Урок литературы с применением ИКТ по теме "Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»"

Разделы: Литература


Цели:

  • развивать навыки анализа текста, характеристики героев
  • выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
  • воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Презентация.

2. Проверка домашнего здания.

Дома вам было предложено составить краткий рассказ о жизни Мцыри в монастыре, о характере и мечтах главного героя поэмы. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Рассказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника”.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полны отказ от собственной личности, “служение богу”, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к мирской жизни запрещалось.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

А теперь перейдем к теме нашего сегодняшнего урока и начнем с характеристики образа Мцыри в поэме.

Образ главного героя поэмы.

2-1. Беседа по вопросам.

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

Мцыри - “естественный человек”, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.

Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного “чудного мира тревог и битв”.

2-2. Задание по группам.

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе , Мцыри узнал ,что он смел и бесстрашен.

Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом –жизнь!.

(Что делала я на воле - Жил…)

 Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущность.

Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав “цветком темничным”, и обусловили гибель героя.

Гибель Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

3. Тест.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили содержание нашего сегодняшнего урока. Я предлагаю вам пройти к компьютерам и ответить на вопросы теста.

4. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.

Мне бы хотелось отметить отличную работу…

Хорошую работу…

Не в полную силу своих способностей работали…, и я надеюсь, что на следующих уроках вы будете работать активнее.

5. Домашнее задание.