Урок литературы "Клен – сквозной образ в лирике Есенина". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: С.А. Есенин


Урок, иллюстрирующий использование технологии интегрированного обучения

«Двойник» или «талисман»?

Цели:

  • подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта;
  • знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»;
  • развивать внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к слову поэта.

Оборудование:

1) подборка стихотворений по теме:

  1. Там, где капустные грядки (1910г)
  2. Я покинул родимый дом (1918г)
  3. Исповедь хулигана (1920г)
  4. Не жалею, не зову, не плачу… (1921г)
  5. Дорогая, сядем рядом (1923г)
  6. Я усталым таким ещё не был (1924г)
  7. Сукин сын (1924г)
  8. Метель (1924г)
  9. Русь Советская (1924г)
  10. Весна (1924г)
  11. Возвращение на Родину (1924г)
  12. Слышишь – мчатся сани… (октябрь 1925г)
  13. Клён ты мой опавший (ноябрь 1925г)

2) репродукция картины Н.Ромадина «Золотой клён»

3) словарь-справка:

  • клён (этимология) – общеславянское, восходящее к греческому glinos= скользкий, вязкий, липкий;
  • метаморфоза = полная, совершенная перемена;
  • предикат (лат., высказанное) = логическое сказуемое – то, что в суждении высказывается о его субъекте;
  • талисман – предмет, приносящий счастье, удачу.

4) совмещённая таблица для практической работы

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I – Беседа

Слово учителя. Лирический герой всегда находится в окружении лирических персонажей. Один из самых ярких в поэзии С.Есенина – клён. Впервые он появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта.

Презентация

Подготовленное чтение «Там, где капустные грядки»

? <- >найдем метафоры и объясним их. Картина природы, изображённая здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клёна, названный «кленёночком» (слово построено по модели – котёночек, ягнёночек, телёночек) уподоблён детёнышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой.

? – почему так. В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.

Слово учителя. Природа полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления…она опоэтизирована.

Претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, клён проходит через всё творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клён ты мой опавший» (28 ноября 1925г)

Чтение стихотворения учителем.

? – Каков лирический герой. Клён появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему «сбившегося с пути человека, который не в ладу с самим собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом»

Подготовленное чтение «Я покинул родимый дом»

Поэзия Есенина выросла на почве русского фольклора. Сильно влияние народного «древесного» образотворчества, на который опирался поэт, создавая свой собственный поэтический образ.

? – Как. Каков лирический персонаж. Для наблюдений используем таблицу, которую заполнять будем постепенно: эпитеты, предикаты, взаимоотношения автора и образа.

II - Практическая работа

Выписываем из стихотворений эпитеты и метафоры, сделаем вывод.

? – Что такое «эпитет»? «Метафора»?

Название стихотворения
Эпитеты, метафоры
  1. Там, где капустные грядки
  2. Я покинул родимый дом
  3. Слышишь – мчатся сани…
  4. Исповедь хулигана
  5. Весна
  6. Возвращение на Родину
  7. Клён ты мой опавший
  8. Метель
  9. Не жалею, не зову, не плачу
  10. Сукин сын
  • Кленёночек маленький
  • Старый клён на одной ноге
  • Клён пьяный
  • Наш клён
  • Бедный клён
  • Приметный клён
  • Опавший, заледенелый
  • Облезлый клён
  • Листьев медь
  • Подгнивший клён

Поэт стремится сблизить два плана – реальность и образность; прямое значение и метафору. Образ дерева становится одушевлённым участником «художественной ситуации», получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.

Подготовленное чтение: «Возвращение на Родину» (фрагмент)

Слово учителя. Но Есенину недостаточно метафоризации – образ получает полноценную предикативную характеристику.

Выписываем логические сказуемые (предикаты), делаем выводы.

? – Что такое «предикат»?

Название стихотворений

Предикат

  1. Там, где капустные грядки
  2. Я покинул родимый дом
  3. Слышишь – мчатся сани…
  4. Исповедь хулигана
  5. Русь Советская
  6. Дорогая, сядем рядом
  7. Возвращение на Родину
  8. Клён ты мой опавший
  9. Метель
  10. Не жалею, не зову, не плачу
  1. Сосёт зелёное вымя
  2. Стережёт голубую Русь
  3. Клён танцует
  4. Присел на корточки погреется
  5. Морщатся ушами длинных веток
  6. Ищут тех, которых помнят
  7. Под окном не машет
  8. Что стоишь, нагнувшись под метелью белой
  9. Он просто столб позорный
  10. Тихо льётся с листьев медь

Предикативная характеристика усиливает выразительность, экспрессивность образа клёна. Простые синтаксические конструкции не затрудняют восприятия стихов.

Подготовленное чтение фрагментов стихотворений «Исповедь хулигана», «Русь Советская».

Слово учителя. Высказывается мысль, что клён «символ и двойник собственной жизни поэта». Проверим.

Выпишем слова и словосочетания, отражающие взаимоотношения автора и клёна, сделаем выводы.

Название стихотворений

Взаимоотношения автора и образа

  1. Я покинул родимый дом
  2. Слышишь – мчатся сани…
  3. Весна
  4. Я усталым таким ещё не был
  5. Клён ты мой опавший
  6. Сукин сын
  1. Тот клён головой на меня похож
  2. И станцуем вместе под тальянку трое
  3. Мой бедный клён прости, что я тебя обидел
  4. В те края, где я рос под клёном
  5. Сам себе казался я таким же клёном, только не опавшим, а вовсю зелёным
  6. Юность моя отшумела, как подгнивший под окнами клён

Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева; клён свидетель и судья всех его жизненных неудач и ошибок. Исполняя роль поэтического талисмана, не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, лишь смягчал их, чтобы поэт чувствовал себя уютнее в этом неспокойном мире.

Подготовленное чтение: «Я усталым таким ещё не был».

Слово учителя. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клёну немного – всего три. Эти обращения не только называют адресата, но и отражают отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, всегда искреннее. Такое отношение поэта к клёну вызвано тем, что клён стал спутником судьбы Есенина, его задушевным другом, который примет и недостойный выпад, и позднее раскаяние.

Чтение учителем фрагментов из стихотворений «Метель» и «Весна».

III – Работа с репродукцией

Творчество Есенина не оставляет равнодушными художников и музыкантов. Рассмотрите картину Н.Ромадина. («Золотой клён» (1951г.) из цикла пейзажей «Есенинская Русь») Какое стихотворение она иллюстрирует?

IV – Музыкальный вывод

Прослушайте романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении Н.Кадышевой, ответьте на вопрос: «Как меняется замысел поэта, с отсутствием последней строфы?»

V – Домашнее задание

  • Написать небольшое сочинение «Клён – сквозной образ в лирике С.Есенина».
  • Выучить наизусть стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».
  • Провести самостоятельное исследование «Древесные образы в творчестве С.Есенина» и оформить в виде небольшого сочинения.