“Да нет…скажите… неужели в самом
деле вы никогда не любили настоящей любовью,
которая…ну, которая…словом…святой, чистой,
вечной любовью…неземной … Неужели не любили?”.
А.Куприн. “Гранатовый браслет”.
“Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире”.
А.Куприн. “Гранатовый браслет”
Цели:
- исследование мастерства А.Куприна в изображении мира человеческих чувств, определение автором значения такого чувства, как любовь, в жизни человека;
- развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания, культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения;
- создание условий для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование ценностного отношения к поставленной проблеме;
- воспитание понятия о любви как великой и вечной духовной ценности человека, о ее влиянии на жизнь человека.
Задачи.
Ученики:
1) совершенствуют навыки анализа художественного текста;
2) выделяют главные, существенные моменты в развитии действия, определяют их роль в раскрытии темы и идеи произведения;
3) работают над семантикой слова в контексте произведения, определяют роль художественной детали;
4) соотносят свои рассуждения по предложенной теме с текстом произведения;
5) формулируют самостоятельные выводы по результатам анализа;
6) вырабатывают собственное отношение к событиям и героям рассказа, приводя аргументы из текста и из жизни.
Место урока в изучении темы: второй урок изучения рассказа А.Куприна “Гранатовый браслет”.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.
Конспект урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Презентация |
Этап 1 урока. Организационный. (1 минута) | ||
Цель этапа: - создание благоприятной психологической атмосферы урока, позволяющей учащимся настроиться на учебный ритм урока. Деятельность № 1 - Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. |
Цель этапа: - демонстрация готовности к учебной деятельности. Деятельность № 1 - Ученики отвечают на приветствие учителя, готовят. |
|
Этап 2 урока. Ориентировочно-мотивационный.. (1 минута) | ||
Цель этапа: - подготовка учащихся к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, проверка готовности к восприятию новой информации. Деятельность № 2 -Учитель предлагает вспомнить о результатах работы над произведением на предыдущем уроке. |
Цель этапа: - демонстрация учениками знания текста, воспроизведение результатов анализа его художественной структуры, сформулированных на предыдущем уроке. Деятельность № 2 -Ученики называют виды аналитической работы с текстом на предыдущем уроке. |
|
Этап 3 урока. Целеполагающий. (3 минуты) | ||
Цель этапа: -формулирование
посредством деятельности учащихся темы урока,
целей и задач урока, прогнозирование ожидаемых
результатов. Деятельность 3 - Учитель обращает внимание учеников на эпиграфы к уроку и предлагает выделить “ключевое” слово, объединяющее две цитаты. - Учитель просит учеников определить главную тему рассказа, сформулировав, таким образом, и тему предстоящего урока, и записать её в тетрадь. |
Цель этапа: - определение и формулирование темы урока, целей и задач урока. Деятельность 3 - Ученики определяют “ключевое” слово – “любовь”. - Ученики называют главной тему любви, формулируя тему урока. - Ученики записывают в рабочую тетрадь дату, тему урока. |
Слайд № 2 Эпиграфы к уроку Слайд № 1 Тема урока |
Деятельность № 4 - Учитель предлагает сформулировать цели и задачи урока. |
Деятельность № 4 - Ученики формулируют цели и задачи урока. |
Слайд № 2 Эпиграфы к уроку Слайд № 3 Цели урока |
Этап 4 урока. Операционно-исполнительный.(35 минут) | ||
Цели этапа: - развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; -развитие умения грамотного использования текста для аргументированного рассуждения; - развитие умения культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения. Деятельность № 5 - Учитель предлагает ученикам обратиться к завязке рассказа (получение главной героиней рассказа Верой Николаевной письма на день рождения и подарка, гранатового браслета). Кто прислал подарок? Знаем ли мы что-то об этом человеке? Сколько лет этой истории? |
