Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Цели:
- воспитательные: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД
- образовательные: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова “Крестьянские дети” как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;
- развивающие: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Используемые материалы: презентация , учебник, раздаточный материал
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н.А. Некрасов
1. Орг. момент
Приветствие. Мотивация урока.
- Рады слышать мы звонок
Начинается урок
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять (1 мин)
2. Эмоц. настрой на урок. Фронтальный опрос
- Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Вы сегодня будете исследователями.
- Что значит – провести исследование? (фронт. опрос) 2мин
- Какова структура исследования?(2 мин)
3. Определение структуры исследования (урока)
- Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)
Чтение слайда 1 (презентация)
- Объект исследования;
- Тема исследования;
- Проблема исследования
- Цель исследования
- Гипотеза
- Задачи
- Практическая часть
- Итоги работы
- По ходу урока мы будем заполнять дневник исследователя (приложение )
4. Определение объекта исследования.
- Посмотрите на доску (слайд 2). Портрет какого поэта вы видите перед собой? С каким произведением Некрасова мы знакомились на прошлом уроке? (1 мин) (фронт. опрос) Из этого стихотворения я взяла строки в качестве эпиграфа
5. Определение темы исследования и урока (3 мин)
Работа с эпиграфом к уроку.
- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов (слайд 3)
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- К кому обращается Николай Алексеевич? Что же будет объектом исследования? (заполним наши листочки)
- Что Николай Алексеевич пишет нам во второй сроке? Какое слово будет ключевым на сегодняшнем уроке?
- Какую тему мы будем рассматривать на уроке? (фронт. опрос)
“Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова “Крестьянские дети” (слайд 4)
- Знаете ли вы произведения о детях, читали ли вы их. (фронт. опрос) (2 мин)
- Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”. Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения и анализа стихотворения.
6. Проблема исследования.
- Почему Некрасов обращается к данной теме? (фронт. опрос)
- Это и есть проблема нашего исследования (узнать, как показывает поэт в своем стихотворении детство крестьянских детей)
7. Определение цели исследования.
- А вам хотелось бы взглянуть на жизнь крестьянских детей глазами Н.А. Некрасова? Это будет цель нашего исследования. (фронт. опрос) (3 мин)
8. Гипотеза.
- Проблему, над которой нам предстоит работать, мы выяснили, определили цель, а теперь вернемся к ключевому слову “детство”. Каким вы видите свое детство? Попробуйте подобрать ассоциации к данному слову, составить кластер. Поработайте в парах (3 мин)
- К нашему кластеру мы вернемся еще в конце урока (фронт. опрос) (3 мин)
9. Задачи исследования (2 мин)
- Можете ли вы сравнить свое детство с детством крестьянских детей?
- Что мы должны для этого сделать? Это и есть задачи нашего сделать? Это и есть задача нашего исследования.
Физминутка ( 2 мин)
Мы с вами хорошо поработали, а теперь отдохнем.
10. А теперь мы поработаем в группах. Задание перед вами на партах.
(3 мин на подготовку)
1-я группа.
Задание. Рассмотрите картины А.Г.Венецианова “Крестьянские дети в поле”, “Гумно”, “Жатва”, картины В. Перова “Тройка” и В.Е.Маковского “Игра в бабки” и ответьте на вопросы:
1. Что объединяет произведение Некрасова “Крестьянские дети” и картины русских художников?
2. Что вы можете сказать по картинам о жизни, быте крестьянских детей?
3. Какие из данных картин вы можете выбрать в качестве иллюстраций к стихотворению?
(слайды 5-10)
2-я группа.
Задание. Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием “Детская комедия”.
1.Чем это произведение похоже на комедию?
2. Как автор относится к детям? Какие слова он использует для этого? Найдите их в тексте и выделите.
(слайд 11)
3-я группа.
Задание. На примерах одного из героев стихотворения, выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?
2.Кто является примером для крестьянских детей?
(слайд 12)
7 мин на выступление
11. Итог урока.
- Итак, давайте подведем итог. Вернемся к началу урока к нашему эпиграфу.
- Обратите внимание на выражение “красное детство”
(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство).
Вот таким вы изобразили детство в начале урока (1 мин)
- Изменились ли ваши впечатления о детстве? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова? Посмотрим. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Поработайте в группе, на лучах солнца напишите о детстве крестьян, прикрепите их к доске. Составим кластер “Детство глазами Некрасова” (2 мин)
(слайд 13)
(групповая работа) Вы видите различия? Все ли совпадает?
12. -Продуктом нашего исследования стал кластер, но он может быть различным.
13. Дом. задание (по выбору) (слайд 14)
14. Рефлексия.
- Почувствовали ли вы себя исследователями? Получилось ли наше исследование? Смогли ли мы ответить на вопрос?
- Вернемся к нашей структуре исследования. А пригодиться ли она вам, можем ли мы ее использовать еще где-то?
- Мы сегодня работали в группах и парах. Попробуем оценить себя. Заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах.
I. Оцените работу своей группы
II. Оцените свою работу
1 .В группе я работал активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3. Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен