Цели урока:
- познакомить учащихся с поэтическими шедеврами на тему любви, с адресатами интимной лирики русских поэтов;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- воспитывать художественный вкус, интерес к русской классической поэзии.
Оборудование: презентация “Адресаты интимной лирики русских поэтов 19-20 веков”, CD-диски с записями музыки; для внеклассного мероприятия – скатерти на столах, подсвечники со свечами, на стенах выполненные учащимися контурные рисунки танцующих пар, кавалеров и дам в вечерних платьях.
Тип урока: нетрадиционный - литературно-музыкальная композиция в литературной гостиной.
Двое учащихся встречают гостей словами: “Здравствуйте! Мы очень рады вас видеть” и раздают программу литературного праздника. Пока входят гости, звучит музыка (возможно, вальс А.Грибоедова; В. Свиридов, к к/ф “Метель”; Д.Шостакович, романс из к/ф “Овод”). Одна-две пары танцуют вальс.
1-й ведущий:
Дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашей литературной гостиной. Сегодня мы говорим о поэзии сердца, о героях любовной лирики, о тех, кто вдохновлял русских поэтов 19-20 веков на создание шедевров, чьи имена нам так же известны и дороги, как имена поэтов.
2-й ведущий:
Любовь – чувство постоянное или преходящее? Любовь приносит счастье или боль и муку? Можно ли лирического героя любовной лирики отождествлять с поэтом и изучать по стихам его биографию? Насколько образ лирической героини соответствует адресату послания? Сегодня мы будем искать ответы на эти вопросы.
На экране портреты А.С.Пушкина и А.А.Олениной. Презентация, слайд №2.
1-й гость:
Тогда, в ушедшей юности поэта, в городском доме Олениных и на даче их в Приютино мелькало что-то маленькое, светлое, нежное – дочка Олениных, Анечка, Анет. А теперь Пушкин увидел двадцатилетнюю красавицу- фрейлину, умную и блестящую, в альбом которой лучшие русские поэты спешили записать свои восторги. Слайд №3.
Увидел, вспыхнул, загорелся – влюбился. Это было серьезно, хотя даже близкие друзья не очень-то в это верили, вот и Петр Вяземский рассказывал жене: “Девица Оленина – довольно бойкая штучка; Пушкин называет ее “драгунчиком” и за этим драгунчиком ухаживает”. Презентация, слайд №4.
2-й гость:
Князь Петр Андреевич был не прав. Любовные стихи – дневник души – вытесняли виселицы и мрак. То вспоминались ее глаза:
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!
То он отводит руку художника от себя, показывая подлинный предмет художества:
Рисуй Олениной черты,
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений…
Даже обмолвка ее, когда она нечаянно сказала Пушкину “ты”, рождает стихи (читает стихотворение “Ты и вы”).
1-й гость:
А что же она, этот “драгунчик”, эта прелестница, как она относится ко всему происходящему? Иногда в дневниках она писала, не удивляйтесь, о себе в третьем лице.
Из дневника Олениной:
“Однажды на балу у графини Тизенгаузен-Хитрово Анета увидела самого интересного человека своего времени и выдающегося на поприще литературы: это был знаменитый поэт Пушкин. Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был виден в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его.
Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам. Анета соединяла с посредственной внешностью две вещи, у нее были глаза, которые порой бывали хороши, порой глупы. Но ее нога была действительно очень мала. Пушкин заметил это преимущество, и его жадные глаза следили по блестящему паркету за ножками молодой Олениной…
Она тоже захотела отличить знаменитого поэта; она подошла и выбрала его на один из танцев; боязнь, что она будет осмеяна им, заставила ее опустить глаза и покраснеть, подойдя к нему”.
