Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем, понимание авторской позиции, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
Планируемые результаты.
- Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.
- Метапредметные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основания для сопоставления, строить логическое рассуждение, делать выводы.
- Предметные: развивать умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни в литературном произведении на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления.
Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам, нравственная оценка героев.
Оборудование урока: портрет Л.Н.Андреева, презентация, выставка книг с произведениями автора.
Ход урока
1. Организационный момент
Вводное слово учителя. (Слайд 2)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством писателя-классика 19 века Леонида Николаевича Андреева. Вы почитали дома его рассказ «Кусака».
2. Проверка домашнего задания
– Я просила вас дома, ребята, подготовить биографию писателя.
– Что ещё было задано на дом?
Биография Л.Н.Андреева, жизненный и творческий путь писателя.
- Внимательно прослушайте и сделайте вывод об особенностях творчества и личности Леонида Андреева. Ответьте на вопросы:
- Роль писателя в русском обществе 19 века?
- В чём состоит творческая индивидуальность писателя?
(Выступление подготовленного ученика о биографии писателя; показ презентации). (Слайды 3-9)
3. Работа с учебником
(Работу со статьёй учебника можно задать на дом и отработать с уч-ся на следующем уроке, так как материала на уроке много).
Прочтение статьи учебника «Люди и книги» К.И.Чуковского.
Беседа по вопросам.
- Ответьте на вопросы:
- Чем интересен характер писателя по мнению К.И.Чуковского?
- О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщил нам К.И.Чуковский?
4. I этап основной части урока – Завязка
А) (Слайд 10)
- К сегодняшнему произведению Л.Андреева хорошо подойдут следующие строки…
(Эпиграф к уроку читает учитель):
Как трудно расставаться, зная,
что никогда не встретишь друга вновь,
А у тебя всего то и богатства:
Одна лишь дружба, да любовь.
Когда душа с душой настолько слиты,
Что раздели их, и они умрут,
Когда существование земное
В разлуке с другом - непосильный труд,
Судьбы неумолимая гроза…
- Так писал о дружбе наш земляк, татарский советский поэт Муса Джалиль.
Друг – это человек, который никогда не предаёт тебя, не бросит. Друзьями могут быть не только люди, но и животные. Великий учёный Чарльз Дарвин писал в своих трудах, что есть животные, которые «любят нас, людей, больше, чем самих себя». Это собаки!
(Слайд 11)
Только собака способна жертвовать собой ради человека, которому она предана, которого любит. У собаки «жертвенная любовь», на это даже не каждый человек способен. Своё благородство и преданность собаки доказывали десятки, сотни, тысячи раз. Признанием их заслуг являются памятники, которые люди ставят собакам.
Собаки героически помогают людям и в мирное время и в годы войны. Во время ВОВ собаки были санитарами, связистами, почтальонами. В мирное время они помогают даже находить полезные ископаемые, спасают людей в снежных горах и в воде и до смерти верны своему хозяину.
- У кого из Вас есть собака?
- За что Вы их любите?
Б) Работа с карточкой.
- У вас на парте есть рабочая карточка для работы на сегодняшнем уроке.
1 задание: Словарная работа.
- Напишите, как вы понимаете значение слов СОСТРАДАНИЕ и БЕССЕРДЕЧИЕ? (2 мин)
Ответы.
(Слайд 12)
- Как можно назвать эти слова по значению? (АНТОНИМЫ)
- Эти два полярных состояния души объединил в своём произведении Л.Н.Андреев.
5. II этап основной части урока
Постановка цели урока.
– Сформулируем цели урока: (Слайд 13)
1. Выделить проблемы, назревшие жизненные вопросы, которые поднимает автор в рассказе.
2. Прийти к идее рассказа в целом через анализ фрагментов произведения и художественные образы.
3. Определить авторскую позицию в произведении.
6. III этап основной части урока – Блицтурнир
– Собакам посвящено много картин, фильмов, мультфильмов, песен, стихов, книг.
– Знаете ли вы произведения о собаках? Кто авторы этих произведений?
- В карточке есть таблица с названиями произведений и их авторов.
Нужно правильно соединить название и автора. (2 минуты)
Название |
Автор |
Каштанка |
Л.Н.Толстой |
Песнь о собаке |
М.А.Булгаков |
Белый Бим Чёрное ухо |
И.А.Тургенев |
Лев и собачка |
А.П.Чехов |
Му-му |
С.А.Есенин |
Собачье сердце |
Г.Н.Троепольский |
Взаимопроверка в парах (смотри на экран презентации), оценивание. (Слайды 14-19)
7. IV этап основной части урока – Анализ рассказа по частям
Глава 1. (Слайд 20)
- О чём этот рассказ? (Ответ дайте в двух-трёх словах).
