Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели:

Познавательный аспект.

1. Формирование специальных умений:
– формировать умение характеризовать героя драматического произведения при работе с образом Митрофанушки;
– формировать умение выделять авторскую позицию по отношению к герою драматического произведения при работе с текстом пьесы;

2. Формирование и развитие общеучебных умений:

а) учебно-организационные умения:
– уметь делать записи в тетради в соответствии с выполнением заданий инструктивной карточки,
– уметь составлять таблицу к заданию № 1;
– уметь планировать деятельность в процессе выполнения учебных заданий; –  уметь работать во времени – на всех этапах урока, в процессе выполнения учебных заданий и записи домашнего задания;
– уметь оценивать результаты своей деятельности в процессе работы с “листом самопроверки”, самоконтроля;

б) учебно-интеллектуальные умения:
– уметь выделять главное, существенное в процессе работы над заданиями 1–4; подведения итогов урока; во время работы с “листами самопроверки”; записей в тетради;
– уметь отбирать, сравнивать, систематизировать факты художественного текста во время выполнения заданий 1–4;
– уметь делать выводы на основе полученной информации при выполнении заданий 1–4;

в) учебно-информационные умения:
– уметь перерабатывать информацию в процессе работы над заданиями 1–3; парной работы при выполнении задания № 1, работы с заданием № 4 на этапе подведения итогов урока, работы с “листами самопроверки”; воспроизведения полученной информации–  на всех этапах урока;
– уметь сохранять полученную информацию – записи в тетрадях: таблица, выводы, итоги урока;

г) учебно-коммуникативные умения:
– развивать устную речь во время выразительного чтения и пересказа эпизодов и фрагментов текста произведения, подведения промежуточных итогов урока, актуализации опорных знаний, работы в парах во время выполнения заданий, аргументации выводов в процессе наблюдения над текстом произведения;
– развивать письменную речь – во время записей в тетради; создания собственного текста на основе материалов урока;

Развивающий аспект.

1. Развитие специальных умений:
– развивать эмоциональную сферу учащихся при работе с текстом художественного произведения;
– развивать умение выразительно читать текст комедии по ролям при работе с эпизодами комедии (задания № 2);
– развивать умение давать речевую характеристику персонажа при работе с текстом комедии (задание № 1);
– развивать умение сравнивать поведение героя в разных ситуациях и делать вывод об особенностях характера героя при работе с эпизодами комедии (задание № 2);
– развивать умение выявлять причины поведения персонажа в различных жизненных ситуациях при работе с образом Митрофанушки (задания № 1; № 2; № 3; № 4);
– развивать умение определять изменение тональности комического в пьесе при работе с эпизодами комедии (задание №2);
– развивать умение сопоставлять самохарактеристику героя с мнением о герое других персонажей пьесы при работе с текстом пьесы (задание № 3);
– развивать умение обобщать и систематизировать наблюдения за текстом художественного произведения и составлять на основе этих наблюдений развернутую характеристику героя (задание № 4);
– развивать умения письменной и устной речи при выполнении заданий всех этапов урока;

Воспитательный аспект.

Формировать систему нравственных ценностей личности при работе с текстом комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”:
– воспитывать представление о роли воспитания и образования в становлении личности;
– воспитывать представление о необходимости уважения к личности каждого человека независимо от его положения в обществе;
– воспитывать представление об истинных ценностях жизни человека.

Цель (для учащихся): Дать характеристику Митрофану как персонажу драматического произведения. Выявить причины формирования такого характера.

Ход урока

Мы уже знаем, как характеризовать героя эпического произведения. Но сегодня перед нами более сложная задача. Нам предстоит дать характеристику герою драматического произведения.

– В чем сложность нашей задачи?

(Нет прямых авторских оценок, сложнее выявить авторскую позицию.)

– Подумайте, что нам поможет разобраться в характере героя пьесы?

(Речь, поступки, говорящие фамилии, самохарактеристика героя, мнение о герое других персонажей и др.)

