Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга.
Задачи:
- Расширение представлений учащихся о драматургическом творчестве А.П. Чехова, роли писателя в создании «нового» театра; рассмотрение истории создания пьесы «Вишневый сад»;
- Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- Совершенствование навыков выразительного чтения, расширение кругозора учащихся.
Оборудование:
- Ноутбук;
- Проектор;
- Планшет.
Предварительная работа:
- Поиск материала по теме урока учащимися 10-го класса.
- Подготовка художественного чтения учащихся 10-го класса учителем.
- Создание интерактивной презентации и буклета (Приложение 1) учащимися 10-го класса.
Оформление:
Для создания атмосферы «театрального чтения»
стулья для зрителей расставляются по кругу.
Справа за столом, на котором стоит настольная
лампа, сидят экскурсоводы. Чтецы
находятся вместе со зрителями и выходят по
одному в центр круга для чтения отрывка.
На стене висит планшет, на котором будет показана
интерактивная презентация, ученик с ноутбуком
садится за экскурсоводами.
ХОД УРОКА
Слово учителя. Антон Павлович Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с самого детства и остаются в ней навсегда. Вы, конечно, уже знакомы с рассказами писателя, сегодня же мы будем говорить о Чехове-драматурге, чьи произведения способствовали обновлению и обогащению мирового театра: его репертуара и сценического искусства.
1-й экскурсовод (сообщение учащегося
о драматургии А.П. Чехова.): Пьесы Чехова
вызвали большой интерес, но были приняты и
одобрены лишь небольшим кругом зрителей. Чехов
явно нарушал общепринятые представления о
законах сцены.
Первые постановки пьес Чехова вызвали скандалы.
20 апреля 1887 года Чехов писал брату Александру о
представлении драмы «Иванов»: «Театралы говорят,
что никогда они не видели в театре такого
брожения, такого всеобщего шиканья, и никогда в
другое время не приходилось им слышать столько
споров, какие слышали на моей пьесе».
По поводу премьеры «Чайки» в Александринском
театре 17 октября 1896 года Чехов писал: «В театре
было тяжелое ощущение недоумения и позора…»
Чехов рано приобщился к театру: еще гимназистом
он участвовал в домашних спектаклях. Одна из
первых творческих проб писателя в драматургии –
пьеса «Безотцовщина», написанная в 1878 году. А в
конце 80-х начале 90-х Чехов создает ряд водевилей,
комедийных монологов: «Медведь», «Предложение»,
«Свадьба», «Юбилей», «О вреде табака».
Возвращением же к серьезному жанру была пьеса
«Иванов»(1887год). Чехов гордился тем, что в этой
пьесе он отошел от традиционного деления на
ангелов и подлецов, сохранив принцип равновесия
сил.
Классические пьесы Чехова, написанные в период
творческой зрелости, – это «Чайка» (1896г.), «Дядя
Ваня» (1897), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1904).
Постановка «Чайки» 17 декабря 1898 года на сцене
Московского академического театра знаменовала
рождение театра Чехова. Отныне Летящая чайка
стала эмблемой МХТ. (Слайды №1-4)
2-й экскурсовод (сообщение учащегося
о МХТ): Театр создан в1898г.К.С.Станиславским
иВл.И.Немировичем-Данченко под названием
Московский Художественный театр (МХТ), с1919г. –
академический (МХАТ). Началом Художественного
театра считают встречу его основателей
Константина Сергеевича Станиславского
иВладимира Ивановича Немировича-Данченко
вресторане «Славянский базар» 19июня 1897года. Имя
«Художественно-Общедоступного» театр носил
недолго: уже в1901году изназваниябыло убрано слово
«общедоступный», хотя ориентация
надемократического зрителя оставалась одним
изпринципов МХТ.
Ядро труппы составили воспитанники
драматического отделения
Музыкально-драматического училища Московского
филармонического общества (О.Книппер, И.Москвин,
В.Мейерхольд, М.Савицкая, М.Германова,
М.Роксанова, Н.Литовцева, где актёрское
мастерство преподавал Вл.И.Немирович-Данченко,
иучастники спектаклей руководимого
К.С.Станиславским Общества любителей искусства
илитературы (М.Лилина, М.Андреева, В.Лужский,
А.Артем). Изпровинциибыл приглашен А.Вишневский,
в1900году втруппу принят В.Качалов, в1903году
Л.Леонидов. Подлинное рождение МХТ связано
сдраматургией А.П.Чехова («Чайка», 1898; «Дядя
Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904)
иМ.Горького («Мещане» и «На дне», оба – 1902).
Вработе над этими спектаклями сформировался
новый тип актёра, тонко передающего особенности
психологии героя, сложились принципы режиссуры,
добивающейся актёрского ансамбля, создания
общей атмосферы действия. Московский
художественный театр – первый вРоссии театр,
осуществивший реформу репертуара, создавший
собственный круг тем иживший последовательной
ихразработкой отспектакля кспектаклю. В 2004 году
театр вернулся к первоначальному названию –
Московский Художественный театр (МХТ), исключив
изнаименования слово Академический. (Слайды №5-8)
3-й экскурсовод (история создания
пьесы «Вишневый сад»): Впервые о замысле этой
пьесы Чехов упоминает в одном из писем весной 1901
года. Она задумывалась им как комедия, «как
смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом». В 1903
году, в разгар работы над «Вишневым садом», он
писал друзьям: «Вся пьеса веселая,
легкомысленная». Тема ее – «имение идет с
молотка» – не была новой для Чехова, она была
затронута им еще в ранней драме «Безотцовщина».
