Урок литературы "Л.Андреев. Рассказ "Кусака"

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Л.Андреев. Рассказ «Кусака»


Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем, понимание авторской позиции, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.

Планируемые результаты.

  • Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.
  • Метапредметные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основания для сопоставления, строить логическое рассуждение, делать выводы.
  • Предметные: развивать умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни в литературном произведении на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления.

Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам, нравственная оценка героев.

Оборудование урока: портрет Л.Н.Андреева, презентация, выставка книг с произведениями автора.

Ход урока

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. (Слайд 2)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством писателя-классика 19 века Леонида Николаевича Андреева. Вы почитали дома его рассказ «Кусака».

2. Проверка домашнего задания

– Я просила вас дома, ребята, подготовить биографию писателя.

– Что ещё было задано на дом?

Биография Л.Н.Андреева, жизненный и творческий путь писателя.

- Внимательно прослушайте и сделайте вывод об особенностях творчества и личности Леонида Андреева. Ответьте на вопросы:

  1. Роль писателя в русском обществе 19 века?
  2. В чём состоит творческая индивидуальность писателя?

(Выступление подготовленного ученика о биографии писателя; показ презентации). (Слайды 3-9)

3. Работа с учебником

(Работу со статьёй учебника можно задать на дом и отработать с уч-ся на следующем уроке, так как материала на уроке много).

Прочтение статьи учебника «Люди и книги» К.И.Чуковского.

Беседа по вопросам.

- Ответьте на вопросы:

  1. Чем интересен характер писателя по мнению К.И.Чуковского?
  2. О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщил нам К.И.Чуковский?

4. I этап основной части урока – Завязка

А) (Слайд 10)

- К сегодняшнему произведению Л.Андреева хорошо подойдут следующие строки…

(Эпиграф к уроку читает учитель):

Как трудно расставаться, зная,
что никогда не встретишь друга вновь,
А у тебя всего то и богатства:
Одна лишь дружба, да любовь.
Когда душа с душой настолько слиты,
Что раздели их, и они умрут,
Когда существование земное
В разлуке с другом - непосильный труд,
Судьбы неумолимая гроза…

- Так писал о дружбе наш земляк, татарский советский поэт Муса Джалиль.

Друг – это человек, который никогда не предаёт тебя, не бросит. Друзьями могут быть не только люди, но и животные. Великий учёный Чарльз Дарвин писал в своих трудах, что есть животные, которые «любят нас, людей, больше, чем самих себя». Это собаки!

(Слайд 11)

Только собака способна жертвовать собой ради человека, которому она предана, которого любит. У собаки «жертвенная любовь», на это даже не каждый человек способен. Своё благородство и преданность собаки доказывали десятки, сотни, тысячи раз. Признанием их заслуг являются памятники, которые люди ставят собакам.

Собаки героически помогают людям и в мирное время и в годы войны. Во время ВОВ собаки были санитарами, связистами, почтальонами. В мирное время они помогают даже находить полезные ископаемые, спасают людей в снежных горах и в воде и до смерти верны своему хозяину.

- У кого из Вас есть собака?

- За что Вы их любите?

Б) Работа с карточкой.

- У вас на парте есть рабочая карточка для работы на сегодняшнем уроке.

1 задание: Словарная работа.

- Напишите, как вы понимаете значение слов СОСТРАДАНИЕ и БЕССЕРДЕЧИЕ? (2 мин)

Ответы.

(Слайд 12)

- Как можно назвать эти слова по значению? (АНТОНИМЫ)

- Эти два полярных состояния души объединил в своём произведении Л.Н.Андреев.

5. II этап основной части урока

Постановка цели урока.

– Сформулируем цели урока: (Слайд 13)

1. Выделить проблемы, назревшие жизненные вопросы, которые поднимает автор в рассказе.

2. Прийти к идее рассказа в целом через анализ фрагментов произведения и художественные образы.

3. Определить авторскую позицию в произведении.

6. III этап основной части урока – Блицтурнир

– Собакам посвящено много картин, фильмов, мультфильмов, песен, стихов, книг.

– Знаете ли вы произведения о собаках? Кто авторы этих произведений?

- В карточке есть таблица с названиями произведений и их авторов.

Нужно правильно соединить название и автора. (2 минуты)

Название

Автор

Каштанка

Л.Н.Толстой

Песнь о собаке

М.А.Булгаков

Белый Бим Чёрное ухо

И.А.Тургенев

Лев и собачка

А.П.Чехов

Му-му

С.А.Есенин

Собачье сердце

Г.Н.Троепольский

Взаимопроверка в парах (смотри на экран презентации), оценивание. (Слайды 14-19)

7. IV этап основной части урока – Анализ рассказа по частям

Глава 1. (Слайд 20)

- О чём этот рассказ? (Ответ дайте в двух-трёх словах).