На основе нашего умения характеризовать героя эпического произведения и личного опыта “театралов” нам удалось определить основные способы создания характера персонажа в драматическом произведении.

Поэтапная работа с разноуровневыми инструктивными карточками на основе основных способов создания характера персонажа в драматическом произведении (Приложение 1, Приложение 2):

I. Речь.

Вспомогательные вопросы

– Что важно при наблюдении за речью героя?
(Не только что, но и как говорит персонаж.)

– Сравните речевое поведение Митрофанушки в сценах с матерью, учителями, Еремеевной, Стародумом.

Задание выполняется парами, результаты работы фиксируются на доске:
С кем говорит –
Лексика –
Интонация –
Причины такого речевого поведения –

1. С учителями (стр.199), Еремеевной (стр. 177) – бранные, откровенно грубые слова, интонации.– повышенный тон, окрик.

2. Стародумом.(стр. 193) – заискивание и лицемерное почтение

3. С матерью – (стр. 164–165; 182–183; 198) отсутствие сниженной лексики, интонации избалованного слепой любовью и вседозволенностью ребенка.

!!! Как изменились лексика, тон героя в финальной сцене комедии?

(Да отвяжись, матушка, как навязалась…)

На основании лексики, интонационных особенностей, содержания речи Митрофанушки сделайте вывод о герое: Какой он?

В речевом поведении Митрофана проявляется образ невежды, умеющего приспосабливаться к обстоятельствам, извлекая для себя выгоду; бессердечного по отношению не только к окружающим людям, но и к родному человеку.

II. Поступки (эвристическая беседа).

– Какие эпизоды вам запомнились?
“Экзамен” Митрофана (действие 4, явление 8, стр.216)…

Выразительное чтение эпизода.

– С каким чувством мы читаем эту сцену?
– Как мы называем героя (персонаж), который вызывает смех?
– Почему мы смеемся?
*(Какова природа комического в литературе?)

Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики и др., но смышленость и сообразительность. Комический эффект достигается несоответствием (такова природа комического ): полное незнание наук – и абсолютная уверенность в своей правоте.

Назовите другие поступки героя, которые характеризуются как несообразные и нелепые и по природе своей комические.

(“Не хочу учиться, а хочу жениться” – “Побегу-тка теперь на голубятню”.) (Стр. 165 любимое времяпровождение героя.)

Желание 16 летнего недоросля спрятаться за спину няньки Еремеевны.

Выразительное чтение эпизода (стр. 231–232)

– Какие чувства вызывает поведение Митрофана в финальной сцене комедии?
Горечь и стыд за героя.
– Как изменяется тональность комического в пьесе?

Юмористическая тональность сменяется сатирическим звучанием: обличением бездумного воспитания, агрессивного невежества, сердечного равнодушия

III. Дополнительные способы создания характера персонажа в драматическом произведении. (Самостоятельная деятельность учащихся в парах.)

Как дополняют наше понимание героя такие способы создания характера, как Говорящие фамилии?

– Как с греческого языка переводится имя Митрофан?

(Митрофан в переводе с греческого языка – найденный матерью.)

Самохарактеристика героя.

Найдите в тексте пьесы слова, которыми Митрофан сам себя характеризует при знакомстве со Стародумом. (Стр.193 “А я матушкин сынок”.)

– Как это помогает понять сущность характера героя?

Характеристика героя и его портрет в речи других персонажей.

Какие характеристики дают Митрофану другие персонажи пьесы (Софья – стр. 174; учителя – стр. 198, 200 )?

IV. На основании материала урока и домашнего задания дайте развернутую характеристику герою, постарайтесь объяснить, почему он стал таким. (Самостоятельная индивидуальная деятельность учащихся.)

Выборочное заслушивание работ.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Составить “Нравственный кодекс” Стародума (действие 3, явление1, 2; действие 4, явление 2). Подготовить речевую характеристику героя.