Цели:
- создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира творчества Л.Ф. Усяченкова, обучения анализировать созданные автором образы,
- развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
- воспитание гуманистического отношения к культурному наследию родного края.
Оборудование:
- стихи Л.Ф. Усяченкова у каждого уч-ся;
- презентация “Звезда в колодезном ведре”.
- портрет поэта
Ход урока
Урок посвящается памяти Леонида Федоровича Усяченкова, новгородского поэта, учителя русского языка и литературы.
Слайды 1–3
Леонид Федорович Усяченков - поэт с непростой судьбой. Более 20 лет он преподавал детям русский язык и литературу. Первый сборник поэта «Русская осень» вышел в 2002 году, когда поэту исполнилось 42 года. Посвящен он его творческой родине – Окуловскому краю.
Слайд 4–6
Поэт родился в Новгородской области поселке Кулотино. Там прошло его детство, там до сих пор живут его родители. Там начинались первые стихи поэта, которые отзовутся в его творчестве светлой музыкой воспоминаний. Вот одно из его самых лирических стихотворений «Русская осень»:
О, русская осень! И холод, и пламя,
И горечь калины речной…
И темные ивы склонились ветвями
Над темной уснувшей водой…
О, русская осень! Полночные дали,
Безмолвие лунных полей…
И нету на свете смиренной печали,
И нету печали родней.
В такую вот пору без муки и крика
Я б умер тобою дыша…
О, русская осень! Так тихо…так тихо,
Что слышно, как плачет душа…
– Вслушаемся в эти стихи и попытаемся понять, чем была для поэта его малая родина.
Слайд 7–8
Это стихотворение, как и многие другие, он посвятил своей малой родине. Поэт остро чувствовал свои земные корни, свою неразрывную связь с любимым окуловским краем.
Читая стихотворение «Осень», ощущаешь прелесть русской природы с ее темными ивами над водой, безмолвием лунных полей, горечью речной калины. Мы вслушиваемся в эти стихи и понимаем, чем была для поэта его малая родина, его отчий дом.
Слайд 9–11
Одно из самых замечательных стихотворений поэта так и называется: «Я дома».
Я дома, а не на постое!
Мне музыки слаще любой
И ветра метельные стоны,
И скрип половиц под ногой
Не здесь ли, в забытой, родимой
Сосновой глуши, не спеша,
Как гроздь придорожной рябины
Моя вызревала душа?
Ни здесь ли впервые, как счастье,
Как дар, ощутил я в себе
Всей кровью своею – причастность
К Отчизне и русской судьбе?
И тем, может быть, что покуда
Ни словом в стихах не солгал,
Обязан я сельскому люду,
И пашням сырым, и лугам,
И дому, в котором родился,
Где, вновь прогоняя беду,
Поют под ногой половицы,
Как птицы в небесном саду.
– Какой образ становится центральным в этом стихотворении?
– Как рисует поэт свою малую родину?
– Какое значение имеет символический образ дома?
Центральный образ стихотворения – это образ Дома. Дом – это не только источник добра и счастья, он имеет глубокий символический смысл и перерастает в образ родины.
Поэт просто, незатейливо, по-домашнему рисует картину, близкую каждому.
Поэтические детали стихотворения тоже незатейливы – «скрип половиц», «гроздь придорожной рябины».
– Каким настроением проникнуто это стихотворение?
В этом стихотворении мир природы, мир души, и образ родины сливаются воедино. Читая проникновенные строки, понимаешь, что счастье человек может обрести только среди родной природы, родных полей, сосновой глуши. Это счастье заключается в том, что поэт ощущает свою «причастность» к Отчизне и судьбе родины как дар, данный свыше…
Слайд 12
– С родным домом связан еще один образ. Какой?
Мама – центр дома, связующее звено между всеми членами семьи. Поэт посвятил матери несколько стихотворений.
Песня о маме
О том не кручинюсь нимало,
Что быстро проходят года.
Была бы со мной моя мама,
Тодга и беда не беда.
Да цвет бы в туманном апреле
Вишневый за окнами сад,
Где чудится скрип колыбели,
Где мамины песни звучат.
Не жду я заоблачной манны,
Пусть годы развеются в дым,
Я все-таки раньше, чем мама,
Состарюсь и стану седым.
И, старому, будет в апреле
Мне сад белопенный сиять,
И чудится скрип колыбели,
И мамины песни звучать.
Слайд 13
«Родине моей» – стихотворение-признание…
С тобою вместе горе вековать
И радости делить с тобой скупые.
Пусть говорят: неласковая мать.
Ты мать моя. Ты Родина. Россия.
С тобою мне и горе не беда,
И счастлив я, пока на свете белом
Звенит в ведре колодезном звезда.
