Урок литературы. Анализ художественного своеобразия рассказа Л.Андреева "Петька на даче" (5-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель урока: Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ.

Задачи:

  1. Формировать некоторые теоретико-литературные понятия как условие анализа литературно-художественного произведения.
  2. Развивать коммуникативные навыки диалогической и монологической речи, умение задавать вопросы, давать отзыв на прочитанное произведение.
  3. Воспитывать уважительное отношение к человеческой личности.

Форма работы: групповая.

Оборудование урока: портрет Л.Андреева, толковый словарь С.И. Ожегова, текст рассказа.

Эпиграф:

Андреев – человек редкой оригинальности и достаточного мужества в своих поисках истины.
М. Горький

Лексические значения слов знать прототип, антитеза (слова на доске).

I.  Учитель: Сегодня мы продолжаем работу с рассказом Л.Андреева “Петька на даче”. На уроке нам предстоит разобраться, в чем особенность рассказа Л. Андреева.

Почему история мальчика Петьки близка читателю? Как сумел автор так пронзительно рассказать эту незамысловатую, казалось бы, историю? Результатом нашей работы будет создание своей исследовательской творческой работы. А результаты деятельности будут отражены в листах самоконтроля, которые вы будете вести.

Вопросы для оценки восприятия рассказа:

– Вам рассказ понравился?

– Что вас особенно взволновало?

– О чем вы задумались, читая рассказ?

Обратите внимание на эпиграф урока. Это слова М. Горького (чтение эпиграфа). В чем наша цель на уроке? (Сформулируйте, опираясь на смысл эпиграфа)

Так в чем же талант и оригинальность писателя Л. Андреева?

II. Работа над домашним заданием

Группы презентуют домашнее задание. В форме предоставления сюжетных рисунков, инсценировок, отзывов, письма о прочитанном, рекламы. Учащиеся знакомят со своими впечатлениями о рассказе. (Члены других групп слушают и задают вопросы группе, которая представляет свое задание).

III. Работа над анализом эпизода

Учитель:

  1. Как вы считаете, какие эпизоды основные в рассказе?
  2. Работая в группах вы должны сделать вывод о том, как сумел писатель добиться своеобразия, оригинальности (Каждая группа получает план анализа эпизода).

1 группа. Эпизод “В парикмахерской”

– Озаглавьте эпизод

– Охарактеризуйте настроение мальчика

– С помощью каких изобразительных средств это настроение передается?

– Устно проиллюстрируйте эпизод

– Сделайте вывод

2 группа. Эпизод “В вагоне”

– Озаглавьте эпизод.

– Охарактеризуйте поведение мальчика

– С помощью каких изобразительных средств передано поведение.

– Проиллюстрируйте устно эпизод.

– Сделайте вывод.

3 группа. Эпизод “На даче”

– Озаглавьте эпизод.

– Охарактеризуйте настроение мальчика.

– С помощью каких средств передано настроение?

– Проиллюстрируйте эпизод.

– Сделайте вывод.

4 группа. Эпизод “Ехать надо”

– Озаглавьте эпизод.

– Охарактеризуйте настроение мальчика.

– С помощью каких изобразительных средств удалось автору передать настроение мальчика.

– Устно проиллюстрируйте, сделайте вывод.

Представители групп в течение 2 – минут представляют результат работы и отвечают на вопросы других групп.

Учитель: К какому общему выводу мы пришли в результате работы над эпизодами рассказа?

(Автор ввел много средств изобразительности: детали, портрет, описание пейзажа, антитезы).

– Почему в столь небольших эпизодах так много средств? Зачем?

(Это делает рассказ четким, лаконичным, сжимает пространство. Переживание ребенка, смена его настроения через эти средства более убедительны. Нет лишних слов. Показан динамизм развития сюжета).

IV. Учитель: Подходим к финалу рассказа. И в начале, и в конце мы видим Петьку в парикмахерской. Изменилось ли что-нибудь в герое? Понаблюдайте.

(Выразительное чтение эпизодов)

(У мальчика в голосе появилось “нечто звенящее и волнительное” Почему? Прием антитезы. У него не было мечтаний и надежд. Душа спала. А теперь она пробудилась).

Учитель: Что же нужно человеку?

(Мечтать. Мечта – окрыляет человека)

– А какие мечты у вас, ребята?

V. Учитель: Сейчас мы попытаемся выступить в роли писателей. Известно, что прототип (лексическое значение смотрим в словаре) герой рассказа выбился в люди и стал знаменитым парикмахером, часто бывал а Париже.

Работая в группах, придумайте свое окончание рассказа. (Обсуждение в группе и предъявление результата).

VI. Учитель: Мы сегодня работали творчески и очень насыщенно. Но хотелось бы узнать, как вы оцениваете свою работу.

Вопросы рефлексии:

– Удалось ли группе выполнить задание?

– Легко ли работать в группе? В чем были сложности?

– Какой этап урока интересен?

– Какой этап урока неожиданный?

– Какое выступление особенно запомнилось?

– Что вы приобрели в совместной работе?

(Листы самоконтроля сдаются)

Домашнее задание:

Мини – сочинение “Я хочу рассказать о своей мечте”.

Критерии работы с листом самоконтроля.

Задание 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
1. Представление домашнего задания (творчество, участие всей группы, наглядность)        
2. Анализ эпизода.

(– заголовок
– доказательность ответа
– полнота
– правильность
– умение сделать вывод)

       
3. Закончи рассказ
(творчество, оригинальность, правильность речи)
       

“5” – присутствует полностью

“4” – присутствует в основном.

“3” – присутствует частично

“2” – полностью отсутствует