Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
А. Твардовский
(Звучит песня из кинофильма “Офицеры”.)
Учитель: Жертвенному поколению, павшим и живым, выстоявшим и победившим в той кровопролитной Великой Отечественной… посвящается.
С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто “пол-Европы по-пластунски пропахал”… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, “кому память, кому слава, кому тёмная вода”.
Память о войне…
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
Почему-то именно эти строки А.Твардовского вспомнились мне, когда я взяла в руки сборник произведений К. Воробьёва.
Чтец:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Дальше Учитель: В русской литературе, одной из самых богатых и славных литератур мира, в созвездии блестящих имён, горит своим особенным и мягким светом, “дрожа насквозь, как самоцветный камень”, звезда Константина Дмитриевича Воробьёва.
Константин Дмитриевич Воробьёв
Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью — он ничто, какими бы наградами ни ублажало бы его правительство. Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет.
Константин Воробьев
Ведущий : Трудной была его судьба.
Наиболее известен широкому кругу читателей писатель стал в последние годы. Но вот что странно: его повести публиковались и раньше, но имя его и книги были не в ходу. Может быть потому, что слишком горькая правда была заключена в них.
Родился Константин Воробьёв 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе Нижний Реутец Медвенского района. У него было пять сестёр и брат. Константину Дмитриевичу с детских лет приходилось помогать родителям – выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить многое – и голодный год, и раскулачивание не только богатых, но и бедняков, и бессмысленное уничтожение того, что люди годами создавали своим трудом, и все несчастья и лишения большой семьи. И надо сказать, несмотря на то, что корни у писателя были крестьянские, по воспоминаниям его жены Веры Викторовны, писатель отличался какой-то особой, врождённой интеллигентностью.
Учитель: Все беды и обиды не заслонили в душе писателя ни красоты курских бескрайних полей, манящих какими-то далёкими, неизведанными мирами, ни ослепительность солнечных лучей, сверкающих в тогда ещё многоводном Реутце, ни захватывающие дух катания с обрыва зимой, ни головокружительные кувыркания летом в душистой траве наперегонки, ни ночные костры на выгоне ночью.
Всё равно мир сверкал, радовал и манил, и родная хата с земляным полом и садом из трёх сливовых деревьев и одной яблони, рано покинутая в отчаянии от нестерпимых обид, на всю жизнь осталась в памяти неповторимым благом жизни.
Да, на этой славной земле, земле многострадальной и любимой жил Константин Воробьёв.
Чтец:
Где река словно лента,
Где Отчизны исток,
Поле дышит легендой
У развилки дорог.
Здесь трава, словно повесть,
Здесь княжна-тишина.
Поклонюсь тебе в пояс
Красных зорь сторона.
Здесь вечерней порою
Ты не раз проходил.
Здесь о русских героях
Ветер песню сложил.
Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьёв в сельхозтехникум в Мичуринске. Но вернувшись в родное село, окончил курсы киномехаников и шесть месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой, что ему очень нравилось.
В 1935 году Воробьёв начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни в районную газету. А затем стал работать в Медвенской местной прессе литературным инструктором. Но окончилась эта деятельность быстро и трагично: его уволили за недозволенные в то время стихи.
Тогда и пришло решение немедленно покинуть родные края и навсегда уехать. В Москве удалось устроиться на работу в редакцию фабричной газеты. Надвигался 1937 год. Атмосфера страха и недоверия сковала жизнь москвичей, вокруг было предательство и доносы.
Ведущий : В октябре 1938 года Воробьёв был призван в ряды Красной Армии.
После возвращения из армии в декабре 1940 года пошёл работать литературным редактором газеты Академии Красной Армии имени Фрунзе, откуда получил направление на учёбу в Кремлёвское краснознамённое пехотное училище.
(Звучит тема фашистского нашествия из “Ленинградской симфонии” Д. Шостаковича – 06. 3.)
Учитель: В октябре 1941 года в составе роты кремлёвских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре под Клином его рота была почти полностью уничтожена…
(Звучит песня В. Высоцкого “Он не вернулся из боя” - 16. 4.)
Учитель: “Убиты под Москвой” - это произведение, написанное в 1963 году, отразило в себе те суровые дни, свидетелем и участником которых был сам автор. Повесть эта выделилась своей обнажённой правдивостью, остротой и дерзкой смелостью.
В бой идут курсанты, отборная рота (даже рост одинаковый – 183 сантиметра). Они без пяти минут офицеры, и не просто офицеры, а кремлёвцы – охрана Кремля. Это командиры, которые должны выполнять любой приказ.
Почему же, хочет понять автор, почему так ошеломляюще быстро и бессмысленно гибнут ребята, которые, казалось бы, должны побеждать?
Верный окопной правде войны, К. Воробьёв, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолёты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.
(Звучит песня В. Высоцкого “На братских могилах” - 28. 6.)
