Урок литературы с компьютерной поддержкой в 9-м классе по теме "Галерея помещиков" в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Показать способы и приёмы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме.
  2. Научить делать схему опорных положений, а по этой схеме готовиться к сочинению на тему: “ “Галерея” помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души””.

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения.

Учебно-познавательная компетенция

Базовый уровень Продвинутый уровень
Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы. Уметь анализировать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях.

Ход урока

1. Объявляется тема урока и цели урока.

Тема урока: “Галерея” помещиков....”, а раз галерея, то и совершим “экскурсию” по галерее, используя компьютер и мультимедийный проектор, посмотрим портреты помещиков. Тем более, что ЖАНР поэмы “Мертвые души” – путешествие.

Путешествие должно завершиться написанием сочинения на тему: “Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души””. Это наша конечная цель, поэтому слушайте и смотрите внимательно.

2. Отправляемся вместе с Чичиковым в путь, навестим местных помещиков.

Используем компьютер и мультимедийный проектор. Вот на экране портреты помещика Манилова. Они выполнены художниками П.М. Боклевским и Кукрыниксами (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Николаев, Соколов Н.А.).

Экскурсовод (ученица) познакомит нас с портретом Манилова.

“Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся, был от него без памяти”

Далее ученица зачитывает характеристику Манилова (гл. II “Мертвые души”).

После анализа гл. II “Мертвые души” делаем вывод (на экране запись):

МАНИЛОВ

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладкая болтовня.

Коробочка Настасья Петровна – вдова – помещица, коллежская секретарша, вторая продавщица “мертвых душ”.

На экране изображение помещицы Коробочки художника П.М. Боклевского.

О ней рассказывает ученица: “Минуту спустя вошла хозяйка... далее материал из гл. III “Мертвые души”.

Вывод: ключевые слова, характеризующие Коробочку. На экране запись:

КОРОБОЧКА

Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды и полная духовная нищета. Типичность “дубинноголовой” помещицы.

Помещик Ноздрев. Ученик зачитывает описание помещика Ноздрева: “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками... “(гл. IV “Мертвые души”). На экране дети видят иллюстрацию к поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” художника А.А. Агина “Ноздрев – “исторический” человек” и иллюстрацию “Чичиков у Ноздрева” художника А.А. Агина.

“– Давненько не брал я в руки шашек! – говорил Чичиков, подвигая шашку.

– Знаем мы Вас, как Вы плохо играете! – сказал Ноздрев, подвигая шашку, да в то же самое время подвинул обшлагом рукава и другую шашку”.

Запись на экране:

НОЗДРЕВ

“Говоруны, кутилы, лихачи – народ видный”. Пустой, вздорный прожигатель жизни.

Собакевич Михайло Семенович. Этого персонажа поэмы характеризует ученица, зачитывая текст из главы V “Мертвые души” со слов: “Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз, показался весьма похожим на средней величины медведя...”.

На экране учащиеся видят иллюстрацию художников Кукрыниксов “Собакевич”. Далее рассматриваем иллюстрацию художника Боклевского “Чичиков еще раз взглянул на него искоса: медведь! Совершенный медведь!”.

В результате работы над характеристикой Собакевича делаем вывод.

На экране запись:

СОБАКЕВИЧ

“Патриот русского желудка”, ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, наглость, напористость.

Помещик Плюшкин. Анализируем главу VI поэмы “Мертвые души”. Составляем характеристику Степана Плюшкина. Ученица зачитывает из шестой главы описание помещика: “У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру... Лицо его не представляло ничего особенного...”.

На экране Плюшкин в изображении художника П. Боклевского:

“Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик”

И иллюстрация художника Агина А.А.:

“Ничего не заметно было оживляющего картину”

Основное в характеристике Плюшкина (запись на экране):

ПЛЮШКИН

“И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек”.

3. Создавая “галерею помещичьих типов”, Н.В. Гоголь чередует “накопителей” и “расточителей”.

На экране схема опорных положений: см. Приложение 1.

4. Домашнее задание. Используя схему опорных положений, текст поэмы, написать сочинение на тему: ““Галерея” помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души””.