- Прочитайте выразительно первое предложение. (Читают уч-ся).

- Можно ли, не зная названия рассказа и его сюжета, понять, что речь идёт именно о собаке? Можно ли предположить, что речь идёт о человеке? Обоснуйте свой ответ.

- Оговорился ли писатель, сказав, что «у неё не было собственного имени», а не клички?

- Какое сходство можно заметить между собакой и пьяным мужиком?

- Внешность, поведение. (Грязная, некрасивая. Обида на людей, скука, злоба).

- Как стала Кусака выражать свою ненависть? Зачитайте («С тех пор собака не доверяла…»)

- Как озаглавили? (1.Жизнь собаки до встречи с дачниками) Запишите в карточку.

- КАКУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПРОБЛЕМУ раскрывает автор в 1 главе?

ЗЛО ПОРОЖДАЕТ ЗЛО. Запишите в карточку.

Глава 2. (Слайд 21)

- Как же бездомной собаке удалось получить имя?

- Как удалось Лёле приручить Кусаку?

- Прочитайте отрывок из рассказа о том, что Кусака ещё раз решила поверить людям. (« И Кусака второй раз в жизни…»).

- Найдите отрывок «Когда прибежали дети…, словно от удара»). Почему исчезла злоба у собаки?

- Как озаглавили вторую часть? (2. Как Кусака получила своё имя) Запишите в карточку.

- КАКУЮ ЖИЗНЕННУЮ ОКСИОМУ (ФОРМУЛУ) выводит автор в 2 главе?

ДОБРО, ЛАСКА И ЛЮБОВЬ ПОРОЖДАЮТ ДОВЕРИЕ И ОТВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ. Запишите в карточку.

- А сейчас МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

- Для более полной характеристики главной героини Кусаки послушайте песню в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных «Собачий секрет»

Звучит песня Т. и С.Никитиных «Собачий секрет» (Слайд 22)

Подтверждают ли слова песни содержание рассказа?

Чем отличается интонация песни от интонации рассказа?

(В песне шутливая интонация. А в рассказе Андреевамы вместе с героиней переживаем то же, что и она, сочувствуем ей.)

Глава 3. (Слайд 23)

- Как вы озаглавили третью часть? (3.Всею своей собачьей душой расцвела Кусака). Запишите в карточку.

- Как проявляла она свою любовь? Прочитайте («Единственное, что могла…»).

- Да, Кусака постепенно привыкла к тому, что не надо заботиться о доме, пище.

Глава 4. (Слайд 24)

- Давайте послушаем, что же дальше происходит в произведении. («Жёлтыми огнями загорелась осень…»).

- Почему Кусаку не взяли в город?

- Как Вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?

- Понравилась ли Вам Лёля?

- Хорошо ли она поступила по отношению к другу?

- Как бы Вы поступили в этом случае?

- Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы? Зачитайте «Наступила весна…(из 2 главы) Частыми дождями заплакало небо… (из 4 главы).

Глава 5. (Слайд 25)

- Почему же выла собака? ( Читаем 5 главу).

- Какой же пример жестокости можно найти в последних частях рассказа?

Проблема: МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧАЕМ.

Э.Асадов «Стихи» (Слайд 26)

8. V этап основной части урока – Вывод

- Попробуйте объяснить, на чьей стороне автор (позиция автора)?

- Л.Н.Андреев выступает в защиту слабых, обездоленных, униженных и несчастных. О рассказе «Кусака» он говорит так: «В рассказе живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

(Слайд 27)

Идея произведения выражается формулой добра:

- ФОРМУЛУ ДОБРА ВЫВОДИТ АВТОР:

РАВЕНСТВО МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ЖИВОТНЫМИ!

9. Итог урока

А) Рефлексия.

- Прошу вас закончить сегодняшний урок стихами. (Слайд 28)

Предлагаю рифмы: друзья, семья, любить, хвалить, приручить, забыть можно свои.

Придумать.

- Например:

Собаки – лучшие друзья.
Живём мы как одна семья.
Не трудно зверя приручить,
Тебя он будет век любить.
Но ты его не предавай
И одного не оставляй.
С ним будет не страшна беда.
Он верный друг твой навсегда!

Б) Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке.

10. Домашнее задание

(Слайды 29-31)

  • Нарисовать иллюстрацию к рассказу, подумать, какой фрагмент вам хотелось бы изобразить.
  • Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца. Для чего он мне нужен».
  • Ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр. 119).

(Слайд 32)