Урок, иллюстрирующий использование технологии интегрированного обучения
«Двойник» или «талисман»?
Цели:
- подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта;
- знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»;
- развивать внимание, мышление, речь;
- воспитывать интерес к слову поэта.
Оборудование:
1) подборка стихотворений по теме:
- Там, где капустные грядки (1910г)
- Я покинул родимый дом (1918г)
- Исповедь хулигана (1920г)
- Не жалею, не зову, не плачу… (1921г)
- Дорогая, сядем рядом (1923г)
- Я усталым таким ещё не был (1924г)
- Сукин сын (1924г)
- Метель (1924г)
- Русь Советская (1924г)
- Весна (1924г)
- Возвращение на Родину (1924г)
- Слышишь – мчатся сани… (октябрь 1925г)
- Клён ты мой опавший (ноябрь 1925г)
2) репродукция картины Н.Ромадина «Золотой клён»
3) словарь-справка:
- клён (этимология) – общеславянское, восходящее к греческому glinos= скользкий, вязкий, липкий;
- метаморфоза = полная, совершенная перемена;
- предикат (лат., высказанное) = логическое сказуемое – то, что в суждении высказывается о его субъекте;
- талисман – предмет, приносящий счастье, удачу.
4) совмещённая таблица для практической работы
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I – Беседа
Слово учителя. Лирический герой всегда находится в окружении лирических персонажей. Один из самых ярких в поэзии С.Есенина – клён. Впервые он появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта.
Подготовленное чтение «Там, где капустные грядки»
? <- >найдем метафоры и объясним их. Картина природы, изображённая здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клёна, названный «кленёночком» (слово построено по модели – котёночек, ягнёночек, телёночек) уподоблён детёнышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой.
? – почему так. В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.
Слово учителя. Природа полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления…она опоэтизирована.
Претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, клён проходит через всё творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клён ты мой опавший» (28 ноября 1925г)
Чтение стихотворения учителем.
? – Каков лирический герой. Клён появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему «сбившегося с пути человека, который не в ладу с самим собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом»
Подготовленное чтение «Я покинул родимый дом»
Поэзия Есенина выросла на почве русского фольклора. Сильно влияние народного «древесного» образотворчества, на который опирался поэт, создавая свой собственный поэтический образ.
? – Как. Каков лирический персонаж. Для наблюдений используем таблицу, которую заполнять будем постепенно: эпитеты, предикаты, взаимоотношения автора и образа.
II - Практическая работа
Выписываем из стихотворений эпитеты и метафоры, сделаем вывод.
? – Что такое «эпитет»? «Метафора»?
Название стихотворения |
Эпитеты, метафоры |
|
|
Поэт стремится сблизить два плана – реальность и образность; прямое значение и метафору. Образ дерева становится одушевлённым участником «художественной ситуации», получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.
Подготовленное чтение: «Возвращение на Родину» (фрагмент)
Слово учителя. Но Есенину недостаточно метафоризации – образ получает полноценную предикативную характеристику.
Выписываем логические сказуемые (предикаты), делаем выводы.
? – Что такое «предикат»?
Название стихотворений |
Предикат |
|
|
Предикативная характеристика усиливает выразительность, экспрессивность образа клёна. Простые синтаксические конструкции не затрудняют восприятия стихов.
Подготовленное чтение фрагментов стихотворений «Исповедь хулигана», «Русь Советская».
Слово учителя. Высказывается мысль, что клён «символ и двойник собственной жизни поэта». Проверим.
Выпишем слова и словосочетания, отражающие взаимоотношения автора и клёна, сделаем выводы.
Название стихотворений |
Взаимоотношения автора и образа |
|
|
Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева; клён свидетель и судья всех его жизненных неудач и ошибок. Исполняя роль поэтического талисмана, не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, лишь смягчал их, чтобы поэт чувствовал себя уютнее в этом неспокойном мире.
Подготовленное чтение: «Я усталым таким ещё не был».
Слово учителя. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клёну немного – всего три. Эти обращения не только называют адресата, но и отражают отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, всегда искреннее. Такое отношение поэта к клёну вызвано тем, что клён стал спутником судьбы Есенина, его задушевным другом, который примет и недостойный выпад, и позднее раскаяние.
Чтение учителем фрагментов из стихотворений «Метель» и «Весна».
III – Работа с репродукцией
Творчество Есенина не оставляет равнодушными художников и музыкантов. Рассмотрите картину Н.Ромадина. («Золотой клён» (1951г.) из цикла пейзажей «Есенинская Русь») Какое стихотворение она иллюстрирует?
IV – Музыкальный вывод
Прослушайте романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении Н.Кадышевой, ответьте на вопрос: «Как меняется замысел поэта, с отсутствием последней строфы?»
V – Домашнее задание
- Написать небольшое сочинение «Клён – сквозной образ в лирике С.Есенина».
- Выучить наизусть стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу».
- Провести самостоятельное исследование «Древесные образы в творчестве С.Есенина» и оформить в виде небольшого сочинения.