Урок литературы "Любить – значит жертвовать собой ради любимого" (по роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Разделы: Литература


Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

В.А. Сухомлинский

Умирать от любви - значит жить ею.

В.Гюго

Цели:

  1. познакомить учащихся с творчеством В.Гюго, ввести их в удивительный романтичный мир его произведения;
  2. донести заряд высоких нравственных начал;
  3. пробудить стремление делать добрые дела;

Оборудование:

    1. текст;
    2. портрет В.Гюго;
    3. таблицы;
    1. иллюстрированный материал;
    2. музыкальные композиции из мюзикла Notre-Dame de Paris
    3. (“Ave Maria”, “Belle”)

    4. фрагменты из художественного фильма “Собор парижской богоматери”

Вопросы для обсуждения:

    1. Как каждый из героев проявляется в любви?
    2. Кто из героев способен на жертвенную любовь?

Словарная работа: любовь, рок, нравственность, добро, зло.

Ход урока

1 .Вступительное слово учителя.

Любовь - это самое прекрасное, возвышенное и чистое чувство.

Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве.

Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир (фрагмент из кинофильма).

Сегодня мы поговорим о любви. Накануне мы прочитали роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”, дома учащиеся заполнили таблицы.

Запись в тетрадях темы, целей урока, словарная работа.

2. Выступление ученика (сообщение о В.Гюго).

“Образ В.Гюго - простой и сложный, возвышенный и земной”. Творческий путь писателя полон триумфальных успехов, литературных побед и мировой славы. Им создано 17 поэтических сборников, 9 драматургических произведений, 7 крупных романов, эссе, дневники.

Гюго был известным общественным деятелем. Он родился в 1802 году, когда, по его словам, “веку было два года”, и покинул мир на закате столетия в 1885 году.

В 15 лет Гюго получил известность как талантливый поэт, в 25 лет стал лидером целого литературного течения романтизма. Писателя признали “лидером романтизма”.

На 50-том году он бросил вызов самому президенту и к старости превратился в кумира Франции для миллионов читателей.

Он написал так много, что полное собрание его сочинения насчитывает сегодня около 90 томов.

М. Горький сказал о Гюго следующее: “Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни всё, что есть прекрасного в душе человека”.

Слово учителя. Именно о красоте человеческой души и готовности жертвовать собою представлено в романе В.Гюго, который был написан в 1831 году.

3. Работа с таблицами (см. приложение).

Роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери” - это исторический роман.

  • Какое время представлено в произведении?
  • Что характерно для этого периода?

- Критики называют это произведение “художественной энциклопедией средневековья”.

Назовите приметы средневековья, представленные в романе.

  • Перечислите действующих персонажей.

- Одним из главных персонажей является Собор, это одно из величайших архитектурных чудес всех времен. С собором связаны все основные действия. Что говорит В.Гюго об этом здании?

  • Кто создавал, строил это творение?
  • Символом чего является Собор?

Рок, судьба руководит героями в произведении, об этом говорится в начале романа:

“ Несколько лет тому назад, осматривая Собор парижской богоматери,..автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: рок”.

Собор - это олицетворение рока.

С Собором связаны судьбы героев, вокруг Собора - живой и борющийся народ, Собор охраняет Эсмеральду и Квазимодо. Вокруг Собора мы видим народную толпу, борющуюся и ликующую. Она многолика.

  • Кем представлена народная толпа?
  • Какова роль толпы?

В романе происходит вечная борьба света и тьмы, добра и зла, любви и ненависти. Народная толпа тоже несёт в себе доброе и злое начало.

  • А в чём выражается доброе начало? А злое?
  • Из гущи толпы выделяются несколько героев.
  • Что их связывает?
  • Что вбирает в себе это понятие любовь?

(страсть, счастье, верность, желание, самопожертвование).

4. Беседа с учащимися.

И сегодня мы рассмотрим, как относятся к любви герои, как любовь помогает раскрыть внутренние качества человека. Ваша задача: ответить в конце урока на вопросы:

  1. Как каждый из героев проявляется в любви?
  2. Кто из героев способен на жертвенную любовь?

Центральным персонажем является Эсмеральда, её красота покорила сердца многих людей.

  • Кто она? Чем занимается?
  • Какой рисует её В. Гюго?
  • Как относится к ней народ?
  • Что говорит Эсмеральда о любви?

Любовь для Эсмеральды - это нечто неземное, возвышенное, чистое, нежное.

- Символом чего является Эсмеральда?