Цели этапа: - совершенствование навыков аналитико-исследовательской работы по тексту ; - совершенствование умения подбирать материал из текста по предложенной теме; - совершенствование умения культуры связной устной речи, навыков выразительного чтения. Деятельность № 5 - Ученики отмечают, что читатели ничего не знают о приславшем подарок, но по определению Веры “это – тот”, по анекдотической версии этих отношений, изложенных в альбоме мужа Веры, узнают, что история о “влюблённом телеграфисте” известна всем членам семьи. |
|
Деятельность № 6 - Ученикам предлагается ответить на вопрос: считают ли члены семьи Веры отношение к ней “влюблённого телеграфиста” настоящей любовью? (По результатам домашнего задания.) |
Деятельность № 6 - Ученики зачитывают сделанные дома записи и формулируют промежуточные выводы. |
|
Деятельность № 7 - Ученикам предлагается ответить на вопросы: когда в рассказе возникает разговор о настоящей любви? Деятельность № 8 - Учитель предлагает ученикам вернуться к первому эпиграфу и обратить внимание на синтаксическое оформление фразы. Как особенности синтаксиса помогают раскрыть смысл этой фразы в контексте? |
Деятельность № 7 - Ученики отмечают, что разговор о настоящей любви возникает на дне рождения у Веры. Деятельность № 8 - Ученики обращают внимание на обилие многоточий, на то, что слова, определяющие понятие “настоящая любовь”, подбираются с трудом. |
Слайд № 3 Эпиграфы к уроку |
Деятельность № 9 - Учитель предлагает ученикам выписать в тетрадь те определения, с которыми связано понятие “настоящая любовь”. Деятельность № 10 - Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов: почему вопрос о настоящей любви задан Аносову? Имеет ли он представление о том, какой должна быть настоящая любовь? Деятельность № 11 - Ученикам предлагается ответить на вопрос: настоящая любовь, по мнению Аносова – какая она? Для ответа предлагается поработать с текстом и продолжить записи в тетради. - Учитель по результатам проверки записей выводит “формулу” любви: Любовь = трагедия - Есть ли в выписанном ряду ещё одно слово, которое мы привычно связываем с трагедией? Почему? Деятельность № 12 - Ученикам предлагается доказать, что у Аносова иная шкала ценностей. - Учитель обращает внимание учеников на то, что слова “трагедия” и “радость” оказываются в одном смысловом ряду, а значит, оба на равных входят в “формулу” любви. Любовь == трагедия Любовь == радость Трагедия == радость(?) Деятельность № 13 - Учитель предлагает ученикам прослушать первые такты музыки. Что это за музыка? Когда и где возникает в сюжете тема сонаты Бетховена? - Учитель обращает внимание учеников на то, что D-dur – это Ре-мажор, а мажор – светлый, “радостный” музыкальный лад. |
Деятельность № 9 - Ученики работают с текстом первого эпиграфа, выписывая определения в тетрадь, зачитывают их. Деятельность № 10 - Ученики отвечают, что автор показывает нам Аносова мудрым человеком, знающим жизнь, достойным того, чтобы к его мнению прислушались не только герои рассказа, но и мы, читатели. Деятельность № 11 - Ученики работают с текстом, делают записи в тетради, зачитывают записанное. - Ученики выделяют слово “смерть”. Смерть – всегда трагедия, так как жизнь – самое ценное, что есть у человека. Деятельность № 12 - Ученики находят слова Аносова и зачитывают их. - Ученики называют слово “радость”. Деятельность № 13 - Ученики отвечают, что сонату Бетховена D- dur Желтков “завещает” Вере как память о себе. |
Слайд № 3 Эпиграфы к уроку Слайд № 4 Настоящая любовь - какая? Слайд № 5 Настоящая любовь – какая? (Аносов) Слайд № 6 Цена любви (по Аносову) Слайд № 7 Слайд № 7 (аудиозапись сонаты Л.В.Бетховена D-dur) Слайд № 8 (мажор) |
Деятельность № 14 - Учитель предлагает ученикам вернуться к сюжету рассказа и ответить на вопросы: в какой главе мы встречаемся с Желтковым? Даёт ли автор перед встречей с героем возможность высказаться ему самому? Деятельность № 15 - Учитель предлагает обратиться к тексту письма и сформулировать отношение к личности Желткова, подтверждая своё мнение примерами из текста. |
Деятельность № 14 - Ученики отвечают, что Желтков появляется перед нами в Х главе, в сцене разговора с ним мужа и брата Веры Николаевны. Автор предварительно даёт нам возможность представить Желткова через отношение к нему и его чувствам других героев . Деятельность № 15 - Ученики формулируют своё мнение, опираясь на текст: Желтков бережно, нежно, почтительно относится к Вере, он скромен, тактичен, его чувства искренни. |
