Цели урока:
- Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
- развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
- продолжить работу над развитием речи учащихся;
- воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших .В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.
Фамилии героев находятся как бы в паре, даже рифмуются. Что они означают?
II. Реализация индивидуального домашнего задания: итоги исследовательской работы со словарем.
Учащийся, выполнявший индивидуальное домашнее задание, сообщает:
Жила – прочное основание мышц, отсюда слово «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Костылина фамилия характеризует как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре героя.
III. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы». СЛАЙД №2.
Оба героя - офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?
(Высказывания учащихся).
Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу».
А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?
IV. Проверка домашнего задания: СЛАЙД №3
Знакомство Жилина с Костылиным.
- Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый перерсказ)
- Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
- Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).
V. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики.
Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов, работа в группах.
1. Группа №1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
Группа №2.
Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?
Группа №3.
Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин.
Беседа по итогам групповой работы.
Запись в тетради основных кратких выводов. СЛАЙДЫ № 4, 5, 6.
2. Первый побег (чтение по ролям)
Вывод. Слайд №7
Жилин
- Знает дорогу, ведет за собой товарища.
- Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».
Костылин
- Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
- Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).
Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.(аналитический пересказ)
Жилин. Слайд №8
- постоянно думает о вольном житье;
- уговаривает Дину помочь ему;
- шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
- не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
Костылин
- отказывается от побега
- не может превозмочь свою боль
- прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти».
VI. Выводы по уроку.
Почему так по-разному сложились судьбы героев? СЛАЙД № 9.
- Разница в характерах в сцене нападения татар;
- «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа;
- Активная жизнь Жилина и Костылина в плену;
- Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега;
- Побег Жилина- результат жизнестойкости и жизнелюбия героя;
- Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.
Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.
Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по- разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.
Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.
VII. Рефлексия
- Попробуйте выразить свое отношение к героям повести при помощи синквейна (слайд №10)
- Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
Д/з: подготовить сравнительную характеристику героев