Урок литературы. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Субкомпетенции: становление этически, эстетически, интеллектуально содержательной личности, уважающей культурные ценности своего и других народов; умение относить конкретное произведение к определённому периоду творчества писателя; осознание места и роли русской классической литературы в мировом литературном процессе.

Цели урока (в конце урока ученики будут способны):

понять, что тема любви в лирике А.С.Пушкина – это выражение восторга красотой, это гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека, это выражение безграничного уважения к женщине; осознать, что “…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…”; анализировать лирическое произведение; выразить своё отношение к изучаемому произведению.

Тип урока: урок формирования способностей понимания знаний и добывания знаний.

Дидактические технологии:

А) методы: задания с ограничением по времени; работа в группах; составление наглядности к тексту.

Б) формы: исполнение ролей; импровизация.

В) средства обучения: лирические произведения А.С.Пушкина; высказывание В.Г.Белинского о поэзии А.С.Пушкина; таблица; кроссворд; учебные карточки.

Оценивание: Текущее, обучающего типа с выставлением оценок в целом группе.

Ход урока: в текстовой описательной форме.

Ход урока.

В начале урока класс делится на три группы. Каждая группа получает название и определяется с девизом. Первая группа – Лицеисты. Девиз группы: “Отечество нам Царское Село”.

Вторая группа - Друзья Пушкина. Девиз группы: “Прекрасен наш союз”.

Третья группа - Пушкинисты. Девиз группы: “Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет”.

В отдельную группу выбираются девочки, которые в ходе урока будут исполнять роли любимых поэта. Название группы: Любимые поэта.

(В группу входят Е.К.Воронцова, А.А.Оленина, А.П.Керн, М.Н.Волконская, Н.Н.Гончарова).

Девиз группы: Он нас любил.

В стиле импровизации каждая группа хором представляет название группы и девиз.

На доске написано высказывание.

К особенным свойствам его поэзии принадлежит её способность развивать в людях чувство изящного и чувство бесконечного уважения к достоинству человека. (В.Г.Белинский).

Задание классу: Прочитайте высказывание и, опираясь на знание поэзии А.С.Пушкина, докажите правоту слов критика.

На партах у учащихся три стихотворения: “Желание” (1816 г.), “Ночь” (1823 г.), “Сожжённое письмо” (1825 г.).

Задание 1: Прочитайте стихотворения. Задание 2: Какой темой объединены эти стихотворения?

Запишем в тетрадь тему урока: Любовная лирика А.С.Пушкина. Стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.

Определите для себя цель и запишите в тетрадь по схеме: Хочу узнать…

Хочу научиться…

Хочу воспитать в себе… .

Теперь приглашаем всех в галерею “Я вас любил…”. Здесь вас встретят те, кого любил поэт.

На стене в кабинете литературы оформлена портретная галерея. Группа “Любимые поэта” читают посетителям галереи стихи: “Её глаза” (1828 г.); “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829 г.); “Мадонна” (1830 г.).

Задание классу: По заданному началу продолжите поэтическую зарисовку.

Тема любви в лирике Пушкина – это… .

Задание классу: Прочитайте стихотворения “Желание”, “Ночь”, “Сожжённое письмо”. Обрисуйте зелёной рамочкой стихотворение, в котором звучит гимн чувству; розовой, в котором звучит мысль: любовь вдохновляет на творчество; красной, в котором звучит выражение уважения к женщине.

Задание группам: Нарисуйте словесный портрет лирического героя.

Первая группа “Лицеисты” - Стихотворение “Желание”.

Вторая группа “Друзья Пушкина” - Стихотворение “Ночь”.

Третья группа “Пушкинисты” - Стихотворение “Сожжённое письмо”.

Техника “Златая цепь” поможет нам понять, меняется ли в лирике поэта его отношение к любви.

Для этого обратим внимание на таблицу.

Стихо-
творение
Год создания
стихо-
творения.
Период
творчества
поэта.
Поэт. Любовь
предстаёт как…
Печать
поэтической
зрелости.
“Желание”.          
“Ночь”.          
“Сожжённое
письмо”.
         

Карточки в виде золотой цепи учащиеся должны выложить в таблице. Группа “Лицеисты” получает три карточки: 1816; 1823; 1825. В графе “Год создания стихотворения” они должны правильно расположить карточки. Группа “Друзья Пушкина” получают карточки, на которых написано “лицейский”, “южная ссылка”, “Михайловское”. Они в графе “Период” должны выложить, в какой период написаны стихотворения. Группа “Пушкинисты” получают карточки, на которых написано “лицеист”, “романтик”, “влюблённый человек”. Они работают с графой “Поэт” и должны выложить, кто был поэт в данный период. Группа “Любимые Пушкина” получают карточки “страдание лирического героя”, “вдохновение к творчеству”, “неотъемлемая стихия человеческого сердца”.

