Урок литературы "Искусство… к бойцам обращалось оно"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Урок проводится в форме устного журнала “Искусство… К бойцам обращалось оно”.

Цели и задачи урока:

– познакомить учащихся с историей создания известных стихов, песен, картин о войне;

– показать роль искусства в годы Великой Отечественной войны;

– воспитание патриотизма, любви к Родине;

– воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения;

– воспитание духовно – нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.

Урок, посвященный Великой Отечественной войне, лучше подготовить ко Дню Победы, хотя, он может быть востребован в любое время в течение учебного года и будет интересным и эмоционально насыщенным как в 8, так и в 11 классе.

В устном журнале три страницы, посвященные молодым советским поэтам, погибшим в боях, а также истории песен и изобразительного искусства в годы войны. В зависимости от условий его можно использовать полностью или частично. Можно также любую из страниц устного журнала расширить или превратить в отдельное массовое мероприятие – утренник, вечер.

Оборудование: мультимедийный проектор (показ презентации– приложение1), магнитофон с записями песен.

Ожидаемые результаты:

Искусство – часть духовной культуры народа, тесно связана с социально-экономическими условиями его жизни, бытом, традициями, историческими отношениями с другими народами, поэтому она является важным источником исторической информации. Ничто так не научит ценить неповторимость окружающего, как опыт эстетического переживания, который неотделим от нравственного. Поэтому на уроке звучат песни, стихи военных лет. Слушание военных мелодий, стихов вызывает нравственно-эстетические и патриотические переживания. Выступления гостей-ветеранов, как людей, переживших тяготы войны, горе отцов и матерей, коснувшееся их самих, сделают проведение устного журнала не стандартным торжественным чествованием, а близким, трогательно-проникновенным общением. В классе не будет ни одного равнодушного лица, ощущается сопереживание детей, то, что они соприкоснутся с нашими глубоко спрятанными, незажившими душевными ранами, которые оставила война. Дети поймут через нас, своих учителей, гостей-ветеранов, с которыми видятся и общаются каждый день, что Великая Отечественная война – это не далекая история, что отголоски ее событий навечно останутся в памяти нашего народа, что эта война касается каждого из нас, а в этот день она проникнет острой болью и в их сердца.

“ИСКУССТВО… К БОЙЦАМ ОБРАЩАЛОСЬ ОНО”

(Устный журнал)

Страницы устного журнала

  1. Строка, оборванная пулей.
  2. Песня – боец.
  3. Картины войны.

Учитель. Начинаем наш устный журнал “Искусство… к бойцам обращалось оно”. Во всенародную победу над фашистской Германией внесли свою лепту и советские писатели, художники, музыканты. Своим оружием – оружием литературы, искусства, своим дарованием помогали они громить фашистов.

Среди них и совсем молодые поэты, только начинавшие свой путь в литературу – юноши 41– го года. Они были тогда лишь на несколько лет старше вас…

Они не состояли в Союзе писателей, почти ничего при жизни не успели напечатать… Жизнь их оборвалась в самом начале, но они многое рассказали о себе, о своем поколении и о своем героическом времени. Им, молодым поэтам, чью строку оборвала пуля, павшим на Великой Отечественной войне, посвящаем мы нашу первую страницу.

1 ученик.

Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
никогда, -
Помните!

Всеволод Багрицкий родился в 1922 году.

Его отец – выдающийся советский поэт Эдуард Багрицкий.

Война застала Всеволода в Крыму, за мирной игрой в волейбол на берегу моря. Через несколько дней он был уже в Москве. Попытки добровольцем пойти на фронт окончились неудачно, его не взяли из-за слабого зрения, и юноша очень остро это переживал. Эвакуированный в Чистополь, он опять, уже в который раз, подает заявление с просьбой направить его хотя бы во фронтовую печать.

