Субкомпетенции: становление этически, эстетически, интеллектуально содержательной личности, уважающей культурные ценности своего и других народов; умение относить конкретное произведение к определённому периоду творчества писателя; осознание места и роли русской классической литературы в мировом литературном процессе.
Цели урока (в конце урока ученики будут способны):
понять, что тема любви в лирике А.С.Пушкина – это выражение восторга красотой, это гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека, это выражение безграничного уважения к женщине; осознать, что “…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…”; анализировать лирическое произведение; выразить своё отношение к изучаемому произведению.
Тип урока: урок формирования способностей понимания знаний и добывания знаний.
Дидактические технологии:
А) методы: задания с ограничением по времени; работа в группах; составление наглядности к тексту.
Б) формы: исполнение ролей; импровизация.
В) средства обучения: лирические произведения А.С.Пушкина; высказывание В.Г.Белинского о поэзии А.С.Пушкина; таблица; кроссворд; учебные карточки.
Оценивание: Текущее, обучающего типа с выставлением оценок в целом группе.
Ход урока: в текстовой описательной форме.
Ход урока.
В начале урока класс делится на три группы. Каждая группа получает название и определяется с девизом. Первая группа – Лицеисты. Девиз группы: “Отечество нам Царское Село”.
Вторая группа - Друзья Пушкина. Девиз группы: “Прекрасен наш союз”.
Третья группа - Пушкинисты. Девиз группы: “Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет”.
В отдельную группу выбираются девочки, которые в ходе урока будут исполнять роли любимых поэта. Название группы: Любимые поэта.
(В группу входят Е.К.Воронцова, А.А.Оленина, А.П.Керн, М.Н.Волконская, Н.Н.Гончарова).
Девиз группы: Он нас любил.
В стиле импровизации каждая группа хором представляет название группы и девиз.
На доске написано высказывание.
К особенным свойствам его поэзии принадлежит её способность развивать в людях чувство изящного и чувство бесконечного уважения к достоинству человека. (В.Г.Белинский).
Задание классу: Прочитайте высказывание и, опираясь на знание поэзии А.С.Пушкина, докажите правоту слов критика.
На партах у учащихся три стихотворения: “Желание” (1816 г.), “Ночь” (1823 г.), “Сожжённое письмо” (1825 г.).
Задание 1: Прочитайте стихотворения. Задание 2: Какой темой объединены эти стихотворения?
Запишем в тетрадь тему урока: Любовная лирика А.С.Пушкина. Стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.
Определите для себя цель и запишите в тетрадь по схеме: Хочу узнать…
Хочу научиться…
Хочу воспитать в себе… .
Теперь приглашаем всех в галерею “Я вас любил…”. Здесь вас встретят те, кого любил поэт.
На стене в кабинете литературы оформлена портретная галерея. Группа “Любимые поэта” читают посетителям галереи стихи: “Её глаза” (1828 г.); “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829 г.); “Мадонна” (1830 г.).
Задание классу: По заданному началу продолжите поэтическую зарисовку.
Тема любви в лирике Пушкина – это… .
Задание классу: Прочитайте стихотворения “Желание”, “Ночь”, “Сожжённое письмо”. Обрисуйте зелёной рамочкой стихотворение, в котором звучит гимн чувству; розовой, в котором звучит мысль: любовь вдохновляет на творчество; красной, в котором звучит выражение уважения к женщине.
Задание группам: Нарисуйте словесный портрет лирического героя.
Первая группа “Лицеисты” - Стихотворение “Желание”.
Вторая группа “Друзья Пушкина” - Стихотворение “Ночь”.
Третья группа “Пушкинисты” - Стихотворение “Сожжённое письмо”.
Техника “Златая цепь” поможет нам понять, меняется ли в лирике поэта его отношение к любви.
Для этого обратим внимание на таблицу.
Стихо- творение |
Год создания стихо- творения. |
Период творчества поэта. |
Поэт. | Любовь предстаёт как… |
Печать поэтической зрелости. |
“Желание”. | |||||
“Ночь”. | |||||
“Сожжённое письмо”. |
Карточки в виде золотой цепи учащиеся должны выложить в таблице. Группа “Лицеисты” получает три карточки: 1816; 1823; 1825. В графе “Год создания стихотворения” они должны правильно расположить карточки. Группа “Друзья Пушкина” получают карточки, на которых написано “лицейский”, “южная ссылка”, “Михайловское”. Они в графе “Период” должны выложить, в какой период написаны стихотворения. Группа “Пушкинисты” получают карточки, на которых написано “лицеист”, “романтик”, “влюблённый человек”. Они работают с графой “Поэт” и должны выложить, кто был поэт в данный период. Группа “Любимые Пушкина” получают карточки “страдание лирического героя”, “вдохновение к творчеству”, “неотъемлемая стихия человеческого сердца”.
