Цели урока:
1. На примере рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” воспитывать у детей
культуру чтения;
2. Увидеть нарисованные писателем картины жизни в их целостности;
3. Познакомить с различными типами человеческих характеров;
4. Воспитывать такие качества, как доброту, мужество, смелость, уважение друг к
другу.
Оборудование:
– портрет Джека Лондона;
– выставка книг Д.Лондона;
– иллюстрации к эпизодам рассказа “Любовь к жизни”;
– тексты,
– компьютер,
– экран,
– проектор.
Эпиграф к уроку.
Друг познаётся в беде.
(Пословица.)
1. Организационный момент. (Ознакомить с темой и целями урока.)
2. Вступительное слово учителя.
Джон Гриффит Лондон – это полное имя писателя Джека Лондона. Многие из вас уже читали его рассказы и повести. Запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.
Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: “В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин”. Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.
Он прославлял величие и несокрушимость человеческого духа и совершенно не принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье “ Что значит для меня жизнь” писатель утверждал: “Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества , в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми.
Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность”.
За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. Итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ “Любовь к жизни”.
“Упорство – вот тайна писательского мастерства, как и всего остального”.
“Упорство – чудеснейшая вещь”.
Верой в благородство, благородные качества проникнуты “северные рассказы” Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство.
Это герои рассказов “Белое Безмолвие”, “Мужество женщины”, “Любовь к жизни”.
3. Работа с текстом.
1). Перечитать начало рассказа. Обратить внимание на обстоятельства, при которых впервые мы с вами знакомимся с героями рассказа “Любовь к жизни”.
Учитель. Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан.
2). Найдите в тексте детали, которые подтверждают эту мысль.
(“лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений”, “плечи оттягивали тяжёлые тюки”, “оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз”, “голос звучал вяло”, “говорил равнодушно”).
3). Что ещё можно сказать о героях?
(Один из них попадает в беду. А другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.)
4). Найти в тексте описание состояние героя, которого покинул товарищ. Обратите внимание на чувства, которые он испытывал.
(“и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска,
словно у раненого оленя.”
“Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.
– Билл! – крикнул он.
Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…”).
5). Описание природы ещё в большей степени помогает понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств.
(Найти описание природы в тексте.)
6). Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?
(…Он подойдёт к тому месту…
Билл подождёт его там, и они вдвоём…
…где сколько хочешь еды…)
7). Выделим сцены многодневного пути героя (постепенно нарастает трагизм его положения):
1. Начало пути без Билла;
2. Чувство голода и встречи с куропатками;
3. Герой освобождается от всего лишнего;
4. Встреча с медведем;
5. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
6. Герой увидел океан;
7. Встреча с волком.
8). Пересказ эпизода “Встреча с волком”.
(Конец эпизода читает учитель.)
9). Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа “Любовь к жизни” и почему он так называется?
Учитель. Герой хотел жить. Он любил жить, и любовь к жизни давала ему силы преодолевать даже смертельные опасности.
(Зачитать конец рассказа вслух.)
10). Рассмотреть иллюстрации к рассказу, помещённые на экране, найти слова, которые можно употребить в качестве подписи к каждой иллюстрации.
11). Выразительное чтение понравившегося отрывка.
12). Работа с пословицами. Охарактеризовать героев рассказа “Любовь к жизни”, затем подобрать пословицы.
Герой: смелый, храбрый, мужественный, волевой, смог добиться намеченной цели, не отступал перед трудностями.
Билл: трусливый, равнодушный, малодушный, слабый, самолюбивый.
Пословицы:
- Храброму смерть не страшна (герой).
- Непуганная птица и куста боится (Билл).
- Враг хитрый, а я хитрей. (герой).
- У страха глаза велики. (Билл).
- Добыча ловца не ждёт (герой).
Учитель. Ребята, я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. На примере этого героя рассказа вы будете расти добрыми, мужественными, друг друга в беде не бросите, будете добиваться намеченной цели. Билл любил только себя, поэтому он и погибает, а вместе они бы выжили.
Итог урока. Оценки.
Домашнее задание – составить цитатный план того пути, который прошёл герой рассказа.
Цитатный план.
1. “Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по
камням, торчавшим во мху, как островки”.
2. “Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл
его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника”.
3. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек”.
4. “Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя”.
5. “И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал у него в тюке
за спиной”.
6. “Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал
ничего, так сильно терзал его голод”.
7. “Он заглядывал в каждую лужу и наконец… увидел…одну-единственную рыбку
величиной с пескаря”.
8. “Наступил день – серый день без солнца…Чувство голода…притупилось…мысли
прояснились…и он опять думал…о своем тайнике у реки Диз”.
9. “В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий…не больше пяти”.
10. “Он разделил золото пополам… Но ружье он все еще не бросил”.
11. “Он опять разделил золото…”.
12. “Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим
таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его”.
13. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
14. “Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это
его удивило”.
15. “Опять послышалось сопение и кашель… и в двадцати шагах от себя он увидал
серую голову волка”.
16. “Он шел по следам другого человека… и скоро увидел конец его пути”.
17. “…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился
на спину и уснул”.