Эта группа должна определить, в каком стихотворении любовь предстаёт как страдание лирического героя; как вдохновение к творчеству; как неотъемлемая стихия человеческого сердца.

Графиня Воронцова получает задание определить, на каком стихотворении лежит печать поэтической зрелости. Она получает карточки в виде печати и в последней графе таблицы выкладывает печати к стихотворениям “Ночь” и “Сожжённое письмо”.

В начале урока графиня Воронцова получила карточку “История написания стихотворения “Сожжённое письмо”. Представляет рассказ от первого лица.

Проводим краткий анализ стихотворения “Сожжённое письмо”. Группы получают задания:

1. Какие слова стихотворения передают движение души поэта? Какой интонацией читать?

2. Обратить внимание на обращение автора к горящему письму. Какую роль выполняют эти обращения?

3. Обратить внимание на слово “отрада”. Почему в грустном и даже трагическом стихотворении появляется слово “отрада”?

Группа “Любимые поэта” должны ответить на вопрос: Помогает ли таблица понять, что поэт на пути к созданию шедевра любовной лирики?

На доске в кроссворде – название стихотворения, которое явилось шедевром любовной лирики А.С.Пушкина. Учащиеся легко решают кроссворд.

Учащиеся по группам получают задание: Прочитайте внимательно стихотворения и раскрасьте красным цветом строки стихотворения.

Группа “Лицеисты” - строки взволнованные;

Группа “Пушкинисты” - строки искренние;

Группа “Друзья Пушкина” - строки простые.

Из группы “Любимые Пушкина” девочка, исполняющая роль А.П.Керн, представляет презентацию стихотворения “Я помню чудное мгновенье…”.

Проводим игровую дискуссию с предварительной работой в группах. Дискуссию ведет группа “Любимые Пушкина”. Они сообщают: “Существует три точки зрения литературоведов на стихотворение А.С.Пушкина. Сопоставьте точки зрения учёных и ответьте на вопросы”. Учащиеся получают дискуссионный лист-вопросник.

Дискуссионный лист-вопросник.

Сопоставьте три точки зрения литературоведов на стихотворение. Первая – традиционная: “Я помню чудное мгновенье…” - гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному её восприятию, творчеству. Вторая принадлежит А.И.Белецкому: “Любовная тематика в данном стихотворении явно подчинена другой, философско-психологической тематике, и основной её темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью. Перед нами три этапа состояний. Первый, когда перед поэтом предстала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнетения воспоминание утрачено, и эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чём жизнь заключается,- радость творчества. И третий, когда ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании, и душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее”.

Третья точка зрения высказана известным пушкинистом Б.В.Томашевским. “Основная тема стихотворения,- утверждает он,- любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя и изображаемой в отвлечённом идеальном образе”. Однако, по мнению Б.В.Томашевского, “Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Сама последовательность речи этому противоречит. Чувство прилива жизненных и творческих сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла вовремя. Прилив сил требовал венчания интенсивных проявлений страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолётную встречу с Керн в 1819 году… Пушкин не столько вспомнил, сколь забыл всё, что знал о ней, ослеплённый её обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась всё венчающая любовь”.

Ответьте на вопросы:

1. О чём же, по вашему мнению, это стихотворение?

2. Чья точка зрения вам ближе?

В качестве подведения итогов дискуссии учащимся предлагается сыграть в импровизации сценку “Чудное мгновение” Экзамен в лицее. Сдают экзамен группа “Лицеисты” и группа “Друзья Пушкина”, принимают экзамен группа “Пушкинисты”. В роли консультантов выступает группа “Любимые Пушкина”. Экзаменаторы задают по одному вопросу каждой группе.

1. Как в двух последних строфах стихотворения раскрывается смысл чудного мгновения?

2. Какое значение в жизни лирического героя имеет “чудное мгновение”? “Пушкинисты” оценивают экзаменующихся, вручая им символические сердечки разного цвета.

Завершается урок творческим заданием по технике Cinquain. Учащимся предоставляется возможность в нетрадиционной форме обобщить то новое, что они узнали и чему научились на уроке. С техникой ученики знакомы, но схема её и опорные слова (тема, заглавие текста) на доске перед учащимися (в целях экономии времени урока и помощи ученикам).

1 существительное: тема, заглавие текста;

2 прилагательных, определяющих существительное – тему;

3 глагола в любых грамматических формах: возможно, сказуемые для существительного-подлежащего.

4 любых значимых слова, выражающих отношение автора к теме; образное видение темы.

1 существительное, синоним или метафора к заглавному слову.

Опорные слова: Поэт. Любовь. Урок. Мгновенье. Цель. Вдохновенье. Радость.

В качестве примера привожу одну из работ.

Урок

мимолётный, интересный

учил, творил, пленил.

Здесь мне явилось вдохновенье.

Радость.

Оценивание: Оценка даётся группе за работу на уроке. Домашнее задание: Тест № 3,помещенный в сборнике “Тесты по русскому языку и литературе”.