Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов

Разделы: Литература

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


Интерес к творчеству земляков у меня растет с каждым годом. Я хочу поведать о людях, которые поэтическим словом воспевают подвиг народа в Великой Отечественной войне, многие были свидетелями этой войны.

Рожденный на земле, остановись!
Живущий на земле, остановись!
В ком бьется человек, остановись!
Пред памятью замученных – склонись!
Пусть в ярком свете сердце облучится.
Остановись, живущий! Поклянись,
Что на земле такого не случится.

И. Белоусов

Нам, сахалинцам и курильчанам, история дала право отмечать День Победы дважды. Как бы не изменялась ситуация в стране, мы всегда будем помнить о сотнях солдат, погибших на островной земле. Вечная им память…

Время летит над планетой… Много десятилетий отделяет нас от тех дней, когда над логовом фашизма, рейхстагом, взвилось красное знамя, когда столица нашей Родины – Москва возвестила салютом о долгожданной победе, о мире на земле. Ни одно поколение писателей и поэтов посвятит свои произведения людям, прошедшим через суровые годы войны.

В творчестве сахалинских поэтов не малое место занимает военная тема. Одни авторы были сами участниками Великой Отечественной войны, с оружием в руках отстаивали свою землю, другим война оборвала детство, на их неокрепшие плечи легли взрослые заботы.

… Была тихая рань, «плескалась рыба в омуте», «человек, вдыхая синь рассвета, легко шагнул с высокого крыльца…» Он поплывет по спокойной реке, он «соберет большой букет любимой из нежно белых лилий…» Последние строчки обрывают повествование:

Будет он убит через минуту
Одним из первых выстрелов войны.

Так написал поэт Валентин Богданов о вторжении гитлеровцев на нашу землю. Валентин Анатольевич Богданов – поэт, чье детство выпало на военные годы. В стихотворении «Память сердца» он от имени сверстников, для которых война стала суровым испытанием, говорит:

Нам не хватало тишины
И хлеба тоже не хватало.
Все наше детство обжигало
Безумным пламенем войны.

Военному детству посвящены стихотворения И. Белоусова «Колоски», «Лапти»; Е. Лебкова «Упал за плугом мальчик беленький», «Сижу и на Запад глаза», «Пахарь»; В. Кольцова «Течет моя Кама», «Бензопила проворно пела».

Дети, силой обстоятельств, лишенные радости детства, вынуждены заниматься взрослой работой. Один вспоминает: «тогда казался … пудовым оставленный отцом топор» (у В. Кольцова). Другой, вновь переживая прошедшие годы, пишет: «О, сколько в лапти я обул людей, пока не стих войны железный скрежет» (у И. Белоусова). Если старшие защищали Родину на полях сражений, то их дети вносили свой вклад в дело разгрома врага на трудовом фронте. До победного салюта

Приказала нам война
По-мужски работать, круто –
От темна и до темна.
Хлеб растить, возить солому
И пахать и боронить.

В. Кольцов «Оседлать коня».

Для детей «взрослый» труд стал жизненной нормой. Они не мыслили себя вне его. И не так принципиально важно, каким видом труда пришлось заниматься подростку: изготовлением деталей на станке, сбором колосьев на осенних полях или вспашкой земли, главное, что этот труд был бескорыстен и самоотвержен, что в любом деле дети ощущали свою причастность к судьбе Родины, работали, словно воевали.

Стихи Евгения Лебкова написаны в несколько иной манере. Стих его лаконичен.

Беда и мальчишке беда,
И не с кем бедой поделиться.
Горят и земля, и вода,
И детское сердце дымится.

Одно из его стихотворений «Заботушка» проникнуто заботой о малышах. Это – песнь жизни.

И все вокруг такое невоенное...
Надолго ль?
Хорошо бы – на века!

Поэт Иван Белоусов пишет уже о других событиях, о другом горьком дне. Если «вчера еще … жизнь не понимал, … только слышал дальний отзвук боя», то теперь война предстала во всей своей чудовищности: «У Кольки расстреляли деда, а у Вальки повесили отца».