Любовь, от неё расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюблённых, любовь становится для Эсмеральды путеводной звездой; девушка создает для себя образ возлюблённого.

  • Кто он?
  • За какие качества Эсмеральда полюбила Феба?
  • Какие чувства вызывает этот герой у вас?
  • Способен ли он на жертвенную любовь?
  • Наказывает ли В.Гюго своего героя за столь малодушный поступок?

Что пишет В.Гюго о его дальнейшей судьбе?

Феб стал смыслом всей жизни для девушки. Он был наделён внешней красотой и совершенно холодной душой. Феб восхищается Эсмеральдой, но не может любить её глубоко и преданно.

Немаловажную роль сыграла Эсмеральда в судьбе и Пьера Гренгуара.

  • Чем он занимается в жизни? Его происхождение.
  • Каков портрет героя?
  • Когда Пьер впервые встретил Эсмеральду?
  • Как Эсмеральда относится к Пьеру?
  • Какова жизненная позиция Пьера?
  • Как Пьер относится к любви?

- Способен ли Пьер Грегуар на чистую, жертвенную любовь?
Любовь обошла Пьера стороной, слегка задев его своим крылом. Глубокие сильные чувства ему не присуще.

Красота Эсмеральды завораживает всех вокруг, в том числе и Клода Фролло, демона греховной страсти. Образ Клода Фролло - один из самых сложных и неоднозначных.

- Каким изображает В.Гюго этого героя?

  • Каково его происхождение?
  • Как Клод относился к миру? Почему?
  • Куда он обращает свой ум?
  • Зарождается ли в его душе любовь? К кому?
  • Почему он вдруг влюбляется?

- Проявляется ли любовь Клода в добрых поступках по отношению к Эсмеральде?

(чтение отрывка № 1)

- Почему Эсмеральда, такая добрая, великодушная, сумевшая спасти Пьера и пожалевшая Квазимодо, принимавшего участие в её похищении, отказывает в любви Клоду?

  • Так что же такое любовь Клода Фролло?
  • Символом чего является образ Клода?
  • Каким он предстаёт в любви?
  • Считаете ли вы, что любовь - наказание для героя?
  • Готов ли он жертвовать собою ради любимого человека?

Любовь Клода Фролло ужасна, эгоистична, она губит всех вокруг, в том числе и самого священника. Клод Фролло - это символ безудержной страсти, творящей одно зло.

В романе представлен образ ещё одного героя, с которым судьба сыграла злую шутку, она лишила его красоты Феба, спокойствия Пьера Гренгуара, интеллекта Клода Фролло, но наделила его тёплым, человеческим сердцем. Это Квазимодо, звонарь Собора.

Впервые мы встречаемся с ним на народном гулянии, где его избирают папой шутов.

(чтение отрывка № 2).

  • Каким предстаёт перед нами Квазимодо?
  • Какие чувства вызывает у вас внешний облик героя?
  • Как сам Квазимодо относится к миру?

Получеловек, полузверь, он всеми осмеивался, презирался, и сам платил людям той же монетой. Из дикого состояния он выходил лишь при звоне колоколов. Глухой, он творил могучую симфонию, при которой город наполнялся ураганом звуков. Неистовство колоколов передавалось и ему, чувство радости охватывало его. Урод вливал жизнь в это необъятное здание. Квазимодо восхищался Эсмеральдой, этим неземным существом, восхищался её красотой, очарованием, её танцами.

  • Как Эсмеральда относится к Квазимодо, к этому уроду и горбуну?
  • Готова ли Эсмеральда прийти на помощь Квазимодо, который был всеми отвергнут?

(фрагмент из кинофильма)

“И тогда этот сухой, воспалённый глаз увлажнился и крупная слеза медленно покатилась по искажённому отчаянием безобразному лицу. Быть может, то была первая слеза, которую этот злосчастный проронил в своей жизни”.

  • Какие чувства просыпаются в душе Квазимодо?
  • Какой поступок совершает Квазимодо, узнав о казни Эсмеральды?

“... в этот миг он был прекрасен, этот сирота, подкидыш. Он чувствовал себя величественным и сильным”.

- Как относится Квазимодо к Эсмеральде, пока она укрывается в Соборе?

Что происходит в его душе?

- Способен ли Квазимодо на жертвенную любовь?
Символично название последней главы “Женитьба Квазимодо” (отрывок из кинофильма).

Добро и зло, уродство и красота, любовь и ненависть – все переплетено в романе.

Любовь может быть чистой, светлой, счастливой, а может быть злой, жестокой, эгоистичной, роковой. Каждый человек имеет право любить и быть любимым, но не каждому дан этот

божий дар.

5. Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока.

Выводы: Любовь - это удивительное чувство!

Истинная любовь всегда возвышает человека, вдохновляет, вливает в него жизненные силы, заставляет стать лучше. Истинная любовь - это готовность жертвовать собою ради

любимого человека. Символом истинной любви выступает в романе Квазимодо, в котором необычно переплетается внешнее уродство и внутренняя красота.

Символом истинной любви выступает и Эсмеральда, для которой “любовь - это небо!”. “Умирать от любви, - значит жить ею”, - писал В.Гюго.

6. Звучит музыка Ave Maria, ученик читает наизусть стихотворение Н.Рыленко.

Тоски любовной горький мёд,
Ещё хранят твой привкус губ.
Не всякий, может быть, поймёт,
Что есть на свете однолюбы.
Но кто поймёт, тому весь век
Весна и юность будет сниться,
Когда у шумных, быстрых рек
Друг дружку окликают птицы.
Пусть год за годом жизнь пройдёт
И взвоют траурные трубы.
Тоски любовной горький лёд
Передадут из рода в род
В прощальном поцелуе губы.

7. Домашнее задание: “Моё представление о любви” (эссе).

Отрывок № 1

—Нет,— заговорил он снова, несколько успокоившись,— я не нахожу нужных слов. Однако я хорошо обдумал то, что должен был сказать вам. А сейчас я дрожу, трепещу, я слабею, в решительную минуту я чувствую какую-то высшую силу над нами, и у меня заплетается язык. О, я сейчас упаду наземь, если вы не сжалитесь надо мною, над собой! Не губите себя и меня! Если бы вы знали, как я люблю вас! Какое сердце отдаю вам! О, какое отречение от всякой добродетели! Какие неслыханное небрежение к себе!
Ученый—я надругался над наукой; дворянин—я опозорил свое имя; священнослужитель— я превратил требник в подушку для похотливых грез; я плюнул в лицо своему богу! Все для тебя, чаровница! Чтобы быть достойным твоего ада! А ты отвергаешь Грешника!

- Вы убийца!— проговорила она.

Священник яростно схватил ее в объятия и разразился отвратительным хохотом.

— Ну хорошо! Убийца!—ответил он.—Но ты будешь принадлежать мне. Ты не пожелала, чтобы я был твоим рабом, так я буду твоим господином. Ты будешь моей! У меня есть берлога, куда я утащу тебя. Ты пойдешь за мной! Тебе придется пойти за мной, иначе я выдам тебя. Надо либо умереть, красавица, либо принадлежать мне! Принадлежать священнику, вероотступнику, убийце!

Его взор сверкал вожделением и яростью. Его губы похотливо впивались в шею молодой девушки. Она билась в его руках. Он осыпал ее бешеными поцелуями.

— Не смей меня кусать, чудовище — кричала она.— О гнусный, грязный монах! Оставь меня! Я вырву твои гадкие седые волосы и швырну их тебе в лицо!

Он покраснел, потом побледнел, наконец выпустил ее и мрачно взглянул на нее. Думая, что победа осталась за нею, она продолжала:

— Говорю тебе, что я принадлежу моему Фебу, что люблю Феба, что Феб прекрасен! А ты, поп, стар! Ты уродлив! Уйди!

Он испустил дикий вопль, словно преступник, которого прижгли каленым железом.

— Так умри же!— вскричал он, заскрипев зубами.

Отрывок № 2

“Трудно описать этот четырёхгранный нос, подковообразный рот, крохотный левый глаз, почти закрытый щетинистой рыжей бровью, в то время как правый совершенно исчезал под громадной бородавкой, обломанные кривые зубы, напоминавшие зубцы крепостной стены, эту растрескавшуюся губу, над которой нависал, точно клык слона, один из зубов, этот раздвоенный подбородок...

…он весь представлял собой гримасу. Громадная голова, поросшая рыжей щетиной; огромный горб между лопаток и другой, уравновешивающий его,— на груди; бедра настолько вывихнутые, что ноги его могли сходиться только в коленях, странным образом напоминая собой спереди два серпах соединенными рукоятками; широкие ступни, чудовищные руки. И, несмотря на это уродство, во всей его фигуре было какое-то грозное выражение силы, проворства и отваги,— необычайное исключение из того общего правила, которое требует, чтобы сила, подобно красоте, проистекала из гармонии. Таков был избранный шутами папа. Казалось, это был разбитый и неудачно спаянный великан”.