Цели:
- Обучающая: научить выделять сюжетные линии в романе определять их стилевые особенности, изучить роль хронотопа.
- Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, умение работать с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом.
- Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (см. Приложение) составленная учителем и учениками, опорная схема, выполненная учителем.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты: учащиеся через определение сюжетных линий романа открывают особенности его хронотопа, игру писателя со временем и пространством , через сравнение трех миров в произведении постигают философское звучание темы борьбы добра и зла, открывают красоту и значимость словесного мастерства писателя.
Ход урока
I. Организация класса (Вводная часть)
Приветствие, сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы: Актуальна ли проблема добра и зла в русской литературе?
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальный опрос-беседа по вопросам домашнего задания:
– Какие проблемы в романе М.А. Булгакова становятся главными? (Нравственный выбор, борьба добра со злом, ответственность и наказание).
– Как определены понятия “добра” и “ зла” в толковом и философском словарях?
– Как в вашем учебнике по литературе дается трактовка идеи добра по учению немецкого философа И.Канта?
– Какие три сюжетные линии можно выделить в романе? Прокомментируйте, связаны ли они главными проблемами.
III. Постановка проблемы
– Где можно найти решение поставленных проблем в романе? (В позиции автора, т.е, в его отношении к художественному миру, который он создал в романе, в художественных средствах изобразительности, которые он избирает).
IV. Изучение новой темы
1. Слово учителя. Демонстрация слайдов презентации. (См. Приложение)
Как мы выяснили, роман “Мастер и Маргарита” имеет три сюжетных линии, композиция его необычайна и сложна. Исследователи находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Проследим, как решается проблема борьбы добра и зла в каждой сюжетной линии.
2. Организация работы в группах.
Всего 4 группы. Всем учащимся розданы опорные схемы, которые нужно заполнить.
1-я группа: наблюдение над хронотопом. Ученики определяют два пласта времени (эпохи Иисуса Христа; Москва 20-х годов – игра со временем: место событий – Ершалаим, Иудея, Москва – игра с пространством: герои фантастически быстро перемещаются в пространстве)
2-я, 3-я, 4-я группы: учащиеся работают с текстом и заполняют опорные сигналы в схеме, создавая опорный конспект. Делают выводы о позиции автора в решении проблемы борьбы добра со злом в каждой сюжетной линии.
2-я группа – “Понтий Пилат и Иешуа”
3-я группа – “Воланд и его свита”
4 группа – “Мастер и Маргарита”
V. Подведение итогов работы
Каждая группа представляет результаты работы, учитель или ученик – ассистент сопровождает их сообщения слайдами презентации. Во время отчета групп все учащиеся заполняют опорные сигналы в схеме.
Результаты работы групп завершаются проблемными вопросами: что же освещает путь к истине, к истине, которая волнует автора и главных героев романа? (Добро, свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь). Демонстрация последнего слайда презентации с эпизодом из х/ф “Мастер и Маргарита”.
VI. Закрепление знаний
Фронтальный опрос:
- Можно ли назвать тему борьбы добра и зла в романе вечной темой?
- Ваша позиция читателя совпадает с позицией автора романа “Мастер и Маргарита”?
VII. Подведение итогов
Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
“Написать сочинение-миниатюру на тему: “Какой бы я изобразил(а) Маргариту на портрете”.
Используемая литература
- Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и другие.- М.: Дрофа
- Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998.
- Русская литература ХХ века. 11 кл.: Методические рекомендации для учителя. / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, Н.С. Выгон и др.; – М.: Дрофа, 2002.
- Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Издательство Саратовского университета, Самарский филиал, 1991.
- Дневник Елены Булгаковой. – М.: Издательство “Кн. Палата”, 1990.