Цели урока:
- показать мастерство Толстого в описании пейзажа;
- развивать навыки анализа текста.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, репродукция картины К.Е.Маковского “Дети, бегущие от грозы”.
Методические приёмы: анализ текста (аналитическое чтение), устное описание; сопоставление произведений искусства.
Ход урока
1. Вступительное слово.
– Прочитайте название раздела литературы, произведения из которого мы читаем на уроках.
– Мир детства, отрочества, юности, когда происходит становление человека, его характера, когда формируется его отношение к людям, к себе самому, очень волновал писателей всегда. Не является исключением и Лев Николаевич Толстой. Его имя вам хорошо знакомо. (Портрет писателя)
С раннего возраста, потеряв мать, потом отца, оставшись с братьями на попечении бабушки, затем тётеньки, будущий писатель учился разбираться в себе и других людях, искать причины своих просчётов, ошибок, учился быть терпимым, внимательным, воспитывал свой характер.
Яркие впечатления детства, отрочества, юности он запечатлел в автобиографии, которая так и называется.
Размышляя о себе, Толстой помогает нам подумать о нас самих.
Мы уже встречались с автобиографическим произведением в начале изучения темы. Назовите автора и произведение. (С.Аксаков “Детские годы Багрова – внука”)
И в этом произведении, и в трилогии Толстого повествование ведётся от первого лица. Именно этот приём позволяет Толстому рассказать ярко, эмоционально о впечатлениях главного героя Николеньки Иртеньева.
– Вы прочитали 2 главу “Гроза” из повести “Отрочество”
– Попробуйте определить задачи урока.
(Будем наблюдать, как Толстой изображает природу (грозу), оценим мастерство писателя; будем учимся анализировать текст, исследовать его)
2. Основная часть. Чтение и анализ текста.
В тексте много внимания уделено чувствам героя.
– Какие чувства испытывали вы, читая “Грозу”?
– Исследуя текст, мы анализируем изображение, с одной стороны, состояния природы, с другой стороны, чувства Николеньки.
Чтение 1 части.
– Что испытывал герой, находясь в бричке? (Лёгкой повозке)
(Изнемогал от жары; не знал, куда деться; было душно, пыльно)
– Почему мальчику не терпелось поскорее приехать на постоялый двор?
(“Гроза наводила чувство тоски и страха”, ребёнку хотелось спрятаться)
– Отметьте эпитеты в описании теней, тучи, которые помогли автору объяснить чувство тоски и страха, которые испытывал Николенька.
(Зловещие, черные тени, большая, мрачная туча)
– А каким было чувство?
(Тяжёлое)
– Обратите внимание на соответствие эпитетов в описании предметов природы и чувства героя.
– Заметьте, мальчик был не один, рядом брат Володя, на козлах Филипп, передней каретой управляет Яков, в карете Любочка, Катенька, гувернантка Мими. И тем не менее, ребёнок испытывает страх перед этим грозным явлением природы.
– Как озаглавим эту картину?
(Облака собираются в одну большую, мрачную тучу)
Чтение 2 части.
– Отметьте, что замечает Николенька по мере приближения грозовой тучи?
(туча, молния, гул, окрестность изменилась, роща, листья, макушки берез, пучки сухой травы, птицы, ветер, молния, гром)
– Перечитайте предложение, где сказано о чувствах, пережитых Николенькой.
(“Мне становилось жутко…”
“…заставляющий трепетать и сдерживать дыхание”
“Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!”)
– Озаглавим эту картину.
(Туча приближается, и “вся окрестность приобретает мрачный характер”)
Чтение 3 части.
– По мере приближения грозы происходит несколько событий.
Страх испытывают все.
– Почему Николенька думает, что Филипп и Яков тоже боятся?
(Спины напряжены)
-Мальчик боится даже пошевелиться. И тут происходит неожиданное.
Перечитаем.
– Внимание Николеньки обращено на пальцы Филиппа, ему кажется, что он делает все слишком медленно.
-Как автор описывает состояние мальчика?
(Замирает сердце; тревожное чувство тоски и страха; умер бы от волнения)
– Почему появление нищего (убогого) вызывает чувство холодного ужаса, дрожь пробежала по волосам?
– Озаглавим.
(Молния сверкает без промежутка. Ветер усиливается).
Чтение 4 части.
– Определите роль сравнительного оборота.
– Озаглавим. (Дождь лил как из ведра)
Чтение 5 части.
– Как меняется состояние природы? Как меняются чувства мальчика?
– Как можно одним словом назвать состояние мальчика после грозы?
(Счастье)
– Яркие впечатления, пережитые в детстве, отрочестве, как правило, запоминаются навсегда. Обыкновенный человек помнит их, переживает заново, а писатель, мастер слова, делится своими впечатлениям, и тысячи читателей, как и мы с вами, становимся соучастниками этих событий и переживаем вместе с героями.
– Озаглавим.
(Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы.)
3. Вспомним стихотворение Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (Читает ученик)
– Ответьте на вопрос: “В чем сходство “Весенней грозы” Тютчева и описания грозы у Толстого?
– Как в стихотворении передано восхищение грозой?
(Замечательное слово найдено автором – ЛЮБЛЮ)
– Перечитаем последние строки в повести, которые можно озаглавить словом “ЛЮБЛЮ”
4. Демонстрация репродукции Маковского “Дети, бегущие от грозы”
– В центре полотна дети. Опишите их состояние.
– Найдите в тексте повести описание чувства Николеньки, похожее на чувства, которые испытывают герои картины.
– Рассмотрите небо. Опишите его.
– Обратимся к тексту. Перечитайте описание неба.
5. Вывод:
– Писатель, поэт, художник описали одно явление природы – грозу. Каждый увидел её по-своему. Сопоставление этих произведений искусства обогатило вас, приблизило к пониманию прекрасного.
Домашнее задание:
Составить рассказ
“Небо на картине Маковского”. (Репродукция есть в учебнике “Русская речь”)
Используйте “Грозу” Толстого.
Подведём итоги:
Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?
(Использовал выразительные средства)
Что необычным было сегодня на уроке?
– Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу?
– Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева.