Урок литературы. Владимир Мономах. "Поучение"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формирование представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о «Поучении», как древнерусском памятнике культуры; углубление сведений о Владимире Мономахе и «Поучении»
  • закрепление умения определения жанров древнерусской литературы;
  • развитие мышления, памяти, внимательности; формировать речевые умения
  • развитие познавательного, творческого интереса к предмету, к своей истории; воспитание ответственности, патриотизма, чувства коллективизма, доброты, отзывчивости; обогащение нравственно-эстетического опыта учащихся

ХОД УРОКА

I.

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки,, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя. Но вот в тихих кельях монастырей начинают писать летописи. Десятый век – век появления древнерусской литературы, век, когда Русь приняла христианство. Вместе с христианством пришли книги, и появилась первая азбука – «кириллица», появился единый язык восточных славян, который назывался просто «славянским». Началась книжная культура. В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам.
Литература того времени создавалась в различных жанрах. Для каждого жанра существовал особый набор правил изложения содержания (каноны). Существовала каноническая литература, т.е. для читателя не было ничего неожиданного в ходе событий : он знал, как начинается произведение, о чем будет идти речь дальше и чем завершится. Средневековое сознание религиозно. Человек верит в Бога. Любое написание книги начинается с хвалы Богу.

– Давайте вспомним, какие жанры существовали в древнерусской литературе. Возьмите листочки с кроссвордом, лежащие на партах. Кто быстрее разгадает?

(Кроссворд на закрытой доске. Открывается потом для проверки. Шестое задание ребята получают в конце урока.)

– Сегодня мы поближе познакомимся с жанром поучения и с человеком, который непосредственно написал «Поучение».

  1. Жанр, в котором излагались правила жизни.
  2. Жанр, используемый в публицистических целях. Один из авторов Иван Грозный.
  3. Жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.
  4. Описание жизни святого.
  5. Жанр, в котором велись погодные (по «летам» – по «годам») данные.

Чтение стихотворения учеником.

Была пора: губительный раздор
Везде летал с хоругвию кровавой,

За ним вослед летали глад и мор;
Разбой, грабеж и мщенье были славой.

От русских русских кровь текла.
Губил половчанин без страха.
Лежали грады кучей праха,
И Русь бедою поросла,

Но Русь в беде крепка была
Душой великой Мономаха.

Жуковский («Русская слава»)

II.

– Многими славными именами по праву гордится Россия. Имя Владимира Мономаха занимает одно из первых мест в этом списке. Он был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным деятелем, человеком большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе у своих современников и в потомстве.

(Звучит колокольный перезвон.)

Выступления учащихся:

– Звенят киевские колокола, отбивая радостный перезвон! Радуется земля русская! На престол вступает Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Прошло чуть более ста лет после принятия христианства. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны. Но Русь объединяется под властью Владимира Мономаха и переходит от пассивной обороны к активному наступлению в степь. Прозвание Мономах (единоборец) прочно закрепилось за этим князем.

– Трехлетним ребенком Владимира торжественно посадили на коня. Таков был обычай. Растили будущего воина и полководца. Родители позаботились, чтобы юный Владимир постиг книжную мудрость, овладел бы не только навыками воина, но и образованного человека. Отец знал 5 языков. В их княжеском доме было много рукописных книг. Мать, гречанка Анастасия, также принадлежит к кругу читающих, мыслящих людей. С семилетнего возраста Владимир стал учиться письму и чтению. Занимался упорно и прилежно. Самостоятельная жизнь Владимира началась в 13 лет, когда отец отправил его княжить в далекое Ростовское княжество.
В зрелых летах он был государем в наследном владении, умным советчиком князя, сострадательным благодателем бедных, знаменитым победителем врагов Отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир. Он старался улучшить законы, окружал каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир). Но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочесть его духовное завещание, наставление сыновьям.

III. История создания

– Конец 1117 и 1118 годов Мономах провел в Киеве. Он стал прибаливать, передавая дела старшему сыну Мстиславу. В эти месяцы Мономах многие дни проводит в своей палате за книгами, в беседах с митрополитом Никифором. Он читает «Шестоднев», «Пролог», «Беседы Василия Великого» и «Слово Григория Богослова». Уже давно, с тех пор, как прочитал бывшее в его библиотеке «Отцовское поучение некоего англичанина», у него зародилась мысль оставить и своим сыновьям поучение о том, как жить, как управлять, воевать и хозяйствовать. Но пока он был молод, мысль эта отодвигалась вдаль. И вот теперь он понимал, что жить ему оставалось не так уж много – 5,7,10 лет, но, наверное, не больше. Пока тело еще не немощно, пока голова ясна, нужно все, что выстрадано, передумано, отдать людям и прежде всего сыновьям, которым надлежит отстаивать его дело. В этот вечер он пораньше отослал слуг, плотно прикрыл дверь, разложил на столе лист чистого пергамента, задумался, вывел первые слова: «Я, смиренный дедом своим Ярославом благословенным, славным, нареченный в крещении русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов…» Он помедлил, подумал и продолжал писать буквицу за буквицей. Он работал целый вечер и сумел написать о многом, а главное – о единстве Руси перед лицом непрекращающейся борьбы с половцами. Он вспоминал свои давние годы. В минуты таких раздумий глаза его становились холодными, а подбородок каменел. До полудня вершил дела всей Руси, в полдень обедал и почивал, а после принимался за писание.
С отрывками из того, что получилось мы познакомимся из учебника на стр. 26.

