Цели:
- воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта, научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;
- развитие навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина, создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии.
Оформление:
- портреты А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой, А. Керн, А. Олениной, Е.Бакулиной и т.д.
- выставка книг, журналов, рисунки поэта.
ХОД УРОКА
Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…
А.С. Пушкин.
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
А.С. Пушкин.
I. Организационный момент
Сообщение темы урока, целей.
II. Вступительное слово учителя (чтение эпиграфов)
Любовь – источник поэзии. Любовь и поэзия –
родные сёстры.
Все эти высказывания ёмко и точно характеризуют
то единое чувство, которое объединяет поэзию А.С.
Пушкина. Классический образ, применяемый к А.С.
Пушкину – «солнце нашей поэзии». Что же движет
Солнце?
«Любви все возрасты покорны, её порывы
благотворны…» – утверждал поэт.
Любовь – вот что движет Солнце.
Одной из центральных в зрелой лирике А.С. Пушкина стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. Поэта нельзя представить без любовной лирики. Любовь у поэта многолика: это безмятежное чувство, обманчивая мечта, прекрасная сказка.
Любовь – это источник поэзии. Любовь, как, и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. А поэтому, не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры.
За свою недолгую жизнь поэт написал много красивейших стихотворений о любви. Среди шедевров пушкинской любовной лирики – «На холмах Грузии», «Я Вас любил», «Не пой красавица, при мне», «Мадонна» и ряд других замечательных произведений.
III. Выразительное чтение стихотворений, подготовленными учениками:
(«Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Погасло дневное светило», «На холмах Грузии»).
IV. Анализ стихотворений
– Какое чувство осталось после
прослушивания данных стихотворений?
– Есть ли описания возлюбленной поэта в этих
стихотворениях?
– Кому же посвящал свои стихи А.С. Пушкин?
– Как воссоздана в произведениях духовная жизнь
поэта?
– Какие музыкальные произведения на стихи
Пушкина вам известны?
Прослушивание 1-2 музыкальных произведений.
Ознакомившись с этими стихотворениями можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства поэта. Здесь нет сложных метафор, развёрнутых сравнений, броских эпитетов. Они волнуют нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой. Ещё Гоголь писал: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто, лаконично, слов немного, но они так точны. В каждом слове бездна пространства».
V. Выступление подготовленных учеников с сообщениями об адресатах лирики А.С. Пушкина:
1) сообщение на фоне видеосюжета «Тригорское».
«Я помню чудное мгновенье», посвященное А.П. Керн.
2) послания Екатерине и Елене Ушаковым: «В
отдалении от вас».
3) Е.К. Воронцовой: «Ненастные день потух».
4) Амалии Ризнич: «Простишь ли мне…».
5) Н.Н. Гончаровой: «Мадонна».
VI. Заключительное слово учителя
Чистейший образ А.С. Пушкин нашёл в своей жене – Н.Н. Гончаровой. Поэт познакомился с Натальей Николаевной в декабре 1829г., в Москве.
1830г. Пушкин создаёт сонет «Мадонна», появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Гончаровой. В сонете две героини, образ небесной Мадонны, сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал «моя Мадонна». 18 февраля 1831 г., в церкви Вознесения, Пушкин и Натали обвенчались. Пушкин писал: «Я женат – и счастлив».
6 лет они прожили вместе, Наталья Николаевна
родила четверых детей. Отношения между супругами
установились сердечные и дружеские. Пушкин был
счастлив. Он признавался в любви многим, но
по-настоящему любил только одну женщину – свою
музу
Н.Н. Гончарову. Высокое благородство, чистота
любовного переживания – таков поэт в обращении
ко всем любимым женщинам. Для А.С. Пушкина они
были лишь мимолётным увлечением, а их имена
остались в истории с его именем навечно.
В каждой развитой национальной литературе есть
имена, являющиеся свидетельством её вершины,
дающее на века этой литературе
духовно-эстетический идеал. В Италии это
Петрарка, в Германии – Гёте, в Англии – Шекспир, а
у нас в России – Пушкин. Особенностью таких
писателей, является их «вечная современность».
Они воспринимаются как «начало всех начал».
(Приложение 1 ).
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина (по выбору учащихся ).
Литература:
1. Кузнецов А. Моя Мадонна. Москва.,
1996.
2. Маранцман В. Изучение творчества Пушкина в
школе. Библиотека учителя-словесника. М.:ГИЦ
«Владос», 1999.
3. Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки
по литературе. Волгоград., 2002.