Урок литературы с элементами театрализации по теме "Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистской драмы"

Разделы: Литература


Цели: изучение комедии Ж. Б. Мольера "Мещанин во дворянстве" должно привести к восприятию учащимися её проблематики, усвоению особенностей комедийного жанра, приёмов сатирического изображения пороков личности и общества, мастерства комедийной интриги.

Оборудование: афиша со списком действующих лиц комедии, портрет Ж. Б. Мольера, тексты комедии "Мещанин во дворянстве", карточки с вопросами, магнитофон, запись сонаты №2 Жана Батиста Люлли.

Ход урока

I. Объявление задач на урок.

Сегодня на уроке мы начнём работу над комедией Мольера "Мещанин во дворянстве". Познакомимся с двумя действиями этого произведения, рассматривая пьесу как классицистское произведение.

II. зучение нового материала.

Чтобы погрузиться в атмосферу 17 века, давайте напомним себе наиболее яркие страницы жизни Мольера.

Он не сразу стал знаменитым Мольером. Мольер - сценическое имя, которое избрал себе двадцатилетний Жан Батист Поклен, когда наперекор родительской воле сделался актёром.

Он родился в 1622 году в Париже. Отец его, придворный обойщик Поклеен, надеялся, что первенец вместе с именем унаследует его ремесло и звание, но всё получилось по-другому.

До поры до времени Жан Батист никому не признавался в своей склонности к театру. Отец отдал его учиться в клермонский коллеж. Это было одно из лучших учебных заведений во Франции того времени. Жан Батист изучал латынь и греческий, увлекался философией. Он самостоятельно перевёл на французский язык поэму древнеримского поэта Лукреция "О природе вещей".

Окончив коллеж, юный Поклен занялся юриспруденцией, сдал при университете экзамен на звание лиценциата прав, мог стать адвокатом, но:пошёл в актёры.

Вместе с друзьями молодой Поклен основал в Париже театр. Они назвали свой театр "Блистательный", но, увы, блистать им не пришлось. Но Мольер не отступил. Он сколотил новую труппу. В Париже нечего было надеяться на успех, и они отправились странствовать по городам и селениям Франции.

Чтобы пополнить репертуар своего бродячего театра, Мольер сам начал писать пьесы. Пьесы были полны такого непринуждённого веселья, что спектакли проходили с триумфом.

Слава труппы росла, слух о ней дошёл до Парижа.

24 октября 1658года труппа Мольера выступила в Луврском дворце перед молодым королём Людовиком XIV и его придворными. Король остался доволен, он похохотал вволю. Труппу решено было оставить в Париже и отвести ей помещение в театре Пти Бурбон.

Гений и мастерство Мольера высоко ценил его младший современник и друг Буало. Это был крупнейший теоретик классицизма, автор книги "Поэтическое искусство" (1674г.), которая на долгие времена стала сводом правил для европейских литераторов разных стран. Создавая эту книгу, Буало многому учился у Мольера, лучшие комедии которого он назвал "высокими" и считал образцами искусства классицизма.

Вера в силу разума, пафос гражданственности, стремление к стройности композиции, ясности и точности выражения мыслей, к поучительности и назидательности содержания, соблюдение "трёх единств" - все эти принципы Мольер блестяще воплощал в своём творчестве. Комедии его, действительно, могли служить образцами искусства классицизма. Демократический дух комедий Мольера был их живой душой. Широкая народность, которая, конечно, не исчерпывалась элементами фарса, но проявлялась и в них, была основой художественного своеобразия, источником реализма Мольера.

Серьёзное философское начало органически сливается в театре Мольера с народным юмором, традиции античных образцов - с острыми наблюдениями над современностью, с новаторскими поисками; мастерство высокой литературной комедии - с непосредственной свежестью народного зрелища.

Слово учителя.

Мольер отстаивал право комедиографа на изображение и осмеяние пороков человека и общества во имя высоких нравственных целей. Подчёркивая большое воспитательное значение сатирического жанра, он ставил перед комедией две задачи. Главная - поучать людей, вторая и второстепенная - развлекать их. Если лишить комедию назидательного элемента, она превратится в пустое зубоскальство; если отнять у неё развлекательные функции, она перестанет быть комедией и нравоучительные цели также не будут достигнуты. Мысли Мольера о высоком назначении комедии соответствовали представлению классицистов о задачах художественной литературы.

Коротко учитель остановится на истории создания комедии "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, разгневавшись на турецкого посла, как ему показалось, за высокомерное поведение, высказал желание, чтобы в очередной комедии-балете были в смешном положении выставлены турки и пышные турецкие церемонии. С этой целью он поручил Мольеру и композитору Люлли сочинить комическую пьесу с музыкой и танцами и высмеять в ней турок. Мольер придумал забавную церемонию торжественного посвящения тщеславного буржуа в несуществующий сан "мамамуши". Однако эта шутовская "турецкая" церемония не стала главной в пьесе, а заняла лишь второстепенное место в широко развернувшейся сатире на спесивого богатого мещанина, стремящегося попасть в дворяне.

