Тема жизни и смерти в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Валерик"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 10

Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов «Валерик», М.Ю.Лермонтов


Цели урока:

  • Пробуждение интереса учащихся к личности и творчеству Лермонтова, ознакомление с заданиями ЕГЭ по литературе;
  • Развитие навыка анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыка выразительного чтения;
  • Воспитание нравственности, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: DVD-проигрыватель, мультимедийная проектор.

Ход урока

Урок начинается с просмотра кадров из худ. фильма «Блокпост»

I. Вступление (на фоне демонстрации фильма)

Учитель. Сейчас наша жизнь, жизнь молодых людей нашего времени так тесно связана с Кавказом, что не читать стихи Лермонтова нельзя, особенно стихотворение «Валерик». На Кавказе особый народ, своеобразная жизнь, дух, обычаи, традиции... Эпизоды из жизни этого вольнолюбивого и воинственного народа показал поэт в стихотворении «Валерик», написанном в 1840 году (завершение показа фильма).

(слайд с изображением портрета Лермонтова) В нашей мастерской мы сегодня углубим свои знания по творчеству М.Ю.Лермонтова, погрузимся в художественный мир его поэзии и определим особенности мировосприятия поэта. В этом нам будут помогать литературоведы, лингвисты и историки, в роли которых будут выступать сами ученики. К ним сегодня примкнут и программисты, составившие презентацию к уроку.

II. История создания стихотворения

Учитель: Для начала мы узнаем, какова же история создания стихотворения, какие реальные исторические факты ему предшествовали?

Историк. Стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню (слайд с изображением кавказского пейзажа). Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека.

Учитель: А что означает название стихотворения?

Лингвист. Валерик, или Вларик, - приток Сунжи, впадающей в Терек, название происходит от чеченского «валларич» - мертвый, поэтому у Лермонтова Валерик – «речка смерти».

Литературовед. Стихотворение «Валерик» впервые появилось в печати в 1843 году в альманахе «Утренняя заря». (слайд с изображением альманаха).

III. Композиция и жанр произведения

Учитель. В стихотворении при кажущейся простоте содержания сложная композиция. Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине.

Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны на глубоко личную тему — о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность.

Учитель. Какой жанр избрал Автор для выражения своих мыслей, чувств? (эпистолярный жанр)

Учитель: Начинается письмо с объяснения случайности его написания. Кому же, в действительности, было адресовано данное послание?

Литературовед. Письмо адресовано В.А.Лопухиной (слайд с изображением В.А.Лопухиной) - одной из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова.

Учитель. Отрывок из какого произведения русской литературы напоминают первые строки? («Евгений Онегин», письмо Татьяны к Онегину)

Презентация

Учитель. О чем лирический герой повествует дальше? (слайд1 с акварелью Лермонтова). (Рассказывает нам и своей возлюбленной, что он многое повидал в жизни, но признается: «...крест несу я без роптанья». Судьба забросила героя на Кавказ, где ему пришлось познакомиться с жизнью горцев. На личном опыте он постиг трудности этого простого и непритязательного бытия).

Учитель. В каких строчках автор рисует мирную картину фронтового быта на фоне дивной природы Кавказа? Какой прием использован в этом отрывке? (антитеза, мирной картине фронтового быта противопоставлена природа Кавказа)

IV. Анализ стихотворения

Учитель. Но это все-таки военный лагерь. В каких строках слышатся скрытая угроза, готовность к бою:

Попарно цепь стоит вдали;
Штыки горят под солнцем юга.

Учитель. Какой троп использован в этом отрывке? (метафора «штыки горят»)

Учитель. Чем же заняты бойцы в этот знойный полуденный час? Прочитайте отрывок. (Они вспоминают:

…Как при Ермолове ходили
В Чечню, в Аварию, к горам;

Учитель. Какое синтаксическое средство использовано в этом отрывке? (ряды однородных членов «В Чечню, в Аварию, к горам»)

Учитель. Доставалось нам при Ермолове, достается и сейчас, на том же Кавказе, в той же Чечне и Аварии. Гибнут люди, молодые, красивые, здоровые. Прошли не годы, не десятилетия — столетия, а все остается по-прежнему.

Учитель. Какой троп речи использован в строчке «…и градом пуль с вершин дерев отряд осыпан…» (гипербола)

Учитель. Как похоже на современную хронику из Чечни, репортаж с места боевых действий! Не остановиться ли и тем, и другим, не подумать ли о мирной жизни?

А Лермонтов продолжает описывать ужасные по тем временам схватки на реке Валерик, впадающей в Терек, на реке, которая, покраснев от крови убитых, несла трупы в Каспий:

… Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.

Учитель. Какой троп речи использован в этом отрывке? (сравнение «резались жестоко, как звери»)

Учитель. Сотни человеческих жизней унесла смерть. И тем не менее каждая судьба трагична, каждого бойца кто-то ждет дома, надеется, что он вернется, — ведь каждый из убитых чей-то муж, отец или сын.

... Долго он стонал,
Но все слабей и понемногу
Затих и душу отдал богу;

Учитель. Какое синтаксическое средство применил автор в этом отрывке? (градация «он шептал,…стонал,…все слабей и …затих и душу отдал богу»)

Учитель. Горечь утраты... Ведь совсем недавно этот человек шутил и смеялся, ел простую солдатскую похлебку, как и все, готовился к бою. А теперь его нет. И никогда его не будет... Найдите в стихотворении такое лексическое средство как фразеологизм, помогающий более точно выразить мысли лирического героя (душу отдал богу)

Учитель: Поэт продолжает повествование, рисуя страшную картину после боя (слайд2 с акварелью Лермонтова). Лермонтов был отличным художником. Чувства, которые испытал поэт, отражены им также на акварелях 1840 года.

И опять же все эти ужасные события происходят на фоне спокойной и величественной природы Кавказа. Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж). Зачитайте отрывок.

Учитель. Природа далека от войны, она не хочет принять жестокости, не понимает, зачем люди убивают друг друга столько веков подряд. Зачем льется кровь, гремят выстрелы, совершается богопротивное дело, в мире царствует зло? В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вывод. Действительно, как много в нашей жизни тревог, забот, волнений. Как много надо успеть, узнать, услышать, открыть для себя! Так пусть наша земля будет спокойно цвести под голубым мирным небом, пусть никогда не гремят взрывы, не звучат выстрелы, обрывающие человеческие жизни. Вероятно, об этом думал великий русский поэт М.Ю.Лермонтов, изображая в стихотворении «Валерик » кровавые сцены жестокой войны.

V. Задания для подготовки к ЕГЭ по литературе (на слайдах)

VI. Итог урока

Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

VII. Домашнее задание

Выполнить задания с развернутым ответом в формате ЕГЭ (5-10 предложений):

  1. На какие темы откликается поэт в стихотворении «Валерик»?
  2. Каковы особенности композиции стихотворения «Валерик»?