И школьники скучат о доску мелом.
– Как называет родину лирический герой стихотворения?
Лирический герой стихотворения называет родину матерью. В этом слове для поэта заключается и нежность, и любовь.
Это стихотворение – страстное объяснение в любви к Отечеству, без которой нет и не может быть человека.
– Какой ключевой образ этого стихотворения?
Ключевой образ стихотворения – звезда. Читая стихи Усяченкова, не раз мы встретимся с этим образом, он – один из главных символов творчества поэта. Это и символ судьбы и юности, вечности и счастья, бессмертия. Это звезда – и символ родины, России, это и вся земля наша… Не случайно при прочтении этого стихотворения вспоминаются строки Николая Рубцова «Звезда полей».
Слайд 14
– Что роднит поэзию Леонида Усяченкова и Николая Рубцова?
Поэзию Н. Рубцова и Л. Усяченкова роднит напевность, глубина чувства, чистота и искренность. Она исполнена глубоко русской печалью и состраданием. Родина для поэтов – это не просто место рождения, а духовная опора, тот внутренний стержень, который не дает человеку сломаться.
Поэт, истинный патриот своей земли, живет болью своей эпохи. Храня любовь к отчему краю, родной деревне, деревенской школе, «звезде в колодезном ведре» тем самым мы сохраняем в сердце своем любовь к Отчизне, делим с ней «скупые радости». Это любовь к людям и всему живому на земле.
На свои стихи Леонид Федорович писал музыку и исполнял их как песни, под аккомпанемент гитары. Многие из них посвящены школе, ученикам. Леонид Усяченков самозабвенно любил школу и детей. Не случайно одно из лучших стихотворений называется «Песня о школе».
Осень на гроздья рябины
Сыплет хрустящую соль.
Школа, мой свет негасимый,
Труд мой, забота и боль.
Может быть, в этом и счастье
(Где мне другое искать?) –
Утром в притихнувшем классе
"Здравствуйте, дети!" – сказать.
Может, всё лучшее в сердце
Высветить мне помогло
Это за партами детство,
Глаз неподкупных тепло.
Может, от сотни ошибок
Вы оградили меня,
Сотни ребячьих улыбок
Ярче июльского дня…
Снова на гроздьях рябины
Стынет хрустящая соль…
Школа, мой свет негасимый,
Труд мой, забота и боль…
– Как вы думаете, что прежде всего хочет видеть учитель в своих учениках?
Это был Учитель с большой буквы. Даже так – учитель-подвижник. В одном из телевизионных интервью он сказал так: «Школа для меня подобна монастырю, в ней спасаешься».
Коль призовет Господь его и спросит,
А был ли счастлив в жизни он земной?
Он вспомнит все: и травы, и колосья,
И полевых цветов душистых гроздьях,
И звон шмелей в горячий летний зной.
Но прежде – вас, прекрасные, живые
Глаза детей, кого свой век учил,
С кем горести и радости делил,
И так ответит: «Я служил России,
И счастлив тем, что ей одной служил».
(«Учитель»)
Именно так – служение Отечеству. И в этом тоже человеческое счастье, счастье учителя, боль за свою профессию, желание видеть в своих учениках высокую духовность.
На стихах Леонида Федоровича можно учиться любви к жизни. Это был глубоко русский человек, русский поэт. Его поэзия – это продолжение неумирающей традиции Николая Рубцова, Николая Тряпкина и многих других русских поэтов, которые имели замечательный дар человечности.
Стихи Леонида Федоровича Усяченкова возникают из душевной глубины, они рождаются в лесах и полях, подобно облакам, медлительно проплывающим в небесах любимой им России. Судьба его сложилась так, что он, как Хлебников и Рубцов, почти всю жизнь не имел ни угла, ни имущества, но не утратил веру в жизнь.
Слайд 17
К сожалению, Леонид Федорович ушел в расцвете своих творческих сил, ему не было и 46 лет.
Не в землю сырую, не в темень глухую,
А в дождь золотой, лебединый рассвет
Уходят поэты, любя и тоскуя,
В лугах заливных их теряется след.
Уходят поэты, уходят без страха,
Уходят, чтоб там, за последней чертой,
Не в пыль превратиться, не в горсточку праха,
А вспыхнуть звездою, звездою, звездой…
У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Леониду Федоровичу Усяченкову роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым, Рубцовым интерес к природе, к жизни человеческой души. Современному человеку часто оказывается не до этого. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью поэзия Леонида Федоровича Усяченкова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, помогает открыть гармонию мира.
В жизни всё сложно, неоднозначно, содержательно. И каждый в ней должен найти себя. Что же важно для нас? Важно – видеть, важно – любить. Быть человеком на земле.