2-й гость:
Он влюблен, ей же только льстит, что гений припал к ее ногам. Хотя, впрочем, его буйная неземная страсть, видно, все-таки отчасти передалась и ей: не любила, но уже не была равнодушной. А в душе поэта тоска и предчувствие конца, загнанность и любовь. Жизнь как дар “напрасный и случайный” и “глаза Олениной моей”, а без этого – как выжить? “За Нетти сердцем я летаю”, - скажет он и напишет на полях рукописи, что называется, бездумно, неосознанно – минуя осторожности разума: “Анета Пушкина”. Душа решила так, он покорился и сделал предложение.
1-й гость:
Такой милый, такой добрый, почти родной дом Олениных и полный, яростный отказ матери Анет, Елизаветы Марковны. Вчера опальный поэт, ныне входящий в славу и моду, которому покровительствовать обещался государь – это одно; но родственник, но муж дочери, фрейлины императрицы – совсем другое.
Из дневника Олениной: “Пушкин делал мне предложение. Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат”.
2-й гость:
Не будем осуждать Анет, не будем делать поспешных выводов: вот, мол, какая, богатство ей подавай! Просто не любила, что тут поделаешь: невстреча.
1-й гость:
А он переживал, страдал. С его-то гордостью отказ получить! Не мог не понимать причины: Алексей Николаевич был в комиссии, разбирающей дело о “Гаврилиаде”. Но это родители, их долг быть осторожными, но она… Устранилась… Затихла… Спряталась за широкую мамину спину…
2-й гость:
Он не бывает у Олениных, замкнулся, несколько месяцев молчит. Чуть было не выводит Оленина в дурном виде в “Онегине”, но запрещает себе это. Душа же работает, стонет, переплавляет удар – во что? Сейчас мы знаем эти строки наизусть, но подумайте – более ста восьмидесяти лет назад их еще не было, и, значит, не было огромнейшей части нашей души, наш духовный потолок был гораздо ниже, чем после выстраданности этих строк. Презентация, слайд №2.
Звучит музыка романса А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина “Я вас любил…”.
1-й чтец декламирует стихотворение А.С.Пушкина “Я вас любил…”.
1-й гость:
Какое благородство и деликатность обнаруживает герой, желая, чтобы “другой” любил женщину так же искренно и нежно, как он, благодарен героине даже за “безмолвную” любовь, любовь без признанья. К возлюбленной он относится бережно, верит: она вновь будет любима.
2-й гость:
И уж неважно, Олениной ли посвящены эти строки, другой ли, но дело в том, что душа, сжавшаяся поначалу от ошеломляющего удара, вгляделась в себя и не месть нашла в неразделенности чувства, а пожелания счастья. Только любовь могла породить это. Ну что ж, что не свершилось. Любовь всегда права, она бывает неразделенной, но не бывает несчастливой: разве не счастье обнаружить в себе такое?
1-й ведущий:
Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она выведена за пределы быта, житейской прозы. Интимная лирика поэта – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В стихах о любви мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое “разыскание”, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин-поэт боготворил женщину. Вот почему герой стихотворения “Я вас любил…” так великодушен, так благороден.
2-й ведущий:
В интимной лирике Пушкина создан женский образ, который можно охарактеризовать как идеал поэта. Он лишен конкретного плотского выражения и поражает своей всепобеждающей вечной красотой, неземной чистотой, высоким благородством. Очевидно, что идеальный образ женщины в лирике Пушкина является идеалом духовным.
На экране портреты М.Ю.Лермонтова и В.А.Лопухиной. Слайд №5.
3-й гость:
В конце лета 1829 года Елизавета Алексеевна Арсеньева с единственным внуком Мишелем Лермонтовым поселилась в просторном деревянном особняке на Малой Молчановке. Рядом на Большой Молчановке жило семейство Лопухиных, родственное в отдаленной степени бабушке Лермонтова. Алексей Лопухин и его сестры стали ближайшими друзьями поэта.
4-й гость:
С младшей дочерью Лопухиных – Варей Лермонтов познакомился гораздо позже, чем с остальными детьми Лопухиных – в ноябре 1831 года, когда был уже студентом 2-го курса Московского университета. Варенька вплоть до поздней осени 1831 года жила вместе с матерью в тульском имении Лопухиных. Маленьких детей родители не спешили перевозить в город, а Варя была самой младшей в семье.