Впервые сердце шевельнулось люто,
В глазах качнулись темные круги.
Я раньше знал, что есть на свете – люди,
В тот день узнал, что в мире есть – враги.

Воспоминания об опаленной войной детстве легли в основу отдельных стихотворений Кольцова В., Матковского В., Николаева Ю., Богданова В. Целые поэтические циклы, созданные о войне поэтами Белоусовым И. и Лебковым В. Острота фронтовых впечатлений, оставшихся с самыми сильными жизненными впечатлениями, во многом определила поэтическое лицо Мандрика А., Голубевой О., Репина Б.

О, как теперь я много знаю
О том, что будет после мая
И двадцать с лишним лет потом, –

говорит лирический герой стихотворения Б. Репина «Вновь проступила из снегов».

Поэтесса Ольга Голубева, когда началась война, была еще ученицей. За месяц до совершеннолетия ее зачислили в школу связи. В 1942 году юная радистка добровольно вступает в действующую армию и остается в ее рядах до окончания ВОВ. О встрече с Волгой, с теми местами, где родилась, где прошла ее фронтовая юность, трогательно и взволновано рассказывает поэтесса в стихотворении «Встреча с Волгой».

Не узнала меня Волга.
Волны плещут. Откуда? Чья?
Прикоснись, это я, Ольга –
Вот отметина у плеча.
Разлучила война с тобою,
Время стерло мои следы.
А ведь я крещена боем
В первый раз и твоей водою.

Для лирической героини Ольги Г. настоящее мужество – это мужество ее фронтовой подруги, погибшей в сражающемся Сталинграде.

У гранитного обелиска.

У гранитного обелиска
Волга плещется близко-близко,
Ветер вечный огонь колышет,
Я пришла к тебе, Маша, слышишь?
Здесь дежурим мы у раций,
Рядом фронт грохотал Сталинградский.
Ты от мамы письмо читала:
«Уж здоровьем слаба я стала,
Шестьдесят мне, доченька, завтра»,
Но слова оборвали залпы.
Только два часа без налетов,
И опять самолеты.
Покачнулась земля и небо.
Взрывы справа и взрывы слева,
Оглянулась – чернит яма:
Угодила, подлюга, прямо…
Лишь в бурьяне письмо от мамы
Недочитанное…

Истинная любовь – это любовь девушки-связистки из стихотворения «Военная фотография».

Где она, эта грань – граница,
Переход от светлого в грустное?
Фотография. Лица, лица…
Вот и ты, наша Пашенька Усова.
Было.
Быль в голубых погонах.
День и ночь, ночь и день рации.
Что-то вроде богинь погоды:
Мы глаза и слух авиации.
Ожидаем.
Вот-вот с заданья.
Прилетит капитан вихрастый –
Развеснушчатый мальчик Ваня,
Презирающий грусть и опасность.
Ветер трепет девичью прядку, -
Глаз не сводит с комбата Паня.
И комбат, не играя в прятки:
«Капитан не вернулся с заданья».
Брови вздрогнули и взлетели,
И упали. Ни стона, ни крика.
К изголовью расстрелянной ели,
Обессилив, девчонка приникла.
… Восемнадцать, всего восемнадцать,
Было нашей любой биографии.
Не умеющие целоваться
Губы вижу на фотографии.

Поэтической манере поэтессы свойственна сюжетность картин, в центре которых всегда люди, с которыми свела ее война или на судьбах которых она отразилась с особой силой.

Тепло родных рук.

Коварна фронта тишина.
Осмыслен красный глаз ракет.
В окопах в рост встает война,
И пахнет порохом рассвет.
Сигнал воздушный боевой…
«Прости, любимая. На взлет!»
И «ястребок» горячий твой
Уже далек, уже далек.

За ним, к тебе – мой шепот
Вслед,
Туда, где «звезды» и «кресты»,
Где воздух боем разогрет,
Где на таран рванешься ты…
С тех пор тепло любимых рук
Всю жизнь храню в своей руке.
Идут года. Но слышу вдруг
Я отзвук боя вдалеке.

Охранный меч.