И, наконец, в январе 1942 года Всеволод Багрицкий получает назначение в армейскую газету “Отвага” на Волховском фронте. Его фронтовой сослуживец вспоминает: “Начались непрерывные бои. Надо было, во что бы то ни стало прорвать кольцо блокады Ленинграда, который переживал трагические дни. Стояли сорокаградусные морозы, и наступающие бойцы шли по колено в снегу… Багрицкий был почти все время с наступающими ударными частями. Он редко появлялся в редакции, и то для того, чтобы сдать очередную корреспонденцию”…

Писать стихи Всеволод Багрицкий начал в раннем детстве. И понятно, что и на фронте, он не мог не писать, ему необходимо было запечатлеть события, участником которых он был сам. В его полевом блокноте были и эти стихи.

2 ученик.

Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: “Замерз, не могу”.
Видели мы – и вскипала кровь, -
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать негодуя, ждать и терпеть.
По черным деревьям всходил рассвет,
По черным деревьям спускалась мгла…

3 ученик. Февраль 1942 года.

“Здравствуй, дорогая мамочка! – писал Всеволод. По длинным лесистым дорогам хожу я со своей полевой сумкой и собираю материал для газеты. Я пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и уже увидел то, что никогда больше не придется пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны…” Всеволод был уверен в победе. Он писал:

Нам не жить, как рабам,
Мы родились в России,
В этом наша судьба,
Непокорность и сила.

26 февраля 1942 года при выполнении задания редакции в деревушке Дубовик, около Чудова, Всеволод Багрицкий был убит.

4 ученик. Павел Коган родился в 1918 году.

Студент Литературного института, он уже до войны был вполне сформировавшимся поэтом. В его довоенных стихах мы улавливаем боевой и тревожный ритм того времени. Павел Коган с гордостью говорил о великом предназначении своего поколения.

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно будут плакать ночью
О времени большевиков.
………………………….
Мы были всякими, но мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они…

5 ученик. Вот этой верой в свое высокое предназначение, горячей любовью к Родине и объясняется, что юноши 41 го года, презрев нездоровье, рвутся добровольцами на фронт.

Павлу Когану, как и Всеволоду Багрицкому, вначале отказали в зачислении в действующую армию. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков. Окончив их, едет на фронт. И вот поэт на войне, о которой он так много размышлял. Сначала – военный переводчик, затем – помощник начальника штаба полка по разведке.

Фронт. 30 марта 1942 года. “Я никогда не знал, что так люблю жизнь.… Если б надо было все начинать сначала, я опять добивался бы принятия меня в школу, отправки на фронт. Мы воюем за право на труд, любовь, счастье”, – писал Павел Коган.

Он верил в победу, хотя знал, что она не будет легкой, что ее добудут в жесточайшей борьбе, и будет она стоить многих сил и жизней.

Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь…
…………………………..
И задохнувшись “Интернационалом”
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.

Павел Коган погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная под Новороссийском, возглавляя группу разведчиков. Он так и не успел увидеть свои стихи напечатанными.

“Если со мной что – нибудь случится – напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал”, – писал Павел Коган другу.

6 ученик. Михаил Кульчицкий родился в 1919 году.

Он, так же как и Павел Коган, студент Литинститута, был сторонником боевой поэзии. Он считал себя поэтом – солдатом.

…Славлю солдат революции
Мечтающих над строфою,
Распиливающих деревья,
Падающих на пулемет!

Он знал, что будет война, но, как и для всех она нагрянула для него неожиданно. В тот же день он в военкомате – с просьбой отправить его на фронт. Его зачислили в истребительный батальон, сформированный в основном из студентов Литинститута. Батальон был через несколько месяцев расформирован, и Кульчицкий вместе с товарищами вновь приступил к занятиям. Но он не мог сидеть в аудитории, когда враг рвался к Москве, когда шла битва, к которой он считал себя пригодным и готовым. Он поступает в пехотно – минометное училище, заканчивает его в звании младшего лейтенанта и в конце 1942 года получает назначение на фронт. Война виделась ему во всех своих трудностях.

Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда –
черна от пота –
вверх
Скользит
по пахоте
пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чоботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино!