3-й гость:
Троюродный брат Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей, живший в Москве вместе с поэтом, пишет в биографическом очерке о Лермонтове: “Будучи студентом, он был страстно влюблен, но не в мисс Блэк-айз (Черноокую – Екатерину Сушкову) и даже не в её кузину ( Евдокию Ростопчину ), а в молоденькую, милую, умную и, как ясный день, в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласковый взгляд и ясную улыбку…”. Слайд №6.
Вот какой предстаёт возлюбленная поэта:
2-й чтец декламирует стихи Лермонтова “Она не гордой красотою…”. Слайд №5.
4-й гость:
Вынужденный уехать в Петербург для обучения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Лермонтов переписывался не с Варей, а с самой старшей из сестер Лопухиных – Марией. Этикет позволял переписку между юношей и барышней, которые по возрасту могли бы быть женихом и невестой, только если они уже официально помолвлены (заметим, студентам и воспитанникам военных училищ запрещалось вступать в брак вплоть до окончания учебы ). А потому всё, что Мишель хотел сообщить Варе, он писал ее старшей сестре. Мария Александровна прекрасно понимала это и, получив послание, бежала с ним к младшей сестренке – читать вместе.
3-й гость:
В рождественские праздники 1834-1835 годов Михаил Юрьевич спас Алексея Лопухина от женитьбы на Екатерине Сушковой, сам притворившись ее горячим поклонником. Против этого брака были сестры Алексея и их кузина Саша Верещагина: все считали Сушкову эгоистичной, вовсе не любящей Алексея, а готовой на брак с ним “по расчету”.
4-й гость:
Но игра в страстное увлечение Сушковой обернулась для Михаила Юрьевича бедой: Варенька, узнав о романе между ним и мисс Блэк-айз, с отчаянья вышла замуж весною 1835 года. А поэт не забыл свою подругу московской юности, посвятил ей новую редакцию поэмы “Демон” и подарил в 1838 году с грустным посвящением любимой и уже три года назад потерянной для него Вареньке.
3-й гость:
По словам Шан-Гирея, чувство Лермонтова к В.А.Лопухиной “было… истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей”.
Исполняется романс А.Петрова “Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…” из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово”. На экране фото М.И.Цветаевой и С.Я.Эфрона. Слайд №7.
5-й гость:
“Они встретились – 17-тилетний и 18-тилетняя - 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них, все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее, зеленных, - вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который чудом уцелел и по сей день”. (Из воспоминаний дочери М.И.Цветаевой Ариадны Сергеевны Эфрон). Слайд №8.
6-й гость:
После этой встречи навсегда соединились их жизни. С первой встречи и до трагического дня в августе 1941 года Сергей Эфрон становится романтическим героем поэзии Цветаевой.
3-й чтец декламирует стихотворение М.И.Цветаевой “Я с вызовом ношу его кольцо!..”.
5-й гость:
Перед нами романтический портрет, это не описание внешности, а портрет-впечатление, эмоциональное восприятие. Героиня воспринимает возлюбленного как рыцаря ( “лицо подобно шпаге” ), он красив, загадочен, благороден. В стихотворении предугадана судьба героя. Есть два пути: такие либо слагают стансы – становятся поэтами, либо становятся мучениками, страдальцами – идут на плаху. И в том и в другом – высокое предназначение, жизнь как подвиг. Слайд №9.
6-й гость:
Сергей Эфрон поэтом не стал, хотя стихи писать пробовал, но сполна изведал путь мученика. С 1917 по 1920 годы Эфрон – офицер белой армии. Верность присяге, вскоре возникшее чувство обреченности “белого движения” уводят его скорбным, тернистым путем через Константинополь – в Чехию и Францию. И Марина сделала свой выбор – она на стороне белого движения, святость которого видела в защите отечества. Это был выбор женщины, любящей своего мужа.
Исполняется испанский танец.
Звучит музыка из оперы Ж.Бизе “Кармен”. Слайд №10.
7-й гость:
В театральном сезоне 1913-1914 года на сцене петербургского театра музыкальной драмы ставили оперу Жоржа Бизе “Кармен”. В роли Кармен – Любовь Александровна Андреева-Дельмас, обратившая на себя внимание талантливым исполнением партии Карменситы. Встреча и знакомство с этой оперной актрисой произвели на Александра Блока огромное впечатление. Слайд №11.
8-й гость:
Кармен – олицетворение любви, сама любовь, страстная и нежная, обещающая блаженство и увлекающая, и “кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат грудь перед явленьем Карменситы”.
7-й гость:
Тогда Любовь Александровна не участвовала в спектакле и находилась в зрительном зале. Все, что происходило на сцене, испытывал, сидя в зале, влюбленный поэт: “О, не глядеть, молчать – нет мочи, сказать – не надо и нельзя…”. Голос же на сцене пел: “Ценою жизни ты мне заплатишь за любовь”.
8-й гость:
Итогом сердечных переживаний стал цикл стихов “Кармен”. Образ актрисы, как признавался поэт, “дорогой навек”, слился в творческом воображении с Кармен – символом любви. В память о встречах с Л.А.Дельмас Блок бережно хранил сувениры (ветки вербы, ячменные колосья, розы). Слайд №10.
4-й чтец декламирует стихотворение А.Блока “О да, любовь вольна, как птица…”.
Исполняется песня М. Фрадкина на слова Н.Доризо “Как на свете без любви прожить…”.
На экране фото А.А.Ахматовой и И.Берлина. Слайд №12.
9-й гость:
“Любви все возрасты покорны”, - сказал поэт. Последняя любовь Анны Андреевны Ахматовой вылилась в цикл “Полночные стихи”.
10-й гость:
Цикл “Полночные стихи” родился в Комарове, дачном поселке под Ленинградом, на берегу Финского залива. Под стихами Ахматова поставила: март-сентябрь 1963 года, под послесловием- 1965. А началось все осенью 1945 года. Ей было тогда 56 лет.
9-й гость:
Случайно, а может быть, и не без помощи заинтересованных лиц к ней в гости – в Фонтанный Дом – попал будущий герой ее “Полночных стихов”. Она сразу почувствовала, что Он дарован ей Судьбой, Но, как ни парадоксально, предположила: с ним “горчайшее суждено”. А может быть, и погибель…
Но не первую ветвь сирени,
Не кольцо, не сладость молений –
Он погибель мне принесет.
10-й гость:
Как странно… Эта встреча казалась ей “страшным праздником мертвой листвы”. Был ноябрь, поздняя осень. Так кто же был этот Герой? Слайд №13.
9-й гость:
Англичанин Исайя Берлин. Историк литературы, философ, профессор Оксфорда. Родился в Риге и несколько лет прожил в Петербурге. Человек необычайно образованный, любящий русскую поэзию.
10-й гость:
“Гостем из будущего” назвала его Ахматова. Почему? Триумф ее мысли и интуиции в том, что она предсказала свое будущее, достаточно трагическое.
5-й чтец декламирует стихи:
Как у облака на краю,
Вспоминаю я речь твою,
А тебе от речи моей
Стали ночи светлее дней.
Так, отторгнутые от земли,
Высоко мы, как звезды, шли.
Ни отчаянья, ни стыда
Ни теперь, ни потом, ни тогда.
Но, живого и наяву,
Слышишь ты, как тебя зову.
И ту дверь, что ты приоткрыл,
Мне захлопнуть не хватит сил.
9-й гость:
Летом 1945 года Исайя Берлин, сотрудник британского посольства в Вашингтоне, был переведен на несколько месяцев в Москву. С трудом осенью получил он разрешение властей провести два дня и две ночи в Ленинграде. Приехав, остановился в гостинице “Астория” и тотчас же отправился в лавку писателей на Невском. О ней он был наслышан еще в Лондоне. Здесь-то и узнал, что гениальная Анна Ахматова, казавшаяся ему тогда тенью из прошлого, жива. Слайд №12.
