Общая дидактическая цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебных ситуациях.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- Раскрыть содержание понятия “босяк”, композицию и сюжет рассказа.
- Составить сравнительную характеристику литературных героев.
- Познакомить с художественной тканью рассказа.
- Выяснить смысл названия рассказа и основные идеи его.
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетентностей:
- Коммуникативной:
Воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся морально-нравственных качеств: толерантности, добра, сострадания, гуманизма, справедливости, порядочности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
- групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
1. По источнику знаний:
- словесные
- наглядные
- практические
2. По характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- проблемное изложение
В ходе урока использовались педагогические технологии:
- технология уровневой дифференциации
- технология проблемного обучения
- технология концентрированного обучения
- технология модульного обучения
- коллективный способ обучения
В ходе урока использовались педагогические техники:
- проблема на уроке
- чтение с пометками
- “стенографист”
- ассоциативный ряд
Структура урока:
I. Начало урока. Организационный момент.
II. Этап целеполагания и мотивации
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль домашнего задания
IV. Этап первичного изучения знаний и способов деятельности
V. Этап закрепления блока новой учебной информации
VI. Этап осознания и осмысления учебного блока учебной информации и применения ЗУН
VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания
Термины и понятия, вводимые и актуализируемые на уроке: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпитеты, олицетворение, градация, умолчание, босяки.
Оборудование и наглядность: технологические карты, учебник-хрестоматия, иллюстрации к рассказу.
Ресурсы к уроку:
- Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений/Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
- Литература в 8 классе: Урок за уроком. Книга для учителя. – М.: “Русское слово”, 2006.
- Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса.-М.:РОСТ, под ред. Г.С.Меркина,1998.
Ход урока
I. Начало урока. Организационный момент.
II. Этап целеполагания и мотивации.
Мы вновь обращаемся к творчеству великого человека – М. Горького. Высокую оценку его творчества дал А. Платонов: “Горький начал собой третий период русской литературы, если первым периодом посчитать Пушкина, а вторым – всю большую послепушкинскую группу писателей”. Дайте оценку этим словам.
Действительно, Горький прекрасно знает жизнь народа, так как с 1888 по 1892 произошли знаменитые странствия писателя по Руси, результатом которых стал двухтомный сборник “Очерки и рассказы”. Успех их превзошел все ожидания. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия. Мы попытаемся ответить на многие вопросы: “Что такое свобода?”, “Какую роль играют деньги в жизни разных людей?”, “Как разрешаются конфликты между людьми?”, “В чем смысл жизни?” и др.
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль домашнего задания.
Выясняю, кто не прочитал рассказ. Сколько рассказов М. Горького и за какой подписью были напечатаны в “Самарской газете”? (200, Иегудил Хламида) В каком журнале был напечатан рассказ “Челкаш”? (“Русское богатство”) Вызвал ли рассказ интерес?
IV. Этап первичного изучения знаний и способов деятельности.
V. Этап закрепления новой учебной информации.
Обращаемся к технологическим картам. Какова интегрирующая цель? Сколько учебных элементов должны выполнить на уроке? Как будем работать? (Фронтально, индивидуально, по группам и по парам)
УЭ-1-фронтальная работа
УЭ-2-индивидуальная работа
УЭ-3-парная работа
УЭ-4-фронтальная работа
УЭ-5-групповая работа
VI. Этап осознания и осмысления учебного блока новой учебной информации и применения ЗУН.
VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Довольны ли вы своей работой на уроке? Какие мысли вы вынесли с урока?
Согласны ли вы со словами В.Г.Короленко: “Самое хорошее в рассказе “Челкаш” то, что вы цените человека таким, каков он есть” ?
УЭ-6-индивидуальная работа.
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания.
IX. Прочитайте другой рассказ о “босяках” “Коновалов” и сравните Челкаша и Коновалова.
Тема: Литература XX века.
Модуль: Рассказ М. Горького “Челкаш”. Составила Ковальчук В.А. |
||||
Номер учебного элемента | Последовательность действий при изучении материала | Руководство по усвоению учебного материала |
||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в процессе работы над рассказом выяснить его идейно-художественное своеобразие и проблематику. | |||
УЭ-1 | Цель: познакомиться с
композицией рассказа. 1. Определите и запишите элементы композиции: Экспозиция – – Завязка – – Развитие действия – – – – Кульминация – – Развязка – – 2. Запишите основных персонажей рассказа. Что известно из их прошлого? – – |
Записывайте в технологическую карту
основные тезисы и номера глав. Подсказка– в. 4 стр.110 Работайте самостоятельно, привлекайте текст. |
||
УЭ-2 | Цель: Создать структуру содержания рассказа в виде схем, рисунков, символов. | Развивайте ассоциативное мышление. Как
можно изобразить места действии?
Помните о ключевых словах: добро, зло, деньги, море, песок, камень, гавань, Бог в сознании, Бог в душе, драма, свобода. |
||
Кратко ответьте на
вопрос: "В чем смысл рассказа?" – |
||||
УЭ-3 | Цель:
познакомиться с
художественной тканью рассказа. Выпишите из последних двух абзацев рассказа Эпитеты: – |
Кратко напишите, для чего автор их использует. | ||
Олицетворения: – Градация: – Умолчание: – |
Назовите эти проблемы. Как вы предлагаете их решить? |
|||
2.
Назовите проблемы общества, которые в рассказе
затрагивает писатель: – – – – 3. Существуют ли эти проблемы на современном этапе? – – 4. Предложите пути их решения. – – – |
||||
УЭ-4 | Цель: определить тему и
смысл названия рассказа. 1. Тема - – 2. Кто такие босяки? Подберите синонимы. Босяки – это… – – 3. Почему рассказ назван именем босяка? – – 4. В XXI веке есть такие люди? – – – |
Во вступительной статье о М.Горьком на стр.77 найдете подсказку. | ||
УЭ-5 | Цель: составить сравнительную характеристику литературных героев | Работай с текстом I, II главы | ||
Челкаш | Гаврила | |||
Портрет (на кого похож) | ||||
Род занятий | ||||
Что для них море | ||||
Что для них свобода | ||||
Авторское отношение | ||||
УЭ-6 | Цель: проверить усвоение
полученных знаний. 1. Дай оценку словам из рассказа: “Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит и ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя”. |
Помни о цитировании. | ||
–
– – – – |
Если рассказ не прочитан, оценка не может быть выше 3 баллов. | |||
2. Закончите
предложения: Челкаш по социальному положению ниже Гаврилы, а морально
выше его, так как…. – – – На мой взгляд, в жизни далеко не все решают деньги, потому что… – – 3. Оцените свою работу на уроке 5-4-3-2.В случае невысокой оценки перечитай рассказ, вернись к заданиям и выполни их полностью и точно. |
||||
УЭ-7 | Цель: прочитать рассказ М.Горького “Коновалов” и найти сходство Челкаша и Коновалова. |