и речь, быстро находить нестандартные решения сложных задач.

Этим вы прививаете им чувство справедливости, учите добру, любви, заботе, честности, самостоятельности, формируете у них положительное эмоционально-психическое состояние.

Попробуйте выучить небольшую скороговорку на русском языке и предлагайте повторить ее своим знакомым - и взрослым, и детям. Вы увидите, что у всех реакция будет одинаковая - от первых неудачных попыток повторить ее люди приходят в восторг, улыбаются.

- Почему мне нравятся скороговорки?

- Потому что мне нравится их произносить!

Библиографический список

  1. Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов:
    1. В.Даль. Пословицы русского народа: Том 2. - М.: Художественная литература, 1984.
    2. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок/ Сост. Е.Новикова, А.Лебедева. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.
    3. Русский фольклор/ Сост. В.Аникин. - М.: Художественная литература, 1986.
  2. Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря:
    1. Толковый словарь В.И.Даля. Том I. А-З. - Восьмое издание. - Москва, издательство "Русский язык", 1981.
    2. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  3. Ссылки на материалы интернет-ресурсов:
    1. http://kid-game.ru В чем заключается польза скороговорок. Растем играючи
    2. http://www.umka.by/library/skorogovorki.html