10-й гость:
Итак, Исайя Берлин входит во двор дома Шереметевых, поднимается по мраморной лестнице на верхний этаж. Ее квартира… Навстречу ему медленно встает стройная дама с наброшенной на плечи белой шалью. Подает ему руку, чуть улыбается. И вдруг он слышит, что звучит музыка: это она начала читать стихи. Ахматова рассказывает о своей жизни: о свадебном путешествии в Париж с Николаем Гумилевым, о встречах с поэтами Серебряного века. Остановилась. Стала рассказывать о 1937-1938 годах, когда муж и сын сидели в тюрьмах. Потом замолчала, раздумывая, поймет ли собеседник ее “Реквием”. Она жаждала высказаться. А он понимал ее, не только речь, но и паузы, и интонации, и слезы, и юмор, и высоту духа…
Звучит музыка романса “Ты меня на рассвете разбудишь…” из рок-оперы А.Рыбникова “Юнона” и “Авось”.
Чтец:
Меж сосен метель присмирела,
Но, пьяная и без вина,
Там, словно Офелия, пела
Всю ночь нам сама тишина.
А тот, кто мне только казался,
Был с той обручен тишиной,
Простившись, он щедро остался,
Он насмерть остался со мной.
9-й гость:
Эта роковая встреча с И.Берлиным круто изменила и без того трудную жизнь Ахматовой. Против нее была поднята недостойная компания лжи и клеветы. В августе 1946 года состоялось идеологическое совещание, на котором Жданов выступил с публичным разносом творчества Ахматовой. Последовало постановление о журналах “Звезда” и “Ленинград”. Анну Ахматову исключили из Союза писателей, следовательно, лишили ее карточек (а в то время это означало обречение на голодную смерть), несколько лет ее не печатали, выгоняли из квартиры знаменитого дома на Фонтанке. Но она выстояла. Мужество ее было поразительным.
10- гость:
Анна Ахматова была поэтом, как никто в XX веке воспевшим любовь, но ей самой пришлось отказаться от этого большого чувства во имя другой любви – к сыну. Летом 1956 года И.Берлин приехал в Москву и очень хотел с ней увидеться. Но встреча не состоялась, потому что Ахматова боялась за сына, только что вернувшегося из ссылки. Она боялась даже телефонных звонков.
9-й гость:
Ахматова раскрыла философскую суть последней, поздней любви, когда вступает в действие то, что больше самой реальной сущности человека: дух, душа. Она раскрыла уникальное совпадение двух личностей, двух душ, которые не могут соединиться.
Звучит музыка А. Рыбникова из рок-оперы “Юнона” и “Авось”.
1-й ведущий:
Дорогие друзья! Заканчивается вечер в литературной гостиной, где сегодня звучали стихи русских поэтов о любви. Как вечна сама жизнь, так будет вечна любовь, которую воспевают поэты.
2-й ведущий:
Все, что произвела на свет любовь, будь то ребенок или шедевр мастера, - всегда прекрасно. И в этом великая тайна любви, которую нам, смертным, суждено разгадывать до конца своих дней.
Использованная литература
1. Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Сочинения в 2-х т. – М.: Художественная литература, 1986.
2. Блок А.А., Маяковский В.В., Есенин С.А. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1991.
3. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента.- М.: Высшая школа, 2005.
4. Губер П. Дон-жуанский список А.С.Пушкина. – Харьков: Дельта, 1993.
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века.11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
6. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2003.
7. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х т. – М.: Правда, 1990.
8. Марина Цветаева. Избранные сочинения в 2-х т. – М.: Литература,1998.
9. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение,1991.
10. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. – М.: Художественная литература, 1985.
11. Спутницы Пушкина. По книге В.Вересаева “Спутники Пушкина”. – М.: Профиздат, 2007.