7 ученик. К сожалению, не сохранились стихи и дневники, которые он писал и вел на фронте. Но даже и то немногое, что нам осталось в наследство от поэта– бойца не утратило и в наши дни боевого звучания.

Наши будни – это только дневки,
Чтоб в бою похолодеть сердцам,
Чтоб в бою нагрелися винтовки,
Чтоб десант повис орлом степей,
Чтоб героем стал товарищ каждый,
Чтобы мир стал больше и синей,
Чтоб была на песни больше жажда.

Михаил Кульчицкий, командир минометного взвода, пал смертью храбрых под Сталинградом 19 января 1943 года.

8 ученик. Николай Майоров родился в 1919 году.

“Человек очень скромный, даже застенчивый, скорее гражданский, чем военный, он в то же время был наделен большой внутренней силой, мужественной убежденностью”, – таким вспоминают его друзья по Литинституту.

Как и многие поэты его поколения, Майоров писал о надвигающихся грозных событиях. Он был твердо уверен, что молодежь страны Советов – это племя людей с крылатыми душами и огненными сердцами.

Есть в голосе моем звучание металла
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог
Но только пусть над именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами.
И мужество, как знамя пронесли….

9 ученик. Выражая в стихах готовность к борьбе, Майоров и на деле оказался готовым к ней. В первые же дни войны он подает заявление в военкомат. Ему предложили учиться в Ярославском военном училище. Он отказался. Его хотели устроить в агитбригаду. Но он отказался снова. Он стал политруком пулеметной роты. Веря в бессмертие своего поколения, он не отделял себя от него.

Нам не дано спокойно сгнить в могиле –
Лежать на вытяжку и приоткрыть гробы, -
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы.
С больших дорог, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Политрук пулеметной роты Николай Майоров погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.

Учитель.

Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте
достойны!
Вечно достойны.

Мы не забыли их имена. Мы с волнением открываем сборники “Стихи остаются в строю”, “Имена на поверке”, “Строки, добытые в боях”, в которые вошли стихи поэтов, павших на войне.

Учитель. О песнях военных лет – наша вторая страница.

Музыка на фронте не смолкала
Армия в сердцах ее несла
Песня в час невзгоды утешала
И на подвиг война звала. (А. Жаров)

Да, во время войны любили песню. “В ночи песня – свет, в жару – тень, в мороз телогрейка” – эту пословицу сложил народ в те тяжелые дни.

Жизнь песни – как жизнь человека. Искрились радостью песни мирного времени, но настала грозная военная пора, и она потребовала своих песен, героических, суровых, воодушевляющих. Во время войны нужно было писать так:

Чтоб от песни сердцу стало тесно,
Чтоб гремела песня та трубой,
Чтоб за край родной под эту песню
Шли сыны мои на смертный бой.
Так писал поэт Сурков.

1 ученик. Из всех песен времен войны об одной говорят и пишут как о песне – герое.

Песня эта “Священная война”. (Звучит песня в записи).

Судьба ее необычна и почетна. Ее называли “эмблемой Великой Отечественной войны”, с такой силой в ней выражена любовь к Родине и ненависть к черным силам фашизма. Песня эта возникла в первые же дни войны – 24 июня 1941 года она была опубликована в газетах “Известия” и “Красная звезда”. Авторы ее – композитор А.В.Александров и поэт В.И. Лебедев – Кумач.

Первое исполнение “Священной войны” шло не в концертном зале, а в зале ожидания Белорусского вокзала в Москве перед эшелоном, ожидавшем отправки на фронт.

Появление группы военных в зале, битком набитом бойцами и провожающими, не сразу заметили. Но перед генералом, шедшим впереди, расступились. Иные узнали его – знаменитого дирижера и композитора А.Александрова, создателя краснознаменного ансамбля Советской Армии. Ансамбль выстроился. Дирижер оглядел зал и поднял руку. И вдруг, вместо известных песен из репертуара, прославленного коллектива, раздалась новая, незнакомая музыка, заставившая всех сидящих встать на ноги, как при исполнении гимна.