Чтец:
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мёртвых проклятье –
Эта кара страшна.
А. Твардовский
(Из “Ленинградской симфонии” Д. Шостаковича – 08. 3.)
Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Дмитриевич был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен.
Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года он пережил самое крошево войны, самые кошмарные и бесчеловечные её страницы.
Вот гонят пленных по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск.
Курсанты не дрогнули, задержали врага Они стояли насмерть против бронированных полчищ врага на огневом рубеже. Фашистские самолёты засыпали бомбами позиции воинов. Одна за другой следовали танковые
атаки. Но курсанты не дрогнули. На десять суток враг, рвавшийся к Москве, был задержан на этом рубеже. Эти десять суток дали возможность командованию надёжно укрепить ближние подступы к Москве.
“В эти дни немцы не били пленных!
Только убивали!
Убивали за поднятый окурок на дороге.
Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе.
Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.
Убивали ради спортивного интереса и стреляли не парами и пятёрками, а большими этапными группами, целыми сотнями – из пулемётов и пистолетов-автоматов!..” - писал Воробьёв в своей повести “Это мы господи!”.
Под повестью должны стоять три даты: 1943 – 1946 – 1986 годы. В 43-м в партизанском подполье повесть была написана. В 46-м предложена московскому журналу и… потеряна.
В 86-м единственный её экземпляр был принесён женой писателя Верой Викторовной в журнал “Наш современник” и наконец опубликован на его страницах.
Уже в самом заглавии слышится голос – стон измученных: “Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятым Тобой, Господи… Мы прошли все круги ада, но свой крест мы несли до конца, не потеряли в себе Человеческое”.
Учитель: Война перевернула судьбы многих людей. В своих книгах Константин Воробьёв раскрывает всю глубину человеческих характеров, раскрывает психологию персонажей в сложных, необычных, порой трагических обстоятельствах. И несмотря на все страдания, боль, ужасы, на войне всё-таки жила Любовь. И любовь эта проходила испытания на верность и преданность.
( Звучит песня “В землянке” - 16. 5.)
Чтец:
…Вынесу войну,
Сто ран приму, но выстою.
Себя верну, любовь верну,
и щедрую и чистую.
Такую щедрую, что в ней
не думал об измене я,
такую чистую, что ей
лишь только ты – сравнение!
А. Недогонов
Чтец:
В грязи, во мраке, в голоде,
в печали,
где смерть, как тень, тащилась
по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.
О. Берггольц
Учитель: Своё счастье Константин Воробьёв тоже повстречал в военные годы, будучи в плену. Это была случайная встреча. Вера Викторовна Воробьёва прошла с писателем через всю жизнь как жена и самый преданный друг.
Ведущий: Из плена Воробьёву удалось бежать. Попал в партизанский отряд и продолжил борьбу с фашистами на территории Литвы. И сложилось так, что после войны ему тоже пришлось жить вдали от малой родины.
Печататься К. Воробьёв начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, ставшего свидетелем преобразований в деревне в годы коллективизации, а затем – участником борьбы против фашистов.
Повесть “Сказание о моём ровеснике” посвящена событиям гражданской войны. Герои повестей “Крик”, “Убиты под Москвой” (1963) и ряда рассказов – герои Великой Отечественной. В повестях “Генка, брат мой…” (1969) и “Вот пришёл великан” (1971) рассказывается о послевоенной жизни, в них Воробьёв решает нравственные проблемы своего современника. По ступеням “военных” и “мирных” повестей шёл Константин Дмитриевич к своему основному произведению “…И всему роду твоему”. Но закончить его писатель не успел, он умер 2 марта 1975 года в Вильнюсе.
Иллюстрация художника Б. Косульникова к повести К. Воробьёва “Это мы, господи!”. 1988
Учитель: Константин Дмитриевич, живя на чужбине, сильно тосковал по родине, по России. Он писал друзьям: “Криком кричу: хочу в Россию”.
Судьба распорядилась так, что и похоронен он был в Вильнюсе, вдали от родных степей. Но с этим не смирились её ангел-хранитель – жена Вера Викторовна, дочь Наташа, сын Сергей, друзья-писатели. Они явились инициаторами идеи перезахоронения останков Воробьёва на родную землю.
И произошло это 11 октября 1995 года на Никитском кладбище Курска.
Учитель: Подобающее этому выдающемуся русскому писателю широкое признание приходит только теперь. Запоздало приходит, спустя десятилетия после написания высоко талантливых произведений о времени тяжёлых народных испытаний в Великой Отечественной войне.
Вера Викторовна писала, что “нам сейчас особенно нужны культура, наша русская, просвещение, разум, здравый смысл. Только с Богом в сердце мы покорим тьму…”
Творчество Константина Дмитриевича служило и служит этому. Неугасимая лампада добра и чести, возжённая писателем наперекор тьме, станет для множества соотечественников путеводным огоньком на перекрёстках жизни.