Цели:
построение знаний о воплощении темы родины в
лирике М. Ю. Лермонтова;
Некоторые пояснения к уроку.
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5-6 человек. Каждый, работая в такой форме, проживает вместе с лирическим героем жизнь и проносит через себя то чувство, которое у него появляется ходе работы. Задача данного урока - посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я - А Я КАК ОТНОШУСЬ К МОЕЙ РОДИНЕ?
Пояснение терминов урока.
Индуктор- стадия вызова, или мотивации учащихся, актуализация имеющегося опыта
Самоконструкция - оформление каждым участником мастерской мыслей по поводу задания.
Социоконструкция - высказывание в группе каждым участником по поводу задания и оформление найденных мыслей в тетрадь или на общий лист бумаги
Социализация - выступление от групп, озвучивание мыслей от групп. Причем, это может быть групповое мнение или мнение отдельных участников. Каждый имеет право на мнение и выступление. Навязывание чьей- либо позиции недопустимо.
Афиширование - представление на общее обозрение какой-то графической работы или рисунка с комментарием или без них.
Рефлексия - осмысление полученного за урок материала, осмысление своего внутреннего состояния.
1. Индуктор. Если бы вам предложили уехать из России, согласились бы вы? Почему да? Почему нет? Аргументируйте свою позицию. Запишите свой ответ на этот вопрос. Самоконструкция - Социализация.
2. Как вы думаете, что бы по этому поводу сказал М. Ю. Лермонтов, как бы ответил на этот вопрос-предложение? Почему вы так думаете? Назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывал поэт по отношению к Родине, России. Социоконструкция - Социализация.
3. Давайте проверим наши прогнозы. Прочитайте четыре стихотворения М. Ю. Лермонтова (каждая группа работает с одним стихотворением): "Жалобы турка", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Прекрасны вы, поля земли родной..." и "Прощай, немытая Россия..." (Приложение № 1). Назовите, какое чувство воплощается в каждом из них, какое отношение к Родине, России. Объясните, как вы это определили.
Социоконструкция - Социализация.
4. Попробуйте обобщить сказанное вами, запечатлев динамику развития чувства в виде графика (Приложение № 2).
Социоконструкция - Афиширование.
5. Какие вопросы у вас возникли при знакомстве с этими графиками? О чем вы хотели бы спросить сейчас самого автора? Как вы думаете, как дальше будут развиваться события: изменится ли отношение лирического героя к родине? Почему вы так думаете?
6. Давайте прочитаем последнее стихотворение с остановками. Итак:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой...
- Прокомментируйте эту фразу, как вы ее понимаете. Как вы думаете, что мешает лирическому герою любить родину обычной любовью? Рассудком? Социоконструкция
- Социализация.
Читаем дальше и проверяем наши предположения:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
- Какие из наших предположений подтвердились, а какие - нет? Что станет предметом "странной" любви лирического героя?
Социоконструкция - Социализация.
- Прочитайте оставшиеся строки, выпишите в столбик, что является ценностью для лирического героя в любви к Родине, за что он ее любит.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
Срезными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
(1841 г.)
- Что подтвердилось, а что - нет? Какие строки оказались неожиданными? Чем это стихотворение принципиально отличается от предыдущих?
- Итак, обозначьте на графике, что произошло с отношением героя к Родине. Какова специфика чувства, которое он испытывает сейчас? Социоконструкция - Социализация.
7. Вернемся к вопросу об отношении М. Ю. Лермонтова к предложению уехать из России. Что вы можете сказать теперь? Запишите предполагаемый ответ поэта и нарисуйте чувство, которое он испытывал к России?
Самоконструкция - Афиширование.
8. Как бы вы сами ответили теперь на первый вопрос? Захотелось ли внести в свой ответ какие-то изменения?
9. Рефлексия.