- Прочитайте выразительно первое предложение. (Читают уч-ся).
- Можно ли, не зная названия рассказа и его сюжета, понять, что речь идёт именно о собаке? Можно ли предположить, что речь идёт о человеке? Обоснуйте свой ответ.
- Оговорился ли писатель, сказав, что «у неё не было собственного имени», а не клички?
- Какое сходство можно заметить между собакой и пьяным мужиком?
- Внешность, поведение. (Грязная, некрасивая. Обида на людей, скука, злоба).
- Как стала Кусака выражать свою ненависть? Зачитайте («С тех пор собака не доверяла…»)
- Как озаглавили? (1.Жизнь собаки до встречи с дачниками) Запишите в карточку.
- КАКУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПРОБЛЕМУ раскрывает автор в 1 главе?
ЗЛО ПОРОЖДАЕТ ЗЛО. Запишите в карточку.
Глава 2. (Слайд 21)
- Как же бездомной собаке удалось получить имя?
- Как удалось Лёле приручить Кусаку?
- Прочитайте отрывок из рассказа о том, что Кусака ещё раз решила поверить людям. (« И Кусака второй раз в жизни…»).
- Найдите отрывок «Когда прибежали дети…, словно от удара»). Почему исчезла злоба у собаки?
- Как озаглавили вторую часть? (2. Как Кусака получила своё имя) Запишите в карточку.
- КАКУЮ ЖИЗНЕННУЮ ОКСИОМУ (ФОРМУЛУ) выводит автор в 2 главе?
ДОБРО, ЛАСКА И ЛЮБОВЬ ПОРОЖДАЮТ ДОВЕРИЕ И ОТВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ. Запишите в карточку.
- А сейчас МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
- Для более полной характеристики главной героини Кусаки послушайте песню в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных «Собачий секрет»
Звучит песня Т. и С.Никитиных «Собачий секрет» (Слайд 22)
Подтверждают ли слова песни содержание рассказа?
Чем отличается интонация песни от интонации рассказа?
(В песне шутливая интонация. А в рассказе Андреевамы вместе с героиней переживаем то же, что и она, сочувствуем ей.)
Глава 3. (Слайд 23)
- Как вы озаглавили третью часть? (3.Всею своей собачьей душой расцвела Кусака). Запишите в карточку.
- Как проявляла она свою любовь? Прочитайте («Единственное, что могла…»).
- Да, Кусака постепенно привыкла к тому, что не надо заботиться о доме, пище.
Глава 4. (Слайд 24)
- Давайте послушаем, что же дальше происходит в произведении. («Жёлтыми огнями загорелась осень…»).
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Как Вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?
- Понравилась ли Вам Лёля?
- Хорошо ли она поступила по отношению к другу?
- Как бы Вы поступили в этом случае?
- Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы? Зачитайте «Наступила весна…(из 2 главы) Частыми дождями заплакало небо… (из 4 главы).
Глава 5. (Слайд 25)
- Почему же выла собака? ( Читаем 5 главу).
- Какой же пример жестокости можно найти в последних частях рассказа?
Проблема: МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧАЕМ.
Э.Асадов «Стихи» (Слайд 26)
8. V этап основной части урока – Вывод
- Попробуйте объяснить, на чьей стороне автор (позиция автора)?
- Л.Н.Андреев выступает в защиту слабых, обездоленных, униженных и несчастных. О рассказе «Кусака» он говорит так: «В рассказе живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
(Слайд 27)
Идея произведения выражается формулой добра:
- ФОРМУЛУ ДОБРА ВЫВОДИТ АВТОР:
РАВЕНСТВО МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ЖИВОТНЫМИ!
9. Итог урока
А) Рефлексия.
- Прошу вас закончить сегодняшний урок стихами. (Слайд 28)
Предлагаю рифмы: друзья, семья, любить, хвалить, приручить, забыть можно свои.
Придумать.
- Например:
Собаки – лучшие друзья.
Живём мы как одна семья.
Не трудно зверя приручить,
Тебя он будет век любить.
Но ты его не предавай
И одного не оставляй.
С ним будет не страшна беда.
Он верный друг твой навсегда!
Б) Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке.
10. Домашнее задание
(Слайды 29-31)
- Нарисовать иллюстрацию к рассказу, подумать, какой фрагмент вам хотелось бы изобразить.
- Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца. Для чего он мне нужен».
- Ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр. 119).
(Слайд 32)