Урок литературы "Есенин и музыка" с использованием информационных технологий

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода С.Есенина; показать близость его творчества к народному.

Методические приемы: беседа с классом; наблюдение над поэтическим текстом и выявление лексических выразительных возможностей языка в произведениях С.Есенина.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина.

2. Развить умение находить в поэтическом тексте примеры лексических изобразительных средств.

3. Показать учащимся музыкальность поэзии С.Есенина.

Презентация

Слайд №1. Звучит инструментальная мелодия “Клен ты мой опавший” в исполнении Ю.Мухина. На экране портрет Сергея Есенина.

В этом имени — слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен :
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты...
Только скажут:
Сергей Есенин —
Всей России встают черты.

Слайд №2 Звучит песня “Звездочки ясные” в исполнении трио “Реликт”.

Беседа с классом.

  • Что вам уже известно о жизни самого звонкого поэта, которого по опросам читателей назвали первым поэтом России XX века?
  • Какие стихи поэта вы прочитали самостоятельно? Как в них поэт говорит о себе, о природе, о родине и о любви?
  • Что бы вы назвали главным в поэзии Есенина? Какие строки стали любимыми и почему?

Учащиеся читают 2-3 полюбившихся им стихотворения.

Слово учителя. С самого рождения жизнь Сергея Есенина была связана с песнями (дед-книжник, бабушка-рассказчица, мать-певунья).

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…

“Эх, песня, песня! Есть ли что в мире чудесней?” Сергей Есенин

Слайд№3 Звучит песня “Над окошком месяц” в исполнении В.Ивашова

Анализ одного из первых стихотворений С.Есенина, написанного в 1910 г.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.

  • Как можно озаглавить это стихотворение?
  • Какую картину рождает наше воображение?
  • Изменяется наше настроение в процессе чтения или нет?
  • Проведите фонетический анализ текста, установите, какие звуки повторяются и почему?
  • Найдите примеры олицетворения.
  • Чем достигается музыкальность, ритмичность и поэтичность текста?
  • Что помогает “увидеть” и услышать “ночь”?
  • Что помогает нам выявить авторское чувство?
  • Почему автор не делит свое стихотворение на четверостишия?
  • Когда темп речи должен увеличиваться или замедляться?
  • Как голосом следует предать настроение, созданное автором в этом стихотворении?
  • Выразительно прочитайте стихотворение, передавая голосом музыку звучащей ночи.

“...Стихи он принес завязанными в деревенский платочек. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни.” С. Городецкий

“Стихи Есенина музыкальны и красочны, они взяты прямо от пашни, от нивы, от сенокоса, в них — жизнь деревни с ее буднями и праздниками”,—Есенинский пейзаж глубоко эмоционален.

Он то задумчив, то весел, его язык метафоричен и обладает яркой образностью. Понаблюдайте над поэтическим текстом.

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистых вянет.
Полевое, степное “ку-чу”,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннем усыплет ветр,
По-осеннему шепчутся листья.

1920

Учащиеся указывают выразительные средства, посредством которых и создается мелодичность, музыкальность стихотворения.

Звучит стихотворении “Клен ты мой опавший”

(Левитский И. – чтец, Куликовский К. – гитара)

В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами – мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать.

Слово учителя.Хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным, она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его. Случай, произошедший с Есениным в мастерской скульптора Сергея Конёнкова.

“В стихах Есенина пленяет какая-то “сказанность” слов, слитость звука и значения, которая дает ощущение простоты”. Зинаида Гиппиус

Посмотрим на название некоторых стихотворений Сергея Есенина, и становится очевидным его неразрывная связь с песней, с музыкой.

“Поет зима, аукает”… (1910)

“Подражание песне” (1910)

“Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха” (1912)

“Песнь о собаке” (1915)

“Колокольчик среброзвонный” (1916)

Запели тесаные дроги” (1916)

“Песни, песни, о чем вы кричите?” (1917)

“Песня” (1925)

“Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!..”(1925)

“Ты запой мне ту песню, что прежде… ” (1925)

“Пой же, пой на проклятой гитаре” (1925)

“Плачет метель, как цыганская скрипка”

“Песнь о великом походе” (1924)

“Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?..”

Но идут годы, и меняется эмоциональная доминанта в стихах поэта на смену трогательной влюбленности в природу приходит мотив осени, прощания.

“Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далёкий…”

Слайд №4. Звучит песня “Мне осталась одна забава” в исполнении А. Малинина

Слово учителя о встрече С.Есенина и рязанского композитора Липатова.

“В русской поэзии трудно найти другие стихи о матери, написанные с такой любовью, искренностью и кристальной чистотой”. Композитор А.Глазунов

Слайд№5. Звучит песня “Письмо к матери” в исполнении Александра Малинина.

Слово учителя. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем “снежному звону”, прислушиваемся к “песне вьюг”, верим, что “неровные луга… поют крапивой”, что “скрипкой поёт луна”. И “плачет метель, как цыганская скрипк Он обладал “необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной”.
Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!

Слайд№6 В исполнении трио “Реликт” звучит песня “Не жалею, не зову, не плачу”.

Но, обреченный на гоненье.
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Домашнее задание. Подготовиться к уроку-практикуму “Тема Родины в творчестве Сергея Есенина”, используя стихотворения “Выткался на озере алый свет зари” 1910, “Шел Господь пытать людей в любови” 1914, “О, Русь, взмахни крылами” 1917, “Низкий дом с голубыми ставнями” 1924, др.