Задачи.
- Обучающая - показать, что героиня Некрасова побеждает суровые жизненные испытания силой деятельной любви, умением бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
- Развивающая - продолжить наблюдение за характером обработки Некрасовым фольклорных текстов.
- Воспитательная - воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.
Домашнее задание к уроку. Прочитать “Крестьянку” до конца. Выбрать наиболее драматические эпизоды из жизни героини, подготовить их краткий пересказ или чтение отдельных строф.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, тексты с произведением “Кому на Руси жить хорошо”, портрет Матрёны Тимофеевны, проектор.
Ход занятия
1. Организационный момент 3 минуты
2. Систематизация знаний по теме 35 минут
3. Подведение итогов 2 минут
Ход урока
1.Оргмомент.
Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь
Н.А.Некрасов.
Учитель. Фольклорный материал, использованный в поэме, раскрывает душевное богатство героини. Её восприятие поступков других людей всегда искренне, идёт от глубины переживания. Страстную силу чувств запечатлели песни из главы “Дёмушка”, где Матрёна Тимофеевна рассказывает о гибели сына, о пережитом отчаянии, взрыве протеста против чиновников (“Из тонкой из пелёночки повыкатила Дёмушку...”). К словам “Злодеи! Палачи!” Некрасов сделал примечание: “Взято почти буквально из народного причитания”.
Беде за бедой переживает Матрёна Тимофеевна (слушаются рассказы по главам 4-6).
- Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?
Карточка № 1. Песня “На горе стоит ёлочка”
Задание. Это одна из немногих народных песен, включённых Некрасовым в текст поэмы без всяких переработок. Как вы думаете, чем она привлекла поэта? Готовя ответ, перечитайте песню несколько раз, вслушивайтесь в её напев. О чём она? Это свадебная песня; с кем ассоциируется образ ёлочки? Внимательно перечитайте строки, в которых Матрёна Тимофеевна вспоминает ту трудную в своей жизни ночь, когда она услышала эту песню.
На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька.
Приходил к ней батюшка,
Будил её, побуживал:
Ты, Машенька, пойдём домой,
Ты, Ефимовна, пойдём домой!
Я нейду и не слушаю:
Ночь темна и не месячна,
Реки быстры, перевозов нет,
Леса тёмные, караулов нет...
На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька,
Приходила к ней матушка,
Будила, побуживала:
Машенька, пойдём домой!
Ефимовна, пойдём домой!
Я нейду и не слушаю:
Ночь темна и не месячна,
Реки быстры, перевозов нет,
Леса тёмные, караулов нет...
На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька,
Приходит к ней Пётр,
Петр сударь Петрович,
Будил её, побуживал:
Машенька, пойдём домой!
Душа Ефимовна, пойдём домой!
Я иду, сударь, и слушаю:
Ночь светла и месячна,
Реки тихи, перевозы есть,
Леса темны, караулы есть.
- Какой момент в душевном состоянии девушки передаёт песню? Для чего использован трёхкратный повтор одной и той же ситуации? Для чего употребляется так много слов с уменьшительными суффиксами?
Нежно и ласково передаёт песня важнейший момент в жизни девушки – расставание с любимым отцом и матерью. Не переставая их любить и уважать, дочь решается уйти в новую жизнь, к суженому.
Обратим внимание, что “Песня введена в текст поэмы своеобразно: Матрёна, отправляясь в трудный путь (чтобы спасти мужа), не поёт эту песню, а лишь слышит её. Благодаря такому приёму любовное чувство Матрёны (с которым перекликается содержание песни) как бы приобретает оттенок полувысказанности, особенной нежности.
Карточка № 2.
Молитва Матрёны Тимофеевны (Глава “Губернаторша”.)
Задание. Познакомьтесь с высказыванием Г.Федотова, философа, исследователя русских духовных стихов. “Вся тоска страдающего человека, всё умиления перед миром божественным, которые не смеют излиться перед Христом в силу религиозного страха, свободно и любовно истекают на Богоматерь... Она...остаётся в отличие от Христа, связанной с человечеством, страждущей матерью и заступницей”. Что дают слова исследователя для понимания молитвенного обращения Матрёны Тимофеевны к Богоматери?
Текст молитвы сложился у поэта не сразу. При этом наброски очень отличаются от окончательного текста. Сравните.