Да это и был гимн. Это было напутствие, уходящим в бой, наполнившее их силой, гневом, гордостью. Люди взволнованные и потрясенные, уносили в сердцах мужественную, непреклонную песню. Казалось, что ее величественная мелодия была отлита из того же металла, из которого куют грозное оружие. И с того дня она покатилась от фронта к фронту, от бойца к бойцу. Ее пели в эшелонах и в землянках, с ней шли в бой, с ней умирали.

2 ученик. Участники героической обороны Севастополя рассказывают, как весной 1942 года, во время кровавых боев, группа советских матросов укрылась в каменной пещере. Фашисты долго безуспешно пытались выбить отряд моряков. В самый жаркий момент боя из пещеры понеслась песня – песня о священной войне. В ответ фашисты взорвали пещеру. Огромные камни с грохотом обрушились и завалили ее. Невидимые, заживо погребенные, советские моряки не прервали песни. И долго еще люди слушали:

“Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…”

3 ученик. В Москве, на Ленинградском шоссе, на том месте, где был остановлен враг, высится оригинальный памятник – противотанковые ежи. Его сконструировали и построили комсомольцы столицы к двадцатипятилетию разгрома фашистской армии под Москвой. На постаменте высечены слова:

“И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова”.

Это строки из песни “Моя Москва”. Ее авторы – поэт Марк Александрович Лисянский и композитор Исаак Осипович Дунаевский. (Звучит песня в записи)

Это одна из самых проникновенных песен о Москве. Автор ее Марк Лисянский родился в городе Николаеве, потом жил в Ярославле. Оттуда ушел на фронт. В очень трудное и суровое время – осенью 1941 года он написал стихотворение “Моя Москва”. Проездом из Ярославля на фронт он оказался в Москве, забежал в редакцию журнала “Новый мир” и вручил секретарше от руки переписанное стихотворение. И вот в декабре 1941 года это стихотворение было опубликовано в журнале, а вскоре поэт услышал по радио, неожиданно для себя, песню о Москве. Музыку к ней прямо на полях журнала, где было опубликовано стихотворение Лисянского, написал Исаак Осипович Дунаевский, знаменитый композитор. Вот уже много десятилетий эта песня живет среди народа. Она дорога каждому советскому человеку.

Учитель. В дни войны, наряду с песнями – гимнами, песнями – призывами, появлялись и лирические песни. В эти годы для советских людей еще дороже стали чувства, говорящие о богатстве и красоте внутреннего мира человека: горячая привязанность к родной земле, преданная любовь, верная дружба.

4 ученик. Летом 1941 года Ленинград переживал тяжелые дни. Фашистская армия подступала к городу. А лето стояло теплое, солнечное – такое редкое в здешних местах. И как – то не верилось, что ясное небо может задымиться от воздушного боя, что спокойную тишину белой ночи прорежет свист бомбы. Между тем город готовился к длительной обороне. Тысячи людей ушли на строительство оборонных сооружений под Ленинградом. В Ленинградском порту вместе с рабочими трудились писатели и композиторы. Среди них был и Василий Павлович Соловьев – Седой. Ему вскоре, как и многим ленинградцам предстояло покинуть город Ленинград. “Прощай, любимый город!” – думал композитор. Эта грустная мысль вызвала желание написать прощальную песню. Слов для нее не было. Была только дума о разлуке. Чувство большой любви к родному городу диктовало композитору задумчивую и светлую мелодию. Соловьев – Седой рассказал о своем замысле и напел мелодию поэту А. Чуркину. Им уже приходилось работать вместе, и они хорошо понимали друг друга. Поэт уловил в мелодии и запечатлел в стихах тот летний вечер в порту и мягкий туман, и звуки матросского баяна, доносившиеся с корабля. (Звучит песня в записи.)