Учитель предлагает учащимся прочитать вслух состав действующих лиц "Мещанина во дворянстве" и ответить на вопросы.

1. Проанализируйте социальный состав действующих лиц комедии.

2. Соблюдается ли в комедии строгая последовательность в расположении действующих лиц в списке по сословной принадлежности, принятая в классицистской трагедии?

3. Почему, по-вашему, дворяне Дорант и Доримена значатся в афише после мещанина Журдена и его семьи? Чем это можно объяснить?

4. Где происходит действие пьесы "Мещанин во дворянстве", и в какое время оно укладывается? О чём свидетельствует точное указание места и времени действия у Мольера?

Школьники замечают, что персонажи Мольера: мещане, учителя, ремесленники, слуги и только два дворянина. Классицисты допускали изображение в комедиях людей из самых различных сословий. Дворяне Доримена и Дорант не будут играть главной роли в развитии действия. В то же время во Франции росла и богатела городская буржуазия и при её помощи французская монархия набиралась сил. Материальное состояние Журдена значительно выше, чем у графа и маркизы, перед которыми он раболепствует. Введение в пьесу действующих лиц балета, танцевальных номеров, указание на место действия (Париж, дом господина Журдена) свидетельствует о том, что Мольер строго соблюдает единство места.

Слово учителя. (звучит музыка)

Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена, богатого купца. С утра в доме звучит музыка. Это учителя музыки и танцев со своими помощниками. Один сочиняет по заказу хозяина серенаду, предназначенную для маркизы Доримены, другой ожидает урока танцев. Из их разговора мы узнаём, что господином Журденом владеет сильная страсть стать похожим на дворянина, то есть приобрести светские манеры и соответствующую внешность. Ради этого он платит большие деньги учителям и портным. А вот и сам господин Журден. Понаблюдаем за его поведением и послушаем, как он говорит (чтение по ролям явления 2 из действия II).

  • Журден -
  • Учитель танцев -
  • Учитель музыки -
  • I лакей, II лакей, певица -

Слово учителя:

Пока учителя танцев и музыки ради сохранения своего заработка убеждают господина Журдена в его несуществующих способностях доказывают необходимость продолжения занятий, появляется учитель фехтования и громогласно заявляет, что выше его предмета наук и искусств нет. Завязывается ссора. Понаблюдаем (инсценировка явлений 3,4 из действия II).

Дискуссия заканчивается дракой. После неё начинается урок философии. Послушаем, как учится господин Журден (чтение по ролям явления 6 из действия II).

  • Журден -
  • Учитель философии -

После знакомства с развитием сюжета первых двух действий проводится беседа по-прочитанному.

1. Что значит быть дворянином в представлении Журдена?

2. Только ли Журдену, буржуа, мечтающему о дворянском титуле и сословных почестях, свойственно такое представление о назначении дворянства? Зачем Мольер показывает страсть мещанина к дворянскому образу жизни?

3. Какие черты характера Журдена и как раскрываются в первых двух действиях? Как они выражены в его речи?

4. Как вы оцениваете поведение Журдена? Глуп он или умён?

Ученики отвечают, что в трагедиях французского классицизма утверждались благородство дворянина, его патриотический долг перед государством, военные доблести и высокие моральные качества. Иное мнение о дворянстве сложилось у Журдена, страстно мечтающего во всём походить на знатного господина. Его взгляды на знатность и благородство низменны и искажены. Он видит черты дворянина лишь в том, чтобы овладеть светскими манерами, уметь писать любовные письма и петь серенады, кланяться, роскошно одеваться, давать обеды и театрализованные представления. Таким образом создаётся комический эффект. Мольер осмеивает и обличает не только Журдена, но и всех тех представителей дворянского сословия, которые своим пристрастием к роскоши и праздности дали герою повод для столь нелепого подражания. Если в классицистских трагедиях утверждались положительные идеалы дворянской чести и долга, то Мольер обращает внимание на несоответствие реальной действительности этому идеалу. Высмеивая нелепость притязаний Журдена, комедиограф раскрывает также и подлинное лицо значительной части французской аристократии.

Вывод. В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер высмеял чванливого купца Журдена, который из кожи вон лезет, чтоб во всём походить на аристократа. Журден превращается во всеобщее посмешище, в источник лёгкого дохода для ловких пройдох, прикрывшихся дворянскими титулами. Мольер надеялся, что пороки буржуазии можно исцелить, обличая их.

Домашнее задание: читать действия III, IV, V.

Ответить на вопрос:

  • Какова роль музыкальных страниц в комедии "Мещанин во дворянстве"?

Список литературы.

1. Леонов С.А., Литература классицизма в школьном изучение., 2-е изд. - М.: Флинта, Наука, 1997.