Эта группа должна определить, в каком стихотворении любовь предстаёт как страдание лирического героя; как вдохновение к творчеству; как неотъемлемая стихия человеческого сердца.
Графиня Воронцова получает задание определить, на каком стихотворении лежит печать поэтической зрелости. Она получает карточки в виде печати и в последней графе таблицы выкладывает печати к стихотворениям “Ночь” и “Сожжённое письмо”.
В начале урока графиня Воронцова получила карточку “История написания стихотворения “Сожжённое письмо”. Представляет рассказ от первого лица.
Проводим краткий анализ стихотворения “Сожжённое письмо”. Группы получают задания:
1. Какие слова стихотворения передают движение души поэта? Какой интонацией читать?
2. Обратить внимание на обращение автора к горящему письму. Какую роль выполняют эти обращения?
3. Обратить внимание на слово “отрада”. Почему в грустном и даже трагическом стихотворении появляется слово “отрада”?
Группа “Любимые поэта” должны ответить на вопрос: Помогает ли таблица понять, что поэт на пути к созданию шедевра любовной лирики?
На доске в кроссворде – название стихотворения, которое явилось шедевром любовной лирики А.С.Пушкина. Учащиеся легко решают кроссворд.
Учащиеся по группам получают задание: Прочитайте внимательно стихотворения и раскрасьте красным цветом строки стихотворения.
Группа “Лицеисты” - строки взволнованные;
Группа “Пушкинисты” - строки искренние;
Группа “Друзья Пушкина” - строки простые.
Из группы “Любимые Пушкина” девочка, исполняющая роль А.П.Керн, представляет презентацию стихотворения “Я помню чудное мгновенье…”.
Проводим игровую дискуссию с предварительной работой в группах. Дискуссию ведет группа “Любимые Пушкина”. Они сообщают: “Существует три точки зрения литературоведов на стихотворение А.С.Пушкина. Сопоставьте точки зрения учёных и ответьте на вопросы”. Учащиеся получают дискуссионный лист-вопросник.
Дискуссионный лист-вопросник.
Сопоставьте три точки зрения литературоведов на стихотворение. Первая – традиционная: “Я помню чудное мгновенье…” - гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному её восприятию, творчеству. Вторая принадлежит А.И.Белецкому: “Любовная тематика в данном стихотворении явно подчинена другой, философско-психологической тематике, и основной её темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью. Перед нами три этапа состояний. Первый, когда перед поэтом предстала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнетения воспоминание утрачено, и эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чём жизнь заключается,- радость творчества. И третий, когда ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании, и душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее”.
Третья точка зрения высказана известным пушкинистом Б.В.Томашевским. “Основная тема стихотворения,- утверждает он,- любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя и изображаемой в отвлечённом идеальном образе”. Однако, по мнению Б.В.Томашевского, “Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Сама последовательность речи этому противоречит. Чувство прилива жизненных и творческих сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла вовремя. Прилив сил требовал венчания интенсивных проявлений страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолётную встречу с Керн в 1819 году… Пушкин не столько вспомнил, сколь забыл всё, что знал о ней, ослеплённый её обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась всё венчающая любовь”.
Ответьте на вопросы:
1. О чём же, по вашему мнению, это стихотворение?
2. Чья точка зрения вам ближе?
В качестве подведения итогов дискуссии учащимся предлагается сыграть в импровизации сценку “Чудное мгновение” Экзамен в лицее. Сдают экзамен группа “Лицеисты” и группа “Друзья Пушкина”, принимают экзамен группа “Пушкинисты”. В роли консультантов выступает группа “Любимые Пушкина”. Экзаменаторы задают по одному вопросу каждой группе.
1. Как в двух последних строфах стихотворения раскрывается смысл чудного мгновения?
2. Какое значение в жизни лирического героя имеет “чудное мгновение”? “Пушкинисты” оценивают экзаменующихся, вручая им символические сердечки разного цвета.
Завершается урок творческим заданием по технике Cinquain. Учащимся предоставляется возможность в нетрадиционной форме обобщить то новое, что они узнали и чему научились на уроке. С техникой ученики знакомы, но схема её и опорные слова (тема, заглавие текста) на доске перед учащимися (в целях экономии времени урока и помощи ученикам).
1 существительное: тема, заглавие текста;
2 прилагательных, определяющих существительное – тему;
3 глагола в любых грамматических формах: возможно, сказуемые для существительного-подлежащего.
4 любых значимых слова, выражающих отношение автора к теме; образное видение темы.
1 существительное, синоним или метафора к заглавному слову.
Опорные слова: Поэт. Любовь. Урок. Мгновенье. Цель. Вдохновенье. Радость.
В качестве примера привожу одну из работ.
Урок
мимолётный, интересный
учил, творил, пленил.
Здесь мне явилось вдохновенье.
Радость.
Оценивание: Оценка даётся группе за работу на уроке. Домашнее задание: Тест № 3,помещенный в сборнике “Тесты по русскому языку и литературе”.