5 ученик. В плавной, мягкой мелодии песни звучит самое великое и высокое чувство – любовь к Родине. Фронтовикам в этой песне – думе слышался голос родных, покинутых городов. Людям, услышавшим ее в тыловых городах, хотелось еще лучше трудиться, чтобы помочь Родине. А для партизан, в тылу врага принимавших советские передачи, “Вечер на рейде” был ободряющим теплым приветом. И для многих она вовсе не была песней о Ленинграде. Это была песня о Родине. Она удваивала силы, поднимала ненависть к захватчикам и страстное желание вернуть советским людям счастье мирной жизни.

6 ученик. Зимой 1941 – 1942 года по всем фронтам молниеносно распространилась новая песня – “В землянке”. (Звучит песня в записи.)

Слова и мотив песни передавались из уст в уста и опережали весть об ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами – рассказывали, будто ее сложил молодой лейтенант в окопах под Москвой. Песня эта действительно родилась в “белоснежных полях под Москвой”, а принадлежит она поэту Алексею Суркову и композитору Константину Яковлевичу Листову. Алексей Сурков с первых дней войны работал во фронтовой печати и стихотворение “В землянке” написал по живым личным впечатлениям. В этих стихах звучит сосредоточенность, грусть и тоска по родным, которая нередко охватывала каждого на фронте. В них сказана суровая правда о войне.

В музыке Листова тоже слышится печаль, задумчивость, но они уравновешиваются светлыми энергичными звуками второй половины куплета. Эта тихая, проникновенная песня стала неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его.

7 ученик. Не только “композиторские” песни рождались во время войны. Огромное количество песен сложили самодеятельные (большой частью оставшиеся неизвестными) авторы на фронте и в тылу. Иной раз бралась знакомая мелодия и к ней присочинялись слова. В других случаях придумывался или подбирался напев к прочитанному в газете стихотворению. Так возникла, например, песня “Огонек”. Слова этого стихотворения М.Исаковского очень быстро распространились по всей стране. Их стали переписывать, пересылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты стали подбирать мелодию. Так и появилась песня, музыку к которой сочинил народ.

Учитель. Много и других чудесных песен родилось в годы войны. “У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни, вдохновляющие на справедливую и кровавую борьбу, – пишет Маршал Советского Союза И. Баграмян. – Мы слышали их по радио, с киноэкрана, с маленькой эстрады на фронте, и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей родной, кровной помощницей”.

Учитель.

Открываем третью страницу журнала.
Художнику тоже пришлось побывать
В походах военной порою.
Врага побеждать и победу ковать
Искусством помог он герою.

(Так писал поэт А.Жаров)

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством помогать народу в смертельной схватке с врагом.

Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады обложил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы.

1 ученик. Одной из наиболее трагических глав истории Отечественной войны посвятил свою картину художник А.А.Дейнека. Она называется “Оборона Севастополя”. Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал ее в 1942 году, в самый тяжелый момент войны, когда Севастополь был еще в руках врага. Теперь, спустя годы, мы воспринимаем это полотно как историческую эпопею о беспримерном героизме народа, защищающем свою Родину.

… Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем пылает город. Фашистские полчища уже вплотную прижали советских матросов к морю. И на этих последних метрах родной земли матросы ведут ожесточенный рукопашный бой.

На первом плане в полный рост в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат в наступающих врагов. Лицо его напряжен, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В его фигуре – и героика, и исступление боя, и богатырская сила.

У ног моряка – убитый немецкий солдат. Рядом тяжелораненый боец вот – вот рухнет на плиты мостовой, а дальше отряд матросов бросается в атаку.

Художник противопоставляет сознательный героизм советских моряков тупой механической силе немецких солдат. Цветовое решение картины тоже основано на контрасте: светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, а темные фигуры немцев на светлом. И это тоже не случайно – столкнулись две враждебные силы, столкнулись не на жизнь, а на смерть. Художник как бы утверждает, что советских людей сломить нельзя. Они или побеждают, или умирают.

2 ученик. В 1942 году появилось и известное полотно художника Пластова “Фашист пролетел”. Картина вызывает жгучий гнев и ненависть к фашистским убийцам.