Ношу в кармане телеграмму –
Какая радостная весть:
Уже и дочка стала мамой,
А у меня внучонок есть.

Но я вдали от колыбели
На островной земле стою,
А в том краю была в шинели,
Там смерть я видела в бою.

Там воздух мужеством насыщен,
Металл и кровь внутри руин.
Хорал глубокой скорби слышен,
Как будто из земных глубин.

Глядят бойцу бесстрастным взором.
Гранит накидок виснет с плеч.
Взметнула ввысь над Волгоградом
Мать-Родина охранный меч.

Я знаю, день такой настанет, -
Дочь скажет сыну своему:
- Там, на Мамаевой кургане,
Лежит твой дед. Пойдем к нему.

Спят мертвым сном сыны Отчизны
В земле, священной для меня.
Внук – продолжение их жизни –
Замрет у Вечного огня.

Безмерна сила детских ручек,
Когда за ними – вся страна.
Мы земляки с тобой внучок,
Одна нам Родина дана.

Земля отцов тебе даст силу.
Расти у материнских плеч,
Ведь над тобой сама Россия
Простерла свой огромный меч.

Поэт Александр Климентьевич Мандрик в 1945 году вместе с десантными войсками был минометчиком и освобождал Южный Сахалин и Курилы от японских милитаристов. Многие события, связанные с военной биографией поэта, нашли отражение в его стихотворениях. Сахалинцы могут по ним проследить в определенной последовательности события августа 1945г.

***

Скалистый берег прятался во мгле
И тишиной обманывал до срока.
Мы подошли на минном корабле
Почти вплотную к спящему Маока. (Холмск.)

Когда в огне стремительных атак
Мы поднялись на гребень перевала,
Для нас заря торжественно, как флаг,
Над Сахалином развернулось ало.

***

Он так и застыл с трехлинейкой в руке
В порыве к неистовой схватке:
Расставлены ноги в могучем броске,
Взметнулась крылом плащ-палатка.

Он, видно, патрон досылал на бегу –
Остался затвор незакрытым.
Суровые складки у сомкнутых губ,
Казалось, из стали отлиты.

Его подпирала крутая скала
Напротив японского дзота.
И мертвым боец походил на орла
В момент величавого взлета.

***

Скалистый остров загудел
От орудийного раската.
По грудь в бушующей воде
В атаку ринулись солдаты.

За ними вздыбился прибой
От края бухты и до края.
И он на берег рвется в бой,
В разбеге силы набирая.

«Ура», рожденное внизу,
На сопки выкатилось валом.
Японский флаг у амбразур
Склонился низко перед алым.

Когда Шумшу разглядываешь близко,
То сразу замечаешь с корабля –
Увенчана гранитным обелиском
Ветрами опаленная земля.

Клубясь, плывут над памятником острым,
Как дым войны, седые облака.
И, кажется, что оглашает остров
Призывный клич героя-моряка.

Он тут метнулся к амбразуре дзота
И заслонил товарищей собой,
Когда они навстречу пулеметам
С десантной баржи уходили в бой.

И перед этим островом отваги
Любого флота наши моряки
На стройных мачтах приспускают флаги
И посылают длинные гудки.

Творчество Бориса Репина – своеобразный поэтический дневник поэта и солдата. Дневник правдивый, в котором много сурового и жестокого, какой была сама война, но и который пронизывает нерастраченной, не погибшей на войне нежностью, чувством товарищества, братства, верности. Поэт не стремится как-то приукрасить, героизировать жизнь солдата. Война предстает суровой обязанностью, жесткими и простыми правилами.

***

Нас, молодых, в огонь бросали,
Бывало, прямо с марша в бой.
А взрывы по полю плясали.
А пулемет – как чумовой.

Нас, необстрелянных, домашних,
Когда случался крайний час,
Бывало, даже в рукопашный
Бросал безжалостный приказ.

И мы, тревожно скинув брови,
Бежали прямо на штыки,
Чтоб победить ценою крови
И жизни смерти вопреки.

***

Когда на смерть вставали роты,
Собою Родину прикрыв,
Солдат в бою был молчалив,
Верша нелегкую работу.

