Цели:
- Образовательные:
- привлечь внимание обучающихся к проблеме выбора средств на пути достижения цели;
- создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями творчества О. Генри, с положениями Международного гуманитарного права, ограничивающими ведение военных действий воюющими сторонами.
- Развивающие:
- развивать эмоциональную восприимчивость обучающихся;
- продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы;
- развивать навыки исследовательской работы.
- Воспитывающие:
- воспитывать любовь к литературе;
- способствовать формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности, формированию нравственных качеств личности обучающихся.
Оборудование: учебное пособие «Вокруг тебя – Мир..», компьютерная презентация, карточки (раздаточный материал по Международному гуманитарному праву).
Тип урока: урок-исследование.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя
– Что значит для вас выражение «сделать выбор»?
(запись кратких ответов на доске)
Сделать выбор – это не только принять решение, но и осознать ответственность за последствия сделанного выбора.
– На страницах пособия «Вокруг тебя – Мир» с 5 по 7 класс вы знакомились с произведениями, персонажи которых нередко оказывались перед выбором: как поступить в том или ином случае, какую линию поведения предпочесть.
– Перед вами некоторые из этих произведений. Распределите их в две группы, учитывая, в мирное время или в ситуации вооруженного конфликта делает герой свой выбор.
(Карточки на доске, 2 человека.)
К. Воробьёв, «Немец в валенках»; В. Закруткин, «Матерь человеческая»; В. Солоухин, «Мститель»; Вс. Гаршин, «Сигнал»; Б. Екимов, «Ночь исцеления»; М. Шолохов, «Судьба человека»; М. Булгаков, «Стальное горло».
1 группа: В. Солоухин, «Мститель»; Вс. Гаршин, «Сигнал»; Б. Екимов, «Ночь исцеления»; М. Шолохов, «Судьба человека»; М. Булгаков, «Стальное горло».
2 группа: К. Воробьёв, «Немец в валенках»; В. Закруткин, «Матерь человеческая».
1 группа – герой делает выбор в мирное время.
2 группа – герой делает выбор во время войны (вооруженного конфликта).
II. Мотивация. Целеполагание
– В каком случае труднее принимать решение? Почему? (Принятие решения в ситуации вооруженного конфликта представляет особую сложность. Здесь важно знать, какие способы достижения цели являются недопустимыми, увеличивают страдания людей, приводят к неоправданному количеству жертв и разрушений.)
Поэтому Международное гуманитарное право накладывает определенные ограничения на ведение военных действий воюющими сторонами. Статья 35 Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. содержит следующие положения:
«В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания».
Эти ограничения должны учитываться при выборе средств достижения цели во время ведения военных действий.
– А что такое цель? (Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.)
– Какова цель во время военных действий? (Ослабить вооруженные силы неприятеля.)
– Для достижения цели человек использует определенные средства. Дайте лексическое значение этого слова. (Прием, способ действия для достижения чего-нибудь.) А как вы понимаете выражение «допустимые средства»?
На последующих уроках мы узнаем, в чем смысл ограничений при выборе допустимых средств достижения цели во время ведения военных действий и как они должны соблюдаться.
А сегодня на уроке мы окажемся в ситуации мирного выбора допустимых средств достижения цели вместе с героем новеллы О. Генри «Обращение Джимми Валентайна». (Запись в тетради темы урока.)
III. Формирование новых знаний и их первичное закрепление
1. Доклад учащегося «Жизнь и творчество О. Генри» (Презентация)
2. Слово учителя
Новелла О. Генри – значительное явление в истории мировой литературы. Отличается захватывающим сюжетом, краткостью, добрым юмором. В основе лежит принцип «двойной сюжетной пружины» – настоящая разгадка тщательно и незаметно готовится с самого начала, но скрывается подстановкой ложной развязки.
– Вспомните особенности жанра новеллы. (Малый прозаический жанр, сопоставимый с рассказом. Отличается острым стремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью.)