На картине хорошо знакомый, близкий сердцу русский пейзаж. Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Тоненькие березки, кажется, колеблются на ветру. Желтые листья, пожухлая трава, вдали виднеются поля. На опушке леса пасется стадо. Здесь же бегал крестьянский мальчонка – пастушок…

Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, жестоко полоснул из пулемета…

Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем, постепенно скрываясь вдали, улетает самолет.

Картина Пластова – как печальная, нежная песня, полная внутреннего трагизма. И не случайно изобразил художник грустный осенний пейзаж. Он своей печальной красотой оттеняет трагическую гибель пастушонка. Светло – коричневые и желтые краски, гаснущий свет дня, помогают передать настроение.

Эту картину невозможно забыть. Она звучала как набат, призывая к борьбе, к отмщению врагу, усиливая ненависть к нему. И сейчас она заставляет нас вспомнить о трудных днях войны, призывает защищать мир и жизнь детей.

3 ученик. Герасимов “Мать партизана”. Над этой картиной художник работал почти семь лет. Он начал ее в 1943 году. В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу фашистские захватчики встречали мужественное сопротивление советских людей. В тылу врага мужественно сражались народные мстители – партизаны. Ни угрозы, ни пытки не могли сломить их.

Центральная фигура картины Герасимова – советская женщина, мать партизана. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нее стоит родная земля, опаленная, оскверненная врагами, залитая кровью. Всю силу красок и блеск солнца сосредоточил художник на образе матери. Светлая, сильная стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать страдания, но это страдание гордого, сильного человека. И рядом с нею жалким кажется фашистский офицер. Его крупная фигура кА бы покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест повисает в воздухе. В его облике ярко выступает что-то звериное. Посмотрите на его низкий лоб и тяжелую челюсть. Художник сознательно дает крупным планом только две фигуры – матери и фашиста, и лишь в самых общих чертах намечает остальные персонажи. Он утверждает неизбежность победы света, разума, справедливости над тьмой, мракобесием, насилием и жестокостью.

4 ученик. А вот картина художников Кукрыниксов “Конец”. Художники показывают ставку Гитлера в последний момент её существования. Ставка находится в подземном бомбоубежище имперской канцелярии. Низкий, давящий потолок бетонированного каземата вот-вот рухнет под ударами советской артиллерии. Картины в золоченых рамах покосились, скатерть смята, стул опрокинут, телефонная трубка болтается на шнуре – телефон уже бездействует. Все идет прахом – некому отдавать приказы – бумаги в беспорядке валяются на полу. В распахнутую дверь, пытаясь своей фигуре величие, входит Гитлер. Но грохот взрыва наполняет его животным страхом, отражающемся на его лице.

Судорожно цепляется он рукой за стену и рвет на себе ворот мундира. Никто из находящихся в убежище не обращает внимание на приход бывшего фюрера. За столом сидят три живых трупа – остатки бывшего гитлеровского генералитета. Перед ними бутылка с вином и бокалы – все, что осталось от их прежней жизни. Вином заглушают они страх перед неминуемой расплатой. Один расстегнув китель, обнажив грудь, спит в безобразной позе опьяневшего человека. Другой – генерал в надвинутой на глаза фуражке – нервно барабанит по столу. У третьего – лицо исказила гримаса ужаса. От страха он как бы вдавился в мягкий стул, голова его ушла в плечи, руки судорожно вцепились в стол и в спинку стула. Около него стоит чемодан, видимо, подготовленный для неудавшегося бегства. В его фигуре и лице – крушение всех надежд.

Как же ничтожны эти люди, вообразившие себя владыками мира. Вот чем кончаются и будут кончаться все попытки поджигателей войны поработить свободолюбивый советский народ.

Картина Кукрыниксов “Конец” – это страстный гневный приговор художников фашизму.

Учитель. Так писатели и поэты, композиторы и художники боролись с врагом. Они поддерживали веру в победу, вселяли бодрость и решительность, поднимали дух, неукротимое желание разбить врага. Как и солдаты, они тоже шли на подвиг. И в победе нашей правды и нашего оружия есть немалая доля их усилий.

Презентация