Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина, увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс, путем использования ИКТ; развивать связную речь учащихся
Оборудование: ИКТ, репродукции картин, стихотворения А.С. Пушкина, симфоническая музыка.
Ход урока
1. Орг. момент.
Слово учителя
Ребята, мы сегодня познакомимся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Период с 1826 по 1837 год – расцвет творчества А.С. Пушкина. Торжество реализма. Совершенствование мастерства. Этот огромный период включает события разного масштаба: беседу с Николаем I, который объявил себя цензором поэта, знаменитую Болдинскую осень 1830 года… и постоянное победоносное творчество. Пушкин обращается к различным жанрам, темам, проблемам. По количеству и размаху завершённых и незавершённых трудов можно судить о вдохновенном напряжении, свойственном Пушкину, который был “человек в поэзии и поэт в жизни”. Творческий подвиг Пушкина – это и тома его произведений, и “толпа образов”, россыпь идей и проблем, которые он обозначил для себя и для нас, которые стремился осмыслить, тот ясный взгляд на жизнь, именуемый мудростью. Все произведения, все события творческой жизни А.С. Пушкина значительны. Чтобы показать масштаб личности поэта и писателя, убедиться в неповторимой яркости индивидуальности и неистощимом запасе жизненных сил, можно обратиться к одному из периодов его жизни – Болдинской осени 1830 года.
Слайд №1.Александр Сергеевич Пушкин . Парк в Болдино.
3. Сообщения учащихся. (Слайд №2)
Я не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья...
Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ от Бенкендорфа, коему Николай давно уже поручил специальный надзор за поэтом, Пушкин пробовал выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя бы в Китай. Был получен отказ. Заметно охладевали к поэту его светские знакомые. И вот Пушкин получает согласие на повторное свое предложение Гончаровой.
Слайд №3.Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова
По случаю помолвки с Натальей Гончаровой Пушкин ходатайствовал у царя разрешение на печатание своего “Бориса Годунова” . Правительство одобрило намерение Пушкина сделаться семьянином. “Бориса Годунова” разрешили напечатать, однако под личную ответственность автора.
Слайд №4. А.С.Пушкин в Болдино (сообщение учащихся)
Отец поэта определил во владение сыну деревню Кистеневку, поблизости от Болдина. Пушкину пришлось выехать для устройства своих дел в Болдино. После того как поэт вступил во владение деревней, он мог уехать в Москву, к любимой невесте, но его задержала холера. Он застревает в Болдине и проводит там ту самую осень, которая, как горный кряж с целым рядом отдельных вершин, возвышается в его творчестве.
Слайд №5.Болдинская осень
Пушкин не знал, что делать, думая о Москве и о невозможности свидеться с невестой, но он отлично знал, что вообще надо делать, и фактически трудился каждый день не покладая рук, трудился с таким напряжением, как, может быть, никогда.
Если мы сделаем простой список того, что и когда было им написано, то есть закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.
Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября,
9-го уже закончил “Гробовщика” ,
14-го “Станционного смотрителя” ,
Слайд №6. Иллюстрация к повести “Станционный смотритель”
20-го “Барышню-крестьянку” ,
25-го - девятую главу романа “Евгений Онегин” ;
между 5 и 10-м написан “Домик в Коломне” ,
между 12 и 14-м - “Выстрел” ,
20-го окончена “Метель” ,
23-го - “Скупой рыцарь” ,
26 - го - “Моцарт и Сальери” ,
и в октябре же окончено “Путешествие Онегина” ,
4 ноября окончен “Каменный гость” ,
и в ноябре же написан “Пир во время чумы” .
За эти болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.
Однако присущее поэту мужество и здесь не изменяет ему: не темы владеют поэтом, а поэт владеет темами. В “Гробовщике” все ужасы оказываются простой фантазией подвыпившего героя рассказа, а в “Пире во время чумы” дана такая сила упоения жизнью, что она заставляет преодолеть даже самое сознание близости смерти:
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья
Бессмертны, может быть залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Чтобы подобное ощущение не было результатом простого нервного подъема, явствует хотя бы из того, что оно было знакомо и совсем юному Пушкину. Так, в лицейском “Послании к Юдину” (1815) встречаем строки, заключающие ту самую мысль, слитую в одно целое с чувством, которую мы только что привели из гимна чуме. Вот эти юношеские строки:
Питомец муз и вдохновенья,
Стремясь фантазии вослед,
Находит в сердце наслажденья
И на пути грозящих бед.
О чем же они говорят? Все о том же: не только об утверждении борьбы с “грозящими бедами” , но и о том высоком наслаждении жизнью, которое дает эта борьба.
4. Подведем итоги:
В каком году и при каких обстоятельствах А.С.Пушкин оказался в своём имении в Болдино?
Какие произведения относятся в этому творческому периоду? Назовите их.
Назовите сроки написания произведений, относящихся к болдинскому периоду жизни А.С.Пушкина.
Вывод:
Болдинская осень в жизни А.С.Пушкина – творческий праздник.
Домашнее задание:
Сравнить стихотворения “Если жизнь тебя обманет…” и “Элегия” (1830г) по настроению и способу выражения его, отношению к творчеству, пониманию смысла человеческого существования.
Список использованной литературы.
- “Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия” , 2006
- “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
- “Сто русских писателей”. Краткий справочник. Санкт-Петербург. “Золотой век”.1999г.
- Русские писателя. Библиографический словарь, Москва, Просвещение,1990г.
- Учебник-хрестоматия. Литература 9 класс. Дрофа, Москва, 2003г.