Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова, рассказать о вкладе Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии и стилей языка,
- развивать творческое мышление , внимание совершенствовать навыки устной речи, умение конспектировать лекцию учителя,
- воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества и т.п., гордость за Родину и достижения соотечественников
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблица «Реформа стихосложения» (Приложение 1), учебники литературы 9 класс.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы урока.
-В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).
-Сегодня наш урок будет посвящён великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мы узнаем, какой вклад он внес этот в развитие русского языка и литературы.
- А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», а если бы Пушкин творил при жизни Михаила Васильевича, то его слова можно было бы назвать пророческими:
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!
А.С. Пушкин
3. Основная часть.
1. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова
Слайд 3
8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».
Слайд 4
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть
Слайд 5.
Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
Слайд 6
Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье»
Слайд 7
В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
Слайд 8
В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию
Слайд 9
В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии
Слайд 10
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Слайд 11
Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
Слайд 12
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
Слайд 13
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян».
2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы
Слайд 14
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
- она ограничила употребление старославянских слов,
- приблизила литературный язык к разговорному.
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
1) Теория трёх стилей
Слайды 15-17
2) Работа со статьёй учебника стр.128-132.
Задание: составить конспект статьи, заполнив таблицу (Левая часть заполнена учителем, правую заполняют учащиеся) Таблица начерчена на доске.
ВОПРОСЫ ПЛАНА | ТЕЗИСЫ | ПРИМЕЧАНИЕ |
1. Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов. | Высокий, посредственный и низкий – в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов. | |
2. Высокий штиль. Особенности языка. Рекомендуемые жанры. | Высокий штиль “составляется из речевых славяно-российских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях. | |
3. Средний штиль. Особенности языка. Жанры. | Средний штиль использует общеупотребительные слова. “Речения словенские” и “низкие слова” употреблять осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описания для “достопамятных и учений осторожных”. | |
4. Низкий штиль. Жанры. Особенности языка. | “Речения, которых нет в славянском диалекте”. “Простонародные низкие слова…..по рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел. |
3) Работа в группах
1 группа. Посмотрите и проанализируйте положительные и отрицательные стороны (для дальнейшего развития литературы) теорию «трёх штилей». Имеет ли она связь с классицизмом?
2 группа. Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте, какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня:
- Вертел-
- Слыл-
- Дерзать-
- Сомкнуть-
- Уязвить-
- Крушиться-
3группа. Посмотрите в словаре значение терминов: ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит великий ученый и поэт?
4 группа. Определите слова в соответствии стилю:
- Рука, слава, ныне, дерзайте, восторг.
- Отверзаю, взымаю.
- Пока, говорю, лишь, ручей.
5 группа. На примере одной - двух строф покажите, как Ломоносов достигает торжественности стиля оды, какова в этом роль церковно – славянских слов и выражений.
4) Реформа стихосложения
Слайд 18
М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. В « Письме о правилах российского стихотворства» он говорит о силлабо-тонической системе стихосложения.
Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования
Слайд 19
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 20
М.В.Ломоносов , опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке , выступает за чередование мужской и женской рифм.
В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии.
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди ,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков ни едка древность
Работа с таблицей (Приложение 1)
Слайд 21
Михаил Васильевич Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений.
Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции , героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений
3. Память о Ломоносове
Слайд 22
Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры
Слайд 23
- прочитайте высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского о Ломоносове, как вы понимаете их смысл?
Памятники М.В.Ломоносову
Слайды 24-25.
-Каким изображен М.В.Ломоносов на различных памятниках? Почему ?
- Если бы вы были скульптором, как вы изобразили бы Ломоносова? Почему?
Слайд 26
Орден Ломоносова.
-За какие заслуги перед Отечеством награждают этим орденом?
-Как вы думаете, почему?
4. Подведём итоги.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что ещё хотели бы узнать?
-Над чем вы задумались, уходя с урока?
5. Домашнее задание.
Обязательно:
-повторить определение оды,
- прочитать «Оду на день восшествия…..»
По желанию:
- составить статью «Заслуги М.В.Ломоносова».
- составить вопросы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова для викторины «Великий сын великого народа»
-подобрать высказывания известных людей о Ломоносове
Учитель
А завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Н.И.Рыленкова «Ломоносов». (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.