Урок литературы с профориентационным компонентом в 6-м классе по теме "Формула жизни Андрея Платонова по рассказу "В прекрасном и яростном мире"

Разделы: Литература


Надо относиться к людям по-отцовски
А.Платонов

Цели урока:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя Андрея Платонова
- найти ответ на проблемный вопрос
- объяснить «формулу жизни» Андрея Платонова
- поделиться размышлениями, переживаниями, которые возникли во время самостоятельного прочтения рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»
- совершенствовать умение анализировать прочитанный текст, строить полный ответ, слушать друг друга;
- развивать навык выразительного чтения;
- сформировать представление о профессии машиниста

План урока:

  1. Вступительное слово знатоков биографии писателя.
  2. Беседа по содержанию рассказа.
    - творческий пересказ учащихся;
    - работа с текстом рассказа;
  3. Подведение итогов. Обобщение.

Оборудование:
- портрет писателя, выставка произведений писателя.

Словарная работа: милосердие, сострадание, машинист, буксы, инжектор, турбодинамо, петарды, тендер, реверс.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент: приветствие, сообщение темы урока, постановка целей.

I. Слово о писателе:

Андрей Платонов – из тех писателей, о которых говорят:  «Писатель будущего». Не оценённый по достоинству в своё время, он идёт к нам, а мы к нему.
Знатоки биографии писателя, вам слово. (Выступает 1 творческая группа, которая рассказывает о детских годах А.Платонова)
- В чём же состояла упорная детская мечта писателя?
«И теперь исполняется  моя детская мечта – стать… таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей» Автобиографическое письмо. А.Платонов. 1922г.

II. Аналитическая беседа:

Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на проблемный вопрос. Что же, по Платонову, включает в себя понятие «жизнь». Какова «формула жизни» Андрея Платонова.
Чтобы разрешить проблемный вопрос, приглядимся к героям, к тому, как они живут.
Когда вы читали рассказ, вам встретились слова, которые принято называть профессиональными (2 творческая группа  объясняет значение профессионализмов, использование профессиональной лексики в рассказе о жизни людей)
- Близок ли рассказчик автору, который говорит о себе: «Я люблю ещё… паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу»?
- Каково ваше впечатление о Мальцеве?
- Что восхищало рассказчика в работе Мальцева?
Профессиональное мастерство машиниста. Мальцев очень любил свою машину. Он всё знал в своём паровозе, мог бы вести его с закрытыми глазами, но был равнодушен и недоверчив к окружающим людям.
- Можно ли оправдать такое отношение к людям?
Творческий пересказ трагического эпизода рассказа от лица Александра Васильевича Мальцева.
- Каковы последствия несчастного случая, произошедшего с Мальцевым?
Это было трудное время, время подозрительности людей, стремления видеть в каждом вредителя и врага народа. Мальцева осудили. «Он осунулся и постарел… тоска, безжизненная участь снедали Александра Васильевича, и тело его худело от постоянного горя»
- Что же помогло Мальцеву восстановить зрение?
Любимая работа. Возвращение к любимому делу дало новые силы, его организм как бы помолодел и преодолел болезнь. Костя разрешил повести паровоз. Сам Мальцев раньше к Косте относился равнодушно, а сейчас понял, что люди должны относиться друг к другу теплее, потому что дружеское отношение к другому человеку рождает добро, даже может произойти чудо, как это случилось с Мальцевым.
- Почему у рассказчика «сгорела душа» и почему он «хотел защитить Мальцева от горя судьбы?
- Какие слова выражают важнейшую мысль рассказа?
- Что роднит героев рассказа? «Я боялся оставить его одного, как родного сына…»
- В чём смысл названия рассказа?
- Как эпиграф связан с прочитанным вами рассказом?

III. Выводы по уроку:

Мир должен и в будущем оставаться не ручным, а «яростным», напряжённым, загадочным. Но одновременно в человеке должно укрепиться чувство единства с другими людьми. Должно быть преодолено сиротство, одиночество, утвердиться ощущение, что «без меня народ неполный». Должно утвердиться чувство личной ответственности человека не только за свою судьбу, но и за судьбы других людей. В ходе анализа произведения мы нашли ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Источник жизни – каждодневный труд, преодоление обстоятельств.
Формула жизни - доброта, милосердие, любимая работа, мастерство в профессии, понимание важности своего дела, чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей.
Происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.
Талант Платонова задел сердце, пробудил чувство и желание пристально взглянуть на себя.

IV. Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: «Что, по-вашему, понял Мальцев благодаря этой истории»?