Из черновых вариантов | Окончательный текст |
Против Деминой могилушки, Против белой церкви Божией, На колени стала я. Владычица, Будь заступница моя! Очисти Матерь Божия До города дороженьку, Введи меня, Владычица, В чертоги неприступные Земного судии, Своей нетленной ризою Покрой меня, Владычица. ------------------------------ Вложи в уста несмелые Слова неотразимые, Вложи в уста мои, Смягчи его, Владычица...(V,466) |
“Открой мне, Матерь Божия, Чем Бога прогневила я? Владычица! Во мне Нет косточки не ломаной, Нет жилочки нетянутой, Кровинки нет непорченой, - Терплю и не ропщю! Всю силу, Богом данную, В работе полагаю я, Всю в деточек любовь! Ты видишь всё, Владычица Ты можешь всё, Заступница! Спаси, Рабу свою!” --------------------- Молиться в ночь морозную Под звёздным небом Божиим Люблю я с той поры (V, 177) |
- Как изменился характер просьбы Матрёны Тимофеевны, обращённой к Богородице? Какие слова в окончательном тексте молитвы нашёл Некрасов для выражения главной жизненной позиции героини, её понимания содержания и смысла своей жизни? Как это её характеризует? Почему Некрасов изменил место, где молится героиня?
Карточка № 3. Песня “Хорошо, светло...”
Задание. Перечитайте песню “Хорошо, светло...”. Её фольклорные источники не найдены. Она составлена поэтом. По звучанию и содержанию стихи близки ко многим народным песням. Какие чувства выражены в песне? Почему Некрасов так подробно называет всё, что радует Матрёну и её мужа – леса, поля, воды вешние, жаворонков... Какие слова точнее передадут характеристику героини: “Она радуется”, “У неё хорошее настроение” или “Проявляется жизнелюбие героини”? Какое качество героини обнаруживается в многократном величании губернаторши? Возвращаясь в семью, где ей приходится выносить столько обид и несправедливостей, Матрёна фактически прощает недобрых к ней людей (“Вы садитесь-ка, Вы не кланяйтесь...”).
- Сила или слабость человека проявляется в умении прощать? Почему Некрасов несколько раз говорит об этом качестве Матрёны (вспомните прощение деда Савелия)?
Карточка № 4. “Бабья притча”.
Задание. В черновых набросках к главе “Бабья притча” сохранился некрасовский пересказ легенды о золотых ключах, которую прочитал у Барсова. Эту народную легенду, тоже исполнявшуюся Федосовой, он значительно переработал. Сначала для себя он составил её письменный пересказ. Сравните текст легенды, с которым работал поэт, с той притчей, которую рассказывает Матрёна Тимофеевн (от слов “...ключи от счастья женского...”).
- Какой главный мотив и какие образы заимствованы поэтом?
Некрасов работал с легендой, названной “Происхождение горя общественного” Как бы вы назвали ту легенду, которую сочинил он?
- Для чего же всё-таки Некрасов положил в основу своих стихов народную легенду?
Сравните свои размышления с выводом учёного: “ По содержанию притча напоминает одну из фольклористических записей Некрасова, но центральный образ ключей от счастья женского создан самим поэтом. Всё же в этой притче ощущается ориентация на фольклор (на народное причитание), которая выполняет важную роль: она даёт понять, что это глубокое раздумье о судьбах человеческих, эта своеобразная житейская философия – относится к народному типу мышления”.
Творческое задание на уроке: составьте рассказ: “Как Некрасов писал “Ключи от счастья женского...”
Текст легенды в пересказе Некрасова
Происхождение горя общественного (читает учитель)
Случилось ловцам изловить в океане рыбу – хвост у рыбы будто лебединый; голова козлиная; распороли рыбу: множество песку ею проглочено. Да ещё сглонуты ключи позолоченные: прилагали ключи к Божиим церквам и к торговым лавочкам, но они приладились только к тюрьмам заключённых. Не поспели отпереть двери как:
С подземелья злое горе разом бросилось...
...Поедать стало удалых добрых молодцев,
Много прибрало семейных головушек
Овдовило честных мужних молодних жён
Осиротило малых детушек
С того мор пошёл на скотинушку
Зябель на хлебушки
Смерть и горе на добрых людей (V, 397-398)
(пунктуация авторская)
Учитель. Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера. Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны. Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.
3. Подведение итогов. Выставление оценок.
4. Домашняя работа. Сочинение.
Список литературы.
- Русская литература 19 века. Вторая половина. Москва, Олма- Пресс, 2002 г.
- К.И.Чуковский Мастерство Некрасова. Москва, 1971 г.
- Учебник литературы 10 класс. Лебедев Ю.В. в двух частях.
- И.В.Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века.