Цели: познакомить учащихся с рассказом, помочь разобраться в прочитанном ,развивать эмоциональное восприятие рассказа, образное и аналитическое мышление, читательскую культуру и понимание авторской позиции; устной и письменной речи учащихся. Формирование нравственных понятий: сопереживание, соучастие.
Основные знания и умения:уметь выразительно читать, читать по ролям, обмениваться мнениями, анализировать эпизод, находить причинно-следственные связи, знать толкование непонятных слов.
Оборудование:
- Электронный учебник.
- Компьютеры, проектор, экран.
- Презентация.
- Текст произведения.
- Толковые словари.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя с элементами беседы. Выявление первоначального читательского восприятия.
- Ребята, вы уже знакомы с творчеством Н.И.Волокитина (Приложение1: слайд №1).
- Вспомните, пожалуйста, где и когда родился писатель?
- Как назывался его рассказ, который вы изучали?
- Как писатель определял темы своего творчества?
- Да, совершенно верно, по словам самого писателя, «первые рассказы были о природе, о том интересном, забавном, серьезном, таинственном, что довелось увидеть и пережить во время скитаний по лесу». Постепенно писатель серьезнел, набирался опыта, и появились другие рассказы, с другой тематикой. Это тема доброты, милосердия, соучастия, тема детства.
- Вот и сегодня мы попробуем разобраться в прочитанном вами дома рассказе «Светка-синяя беретка».
- Обратите внимание на эпиграф урока (Приложение1: слайд №2).
- Как вы его понимаете?
2.Беседа по вопросам на понимание и первоначальное восприятие текста с привлечением цитирования и без него.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Почему название рассказа сразу привлекает внимание? В чем его необычность?
- Назовите тему рассказа.
- Определите основную мысль.
В каких словах это выражено?
3.Ознакомительно-поисковое чтение, анализ эпизодов по группам (Приложение1: слайд №3).
- 1 группа. «Появление девочек в классе»
- 2 группа. «Света и Ленька в классе после уроков»
- 3 группа. «Света в гостях у Леньки»
4.Сообщение подготовленного ученика о событиях в блокадном Ленинграде ( Приложение1: слайд №4 и показ фрагмента из фильма «Ленинград»*).
22 июня 1941года гитлеровские войска атаковали нашу страну. На дальних подступах к Ленинграду развернулись бои уже в июле 1941года. Город, заложенный Петром Великим, из границ которого, по словам поэта, «грозить мы будем шведу», был приговорен к полному уничтожению. Его собирались стереть с лица земли. Неужели таким планам суждено было сбыться? Вокруг города спешно создавалась система обороны, рылись окопы, устанавливались противотанковые заграждения. Сразу захватить город не удалось. Тогда фашисты изменили тактику. Они решили сломить сопротивление русских блокадой, артиллерийским огнем, регулярными бомбардировками с воздуха. К концу сентября блокадное кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось Были полностью перерезаны пути снабжения, кроме знаменитой «Дороги жизни»- трассы, проходившей по льду Ладожского озера. Город подвергался самым жестоким лишениям. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие люди, вцепятся друг в друга из-за куска хлеба, из-за глотка воды. Возненавидят друг друга, перестанут работать, и вынуждены будут сами сдать город.
5.Обобщение учителя по выступлениям учащихся.
-Какие чувства вы испытали, просмотрев фрагмент фильма и прослушав сообщение?
-Почему Ленька Медведев сначала хотел отлупить новенькую девочку, а потом передумал?
-Какие детали быта убеждают нас в обыденности и реальности происходящего?
-Почему маленький календарик был так дорог Свете?
6.Словарная работа ( фэзэушники, силки, излука, извоз, яр, пожитки, фуфайка, клуб (Приложение1: слайд №5).
- С какой целью использует автор данные слова? Назовите их функцию.
7.Итог урока.
- Изменилось ли ваше первоначальное восприятие рассказа, что нового узнали?
8.На дом по группам.
- Первая - инсценировка эпизода (на выбор).
- Вторая - иллюстрирование рассказа, оформление обложки к нему (по желанию учащихся).
- Третья - сочинение по пословицам о хлебе (на выбор).
* см. у автора
Урок №2
Цели урока: углубить знания учащихся по характеристике героев, совершенствовать навык анализа эпического произведения, овладение литературоведческими понятиями, развитие творческого мышления.
Теория литературы: литературный герой.
Оборудование:
- Электронный учебник.
- Компьютеры, проектор, экран.
- Презентация.
- Текст произведения.
- Толковые словари.
- Иллюстрации.
Основные знания и умения: уметь составлять характеристику, видеть авторское отношение к героям, грамотно строить монологическую речь, вести элементарную исследовательскую работу.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Итак, мы познакомились с рассказом Н.И.Волокитина « Светка-синяя беретка».
Проверим ваши знания по содержанию рассказа тестом (Приложение №2).
2. Анализ произведения.
- Найдите в словаре определение «литературный герой» (слайд№6).
- Имеет ли значение время, в какое живет человек, для формирования характера?
- Какой отпечаток наложили события того времени на характеры и жизнь главных героев?
- Кого из ребят мы можем назвать главными героями?
- Что вы узнали о жизни главных героев?
3. Проверка домашнего задания:
а) Инсценировка эпизода.
Учитель.
- Такими ли вы представляли главных героев?
- Удалось ли ребятам передать характер, чувства главных героев?
б) Иллюстрирование, выставка рисунков.
- К каким эпизодам относятся данные рисунки?
- Краткий пересказ фрагментов текста, соответствующих рисункам.
в) Чтение лучших сочинений.
4. Самостоятельная работа. Характеристика главных героев (слайд№7-примерный план характеристики героя).
- Первый вариант- характеристика Светы.
- Второй вариант-характеристика Леньки.
5. Обобщение по ответам учащихся.
- Как относится автор к главным героям? Аргументируйте свой ответ.
- О каких понятиях нравственности рассказал нам автор?
6. Итог урока.
- Что значит быть великодушным человеком?
- Кого из ребят можно назвать великодушным человеком?
- Как вы думаете, с какой целью написал автор это рассказ?
- Какие вопросы вы хотели бы задать автору?
7. Домашнее задание.
Написать сочинение «Светкина мечта».
Творческое индивидуальное задание для сильных учащихся: взять интервью у своих бабушек и дедушек об их детстве.