И после боя не до слов.
И хоть он молод был годами,
С врагами был всегда суров,
Как и положено с врагами.

А если бой – последний бой!
И ты с Землей вот-вот простишься?
Наедине с самой судьбой
Не очень-то разговоришься.

Стихи поэтов-фронтовиков во многом автобиографичны, но в то же время они составляют поэтическую биографию целого поколения, которое до войны еще ничего не успело совершить.

Война стала главным делом их жизни, а поведение человека на войне – своеобразным эталоном мужества, патриотизма, беззаветного труда и человечности, вечно звучащим камертоном, по которому настраивается и поэзия, и жизнь поэта.

Читая стихи Бориса Репина, видим и узнаем в них людей, которые прошли через войну. Это о своем поколении и о себе пишет Б. Репин.

Мы шли защищать правоту
С любовью и верой сердечной.
Война подводила черту
Под юностью нашей беспечной.

Поэт не отделяет себя от поколений тех, не обученных военному делу мальчишек, которые стали солдатами, потому что началась война. Он видит себя одним из них – в данной страде, в одной судьбе.

Вам приходилось спать в степи зимой,
Лежать в снегу во весь солдатский рост,
Когда под вами только шар земной,
Когда над вами только море звезд?
Вам приходилось на снегу зимой
Сигнала ждать и слушать вьюги вой,
И понимать, что участь всех одна,
И ничего не сделаешь – война!
Давно отгрохотал последний бой.
Теперь я дома летом и зимой.
Судьбой доволен, счастлив, жив, здоров,
Но кружат сны у тех же берегов,
Где были только звезды надо мной,
Где согревал собой я шар земной.

Его стихи – это дневник солдата, лирические репортажи из окопа и с поля боя о событиях, которые можно было бы назвать «конкретными» или «частными», если бы во время войны они не повторялись десятки, сотни, тысячи раз. В то же время едва ли не главным достоинством этих репортажей является исповедальность, глубоко искренняя и поэтически точная зарисовка психологии русского человека на войне, готового до последнего патрона, до последнего вздоха защищать свою Родину, свой край, свой дом. Лирический герой Репина – не идеализированный богатырь. Ему ведом страх и дрожь в коленях перед боем. Но сила его в умении победить и этот страх, и эту дрожь, и сильного, в броню закованного врага.

***

Было ли страшно?
Было.
Душа холодела во мне,
Когда нескончаемой силой
Шагали они по стране,
Когда мне, мальчишке, казалось,
Что нет их на свете сильней,
И крыльями смерть прикасалась
К России, Отчизне моей.

Да только не вечны и страхи.
И там, на переднем краю,
Мы страхи с себя, как рубахи,
Снимали, бывало, в бою.
Пусть танки,
Пусть валом пехота,
Стоим. И ни шагу назад.
Сражение – это работа,
И есть в той работе азарт.

И что бы там не говорили.
Но знаю, кто был на войне,
Что страхи потом приходили.
Как вспомнишь –
Мороз по спине.

Дыхание Великой Отечественной войны, предопределившей судьбу, всю дальнейшую жизнь автора, ощутимо, в каждом стихотворении поэта. Тема Великой Отечественной войны – главная тема Б. Репина, его эстетическая и гражданская позиция, его поэтическое «Я».

Конец войны.

Вдруг разразились тишина.
И – только песня жаворонка.
Мы сели отдохнуть в сторонке,
Как если кончилась война.
Хотелось жить, хотелось пить
И спать еще хотелось очень.
Друг протянул мне закурить,
Но кровью был кисет промочен.

Не долог, как всегда, привал,
И снова долг завет солдата.
Вдруг кто-то шепотом сказал:
Война-то кончилась, ребята.
Конец. Отмучилась земля.
Вон, слышите, поет. Примета…
Едва губами шевеля,
Сказал, но мир услышал это.

Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в людях ответственность за их дела и поступки, она зовет их к тому, чтобы всеми возможными средствами воспрепятствовать новой разрушительной войне.

Память о Великой Отечественной войне навсегда останется у нашего народа.