Работа с текстом

Выразительное чтение отрывков

Беседа по вопросам:

– Кому посвящено «Поучение»?
– Как понять выражение «на санях сидя»? В дороге или в конце жизни?
– Почему просит автор принять грамотку в сердце свое? Как вы понимаете эту просьбу ?
– В чем смысл «Поучения»?
– Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и в наше время?
– Какие нравственные ценности восхваляет Владимир Мономах?
– Каким словом можно назвать заботу о тех, кто нуждается? (Милосердие)
– Как вы думаете, люди в наше время проявляют милосердие?
– Вам было дано задание найти примеры из газет.

(Чтение и обсуждение вырезок)

– Князья еще тогда понимали, что сила государства в единстве. А того, кто не понимал, нужно учить. Государство состоит из миллионов людей. Ведь человек не рождается злым, он становится таким. Государство – это правитель. Для этого и писал Мономах свое «ПОУЧЕНИЕ», т.е. детям, будущим государям. Немало усилий приложил он достижению своей главной цели. Одним из ярких эпизодов его походов является заключение мира с Византией. Мономаху исполнилось 66 лет.

Входят послы:

– Мир вам, люди добрые, поклон вам, русичи!
– Добрый день, кто вы и куда путь держите ?
– Мы послы греческие, а идем мы в стольный Киев – град. С поручением идем да с подарками от императора.
– Что за поручение?
– Мира мы хотим с вашим князем, мира на земле византийской. Ну да некогда с вами разговоры вести, дела нас ждут великие. Оставайтесь с миром.
– До свидания. Интересно, что за подарки несли послы. Давайте спросим у наших историков.

На первом посольском приеме греки поразили Мономаха, они поднесли в виде даров императорский венец, один из тех, которые надевались на голову в торжественных случаях. Венец был золотой и богато украшен драгоценным каменьем. Вместе с венцом они поднесли императорскую хламиду (накидку ), драгоценный пояс, скипетр и яшмовую чашу. Это значило, что они признают киевского князя своим императором. Шапка – символ власти, самодержавия. Впоследствии все русские князья и цари венчались на престол шапкой.

(Показ иллюстраций, рассказ о шапке : собственный вес 698 гр., страховая сумма в 1990 г.– 3 млн. рублей. )

Итак, шапка не тяжела, но у Пушкина в трагедии «Борис Годунов» в сцене «Царские палаты» в монологе Бориса мы читаем: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Почему тяжела? Нелегко было Владимиру в такое тяжелое время править русским государством. Он стремился добиться справедливости, устранить вражду, победить врагов. Не тяготели ни соболь, ни бриллианты, ни дорогие камни, ни золото. Шапка – символ власти и тяжела она была своей ответственностью, которая возлагалась на того, кто правит государством. В наше время эта цитата стала распространенной. В словаре крылатых слов и выражений оно имеет значение как какое-либо тяжелое положение.

IV. В тяжелом положении оказалась одна из учениц, которой было дано задание узнать, кто еще в истории обращался к подобному жанру.

Выступление ученицы:

1) «Книга о воспитании», Каюм Насыри (1825-1902)
2) Наставление тверского епископа Семена.
3) «Юности честное зерцало»

V. Итак, мы видим, что в истории не один человек обращался к подобной теме. И Владимир Мономах не остался в стороне.
Была ранняя весна 1125 года. Занемогшего великого князя осторожно везли в возке по подсыхающей апрельской дороге. Ярко светило солнце. Неподалеку находился родной Переяславль. Здесь стоит выстроенный Мономахом храм. Он сам вышел из возка из прошествовал в церковь. После молитвы Мономаха уже под руки отвели в хоромы. Оставался он там до вечера. Правление он передает старшему сыну. 19 мая 1125 года над Альтой раздался скорбный звук колокола, возвестивший о смерти великого правителя. Тело Мономаха доставили на ладье в Киев, потом переложили в сани. В молчании стояли люди в храме, смутившись духом в преддверии новой неведомой жизни. Его смерть была воспринята на Руси как большое горе. Авторитет этого великого полководца и государя, оставившего в наследие «Поучение», остался на века.
О делах Владимира Мономаха много сведений в летописях. Но куда скупее данные о его внешнем облике. Сохранилось такое краткое описание внешности: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен. Храбрый на рати… многи враги победи.»
Характеристика достаточно выразительна.
Задание шестое нашего кроссворда.

VI. Выводы по уроку

VII. Домашнее задание: составить поучение младшему брату или сестренке.

Приложение 1

Приложение 2