Цель урока: Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися
Тип урока – обобщение.
Вид урока – урок повторения, развития речи
Прогнозируемый результат:
- Знать содержание пьесы.
- Уметь творчески подходить к поставленной задаче.
Методы:
- практические (исследовательская работа, комментированное чтение, учебные и письменные работы);
- частично-поисковые.
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Технологии:
- Компьютерные технологии(презентация PowerPoint)
- Технология дифференцированного обучения
- Игровые технологии (Урок построен в виде "Своей игры". Выбирается категория, виртуальная "цена вопроса".Двойным "нажатием" на выбранную клетку можно открыть вопрос. Если ученик допускает ошибку, то заработанные баллы отнимаются)
Ход урока
“Всё в этой комедии кажется чудовищной
карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё
взято живьём с природы...” (Н.В. Гоголь)
Эпиграф:
Смеха боится даже тот, кто уж ничего не боится. (Н.В. Гоголь.)
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”.
Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад, актуальны и сегодня. (попробуем это доказать)
Не случайно, комедия “Недоросль” до сих пор не сходит с афиш многих театров мира.(сейчас идет в Москве в Малом театре)
2. Повторение изученного.
1. Теория литературы: говорящие фамилии, юмор, сатира, комическое, художественная деталь.
2. Проверка домашнего задания(пропедевтика)
Вы должны были подготовить характеристики некоторых героев комедии:
Поделили мы их на 3 типа (положительные, отрицательные и нейтральные)
Назовите, пожалуйста, представителей каждой группы. Вопросы об отрицательных персонажах (Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев? Какие черты в каждом из них высмеивает автор? Каково назначение отрицательных героев?)
(дополнительные вопросы)
- Почему Скотинин так любит свиней?Чем отличались все Скотинины?
- Почему Скотинин хочет жениться на Софье?
- Какие арифметические задачи и как решает Простакова?
- Когда на первый случай могла бы пригодиться география?
- Почему Митрофан не хотел учиться? Чего он хотел?
- Как относится к учителям Митрофан?
- Как обернулось “злонравие” Простаковой против неё самой в последнем действии?
3. Если будет время, составим кластеры:
1) Митрофан:“Вот злонравия достойные плоды”
Эгоист, маменькин сынок, обжора, льстец, умеющий приспосабливаться, грубиян, невежда.“... Да отвяжись ты, матушка, как навязалась” - страшен —> бессердечен. “Единственное дитя растет”
2) Простакова: властная хозяйка, властная, грубая , невежественная
3) Простаков: забитый, робкий, безвольный,
4) Скотинин “скот”, глупый, грубый, жадный “Люди передо мною умничают, а между свиньями я всех умнее”.
4. Домашнее задание (С героями мы знакомы, теорию повторили, вы молодцы.)
Завершая изучение комедии, мы проведем подготовку к написанию творческой работы.
Темы письменных работ я предлагаю вам выбрать самостоятельно. Если вы будете внимательно слушать, вам буде нетрудно справиться с заданием.
- С какой целью Д.И. Фонвизин включил в текс пьесы “Недоросль” некомедийные сцены?
- Каковы взгляды Стародума?
- Чем Митрофан отличается от родни?
- Почему комедия названа “Недоросль”?
- За что и как, по вашему мнению, наказана г-жа Простакова?
- Почему А.С. Пушкин назвал Фонвизина “другом свободы”, а комедию – народной?
- Есть ли Митрофанушки среди нас?
5. Ну а теперь, ребята, я предлагаю послушать замечательную музыку 18 века, посмотреть, как выглядел . Обратите внимание на портрет замечательного мастера слова, мастера комедии Дениса Ивановича Фонвизина.
6) Ну а теперь ребята поиграем! “Своя игра”
Правила вы знаете, счетовод у нас есть, начинаем игру.
Выбираем категории и цену вопроса: играем
Категории: Цифры - Детали - А как говорит - Кто же это?
Оценки получат те ребята, которые наберут больше баллов (от 30 можно ставить оценку)
6. Тестирование:
Каждый из вас самостоятельно отвечает на вопросы теста по комедии (оценки получает весь класс).
Итоги урока: Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина? Митрофан: что сделало его таким? спрогнозируйте его будущее; при каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?
Ответ на главный вопрос.
7. Рефлексия:
1. Актуальна ли пьеса “Недоросль” сегодня? Митрофан – это невежа или невежда?
2. Чему вас научила комедия?
3. “Есть ли Митрофанушки среди нас?” (главный вопрос)