– Что значит парадоксальный? Дайте лексическое значение слова парадокс. (Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание; явление, кажущееся невероятным, неожиданным.)
– Вы прочитали новеллу О.Генри. Можно ли назвать ее сюжет парадоксальным? Что вам показалось в нем неожиданным?
3. Проверка домашнего задания
Исследовательское задание. Дома, письменно отвечая на вопрос, вы делали предположения: что имел в виду Джимми, произнося в конце новеллы: «Теперь, пожалуй, уже все равно»? Прочитайте свои предположения.
– Давайте проверим их, анализируя текст.
IV. Включение в систему знаний. Аналитическая беседа
– Что было главным в жизни Джимми Валентайна до приезда в Элмор? (Стремился иметь много денег и ради этого совершал преступления.)
– Что изменилось в его жизни после приезда в Элмор? (Новая цель в жизни – завоевать сердце любимой девушки Аннабел.)
– Герой новеллы во что бы то ни стало стремится к достижению цели. Какие средства он выбирает для этого? Можем ли мы назвать их допустимыми?
Составление таблицы (доска)
|
До приезда в Элмор |
После приезда в Элмор |
Цель |
Иметь много денег |
Завоевать сердце Аннабел |
Имя |
Прозвище Франт |
Ральф Д. Спенсер |
Образ жизни |
Планирует и осуществляет ограбление банков. |
Открыл свое дело (обувной магазин). Приобрел уважение городского общества, имеет постоянных клиентов. |
– Осталось ли в новом облике Валентайна что–то от прежнего Джимми? (Скрывает прошлое, чемоданчик с воровским инструментом – «Тут никелированные рожки для обуви».)
– Каково значение письма для понимания происходящих с героем перемен? (Окончательное изменение жизненных приоритетов. Последняя точка – намерение расстаться с чемоданчиком.)
– Итак, цель близка. («…через две недели он должен был жениться…») Почему же в сцене с сейфом герой решил воспользоваться чемоданчиком? В чем в этой ситуации заключалась проблема выбора?
– Почему герой принимает решение спасти девочку? (Герою пришлось решать, допустимо ли для него достижение цели ценой гибели девочки. Его вмешательство повлечет за собой потерю Аннабел, утрату уважения, лишение свободы, крушение всех планов. И спасение девочки не было изначальной целью Джимми.)
Схема-весы на доске. Что перевесило в ситуации выбора для Джимми? (Для героя высшей ценностью стала человеческая жизнь, а не собственное благополучие.)
– Что подтверждает правильность выбора героя? (Слова следователя.)
– Как вы понимаете смысл названия произведения? При обдумывании ответа вам поможет словарная статья, объясняющая значение слова «обратить» (в учебнике).
(Обратить – 1. Обернуть, направить, повернуть в сторону чего-либо. 2. Направить, устремить к кому-, чему-либо или на кого-, что-либо свои мысли, чувства, действия. 3. Перевести в другое состояние, придать иной вид, форму, превратить. Придать другой смысл, представить в виде чего-либо другого.) В каком из значений используется слово «обращение» в данном рассказе? (На доске)
– Вернитесь к своим ответам-предположениям, внесите коррективы.
Примерные выводы (устно).Герой отдает себе отчет в том, что в результате сделанного им выбора он может лишиться того, что было ему дорого, на достижение чего он потратил столько сил и времени. В данной ситуации нужно было просто не вмешиваться, не обнаруживать своего прошлого. Но этот способ оказался для Джимми неприемлемым, поскольку неизбежным следствием стала бы гибель девочки.
– Запишите выводы в тетрадь (формулируют самостоятельно, затем 2-3 человека читают записи вслух).
V. Рефлексия. Подведение итогов
– Итак, мы убедились, что выбор допустимых средств достижения цели всегда остается за человеком. Мы сами можем накладывать ограничения, определяя способ своих действий. И только на человеке лежит ответственность за последствия данного выбора.
VI. Организация домашнего задания
– Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Может ли цель оправдывать средства ее достижения?»