Ситуация продажи имения, утраты дома
интересовала писателя на протяжении всего
творческого пути.
Работа над пьесой требовала от А.П. Чехова
больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и
те с нестерпимыми мучениями», – сообщал он
друзья. Однако, превозмогая болезнь, бытовую
неустроенность, Чехов писал «бодрую пьесу».
Неоценимо значение писем Чехова режиссерам и
актерам, в которых он комментирует отдельные
сцены «Вишневого сада», дает характеристику
персонажам, особо подчеркивая комедийную
специфику своего творения. (Слайд № 9)
4-й экскурсовод (выдержки из писем
А.П. Чехова): Дом должен быть большой, солидный;
деревянный или каменный, это все равно. Он очень
стар и велик, дачники таких домов не нанимают.
Мебель старинная, стильная, солидная; разорение и
задолженность не коснулись обстановки. (К. С.
Станиславскому, 5 ноября 1903г.)
Только во втором акте вы дадите мне настоящее
зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены
даль. (Вл. И. Немировичу-Данченко, 22 августа 1903
года)
(О Раневской)
Умна, добра, рассеянна; ко всем ласкается, всегда
улыбка на лице (О.Л. Книппер – Чеховой, 14 октября
1903 г.)
Шарлота говорит не на ломаном, а на чисто русском
языке, лишь изредка путает прилагательные в
мужском и женском роде… (Вл. И. Немировичу –
Данченко, 30 октября 1903 года)
Лопахина надо играть не крикуну, не надо, чтобы
это был непременно купец. Это мягкий человек. (О.Л.
Книппер – Чеховой, 30 октября 1903 г.)
Аня прежде всего ребенок, веселый до конца, не
знающий жизни и ни разу не плачущий, кроме 2 акта,
где у нее только слезы на глазах (О.Л. Книппер –
Чеховой, 21 октября 1903 г.) (Слайды № 10-13)
Слово учителя: Предлагаю вам погрузиться в мир чеховской пьесы, представить себя актерами, которым автор впервые принес для прочтения свою пьесу.
Выразительное чтение отрывка из пьесы «Вишневый сад» (из д. I) (Слайды №14-17)
3-й экскурсовод (история появления названия пьесы): Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. «Чудесное!» – объявил он, смотря на меня в упор. « Какое?» – заволновался я. – Вишневый сад, – и он закатился радостным смехом. Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии. Однако, чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление. ... Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской: – Вишневый сад. Послушайте, это чудесное название! Вишневый сад. Вишневый! .... После этого свидания прошло несколько дней или неделя... Как-то во время спектакля он зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладешь на лицо краску. – Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, – объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове "Вишнёвый", точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: "Вишневый сад" – это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но "Вишнёвый сад" дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.
(К.С. Станиславский: А.П.Чехов в
Художественном театре. В книге "А.П.Чехов в
воспоминаниях современников",
Гос.изд-во худ. лит-ры, 1960, стр.41)
«Вся Россия – наш сад», – сказано у Чехова. Думая
о гибели вишнёвого сада, о судьбе обитателей
разоряющегося имения, он мысленно представлял
себе «всю Россию» на сломе эпох. (Слайд № 18)
Выразительное чтение отрывка из пьесы «Вишневый сад» (из д. II) (Слайды №19-21)
4-й экскурсовод: Режиссерская интерпретация «Вишневого сада» не во всем удовлетворяла Чехова. Станиславский утверждал свою логику движения пьесы к трагическому финалу, означавшему утрату дома. В его видении спектакль лишался комедийных интонаций, что бесконечно возмущало Чехова. (Слайд № 22)
Выразительное чтение отрывка из пьесы «Вишневый сад» (из д. III) (Слайды №23-25)
3-й экскурсовод:Премьера состоялась в день рождения Чехова – 17 января 1904 года. МХТ впервые чествовал своего любимого писателя и автора многих постановок коллектива, приурочив это к 25- летию литературной деятельности Чехова. Появление юбиляра на сцене вызвало гром аплодисментов. В зале собралась вся артистическая и литературная Москва: в числе зрителей были Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максим Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин. (Слайд № 26)
Выразительное чтение отрывка из пьесы «Вишневый сад» (из д. IV) (Слайды №27-29)
Слово Учителя (Слайд № 30): В. Плучек
писал: «Чехов оказался автором, которого ставят
во всем мире. Он становится самым репертуарным
драматургом, оспаривая это право у Шекспира и
Брехта. В Париже люди плачут на «Вишневом саде»
Питера Брука, в Италии плачут на «Вишневом саде»
Стрелера. «Вишневый сад» идет в Токио, Хельсинки,
Дели».
В завершение, предлагаю оставить несколько
отзывов о нашей экскурсии.
Анкетирование учащихся:
- Что нового вы узнали о Чехове-драматурге из нашей экскурсии?
- Считаете ли вы актуальными пьесы Чехова сегодня?
- Хотели бы вы посетить постановку пьесы А.П. Чехова?