|
Деятельность № 16 - Учитель обращает внимание учеников на слова Желткова из письма: “нет права”, “нет тонкого вкуса”, “нет денег”. К какому известному нам литературному типу мы можем отнести героя с такой характеристикой? Деятельность № 17 - Учитель предлагает ученикам вернуться к кульминационному эпизоду – разговору Желткова с пришедшими мужем и братом Веры - и ответить на вопросы: в какой момент и почему меняется ход разговора и поведение главного героя? Каким вдруг предстаёт перед нами Желтков? Как автор развивает тему “маленького человека”? Деятельность № 18 - Учитель предлагает найти в тексте и зачитать слова Василия Львовича о своём новом отношении к чувству Желткова. Какие “ключевые” слова нашего урока звучат в этой фразе? - Учитель обращает внимание учеников на то, что слово “трагедия” звучит в новом контексте. Ученикам предлагается определить этот контекст и объяснить, как меняется наше понимание смысла слова “ трагедия” в этом случае. Деятельность № 19 - Учитель предлагает ученикам рассмотреть иллюстрации портрета Желткова и определить, какой из них наиболее точно передаёт их представление о герое. |
Деятельность № 16 - Ученики называют тип “маленького человека”, подтверждая своё мнение доказательствами из текста: невысокий социальный статус героя, бедность обстановки, смешная фамилия,- отмечают особенности внешности героя, “говорящие” детали одежды, его мимику, жесты. Деятельность № 17 - Ученики отмечают, что автор “распрямляет” своего героя, придавая его образу значительность и глубину (помогают детали: имя героя – Георгий (Победоносец), сравнение его лица в гробу с лицами Наполеона и Пушкина). - Ученики делают вывод: автору важно показать, что большое чувство делает “маленького человека” “большим”. Деятельность № 18 - Ученики находят в тексте слова Василия Львовича, зачитывают их и выделяют два “ключевых” слова: “любовь” и “трагедия”. - Ученики находят словосочетание “трагедия души” и делают вывод: первоначально слово “трагедия” мы связывали с понятием “физическая смерть”. Новый контекст поднимает это слово на иную высоту, придаёт ему иной масштаб. Тело человека смертно, но бессмертна душа. Деятельность № 19 - Ученики знакомятся с иллюстрациями к рассказу и формулируют собственное мнение, аргументируя его. |
Слайд № 2 Эпиграфы к уроку Слайды № 9, 10 Иллюстрации к рассказу |
Деятельность № 20 - Учитель отмечает, что жизнь главного героя окончилась трагически: он погиб, и предлагатет ученикам поразмышлять над вопросами: а могло ли всё закончиться иначе? Возможна ли была любовь без трагедии? |
Деятельность № 20 - Ученики отмечают, что смерть как решение проблемы выбирает сам Желтков. Неизбежность такой развязки осознают и Вера, и Василий Львович. Трагедия неразделённой любви приводит Желткова к такой чистоте, высоте и силе чувства, что вероятность “земного” счастья в данном случае невозможна. |
|
Деятельность № 21 - Учитель отмечает, что критики называли Желткова “рыцарем бедным”. С понятием рыцарства тесно связан культ Прекрасной Дамы. - Учитель предлагает ученикам ознакомиться с информацией о культе Прекрасной Дамы, изложенной на слайдах. Деятельность № 22 - Учитель подчёркивает, что кодекс рыцарской чести состоит не в обладании любимой женщиной, а в высоком служении ей. Какие из определений любви, записанных в ваших тетрадях, подходят для характеристики такого чувства? |
Деятельность № 21 - Ученики зачитывают тексты слайдов. Деятельность № 22 - Ученики отвечают, что рыцарь поднимает любимую женщину до небесных высот, сравнивая с Девой Марией, зачитывают определения такой любви: “святая”, “чистая”, “вечная”, “неземная”. |
Слайды № 11,12,13 Культ Прекрасной Дамы. Слайд № 14 Слайд № 15 |
Деятельность № 23 - Подводя итог, учитель предлагает ответить на вопросы: что оставляет любимой Желтков? Чьи слова сплетаются с музыкой Бетховена? Кто говорит с Верой? Какими словами заканчивается рассказ? |
Деятельность № 23 - Ученики отвечают, что Желтков оставляет Вере письмо, в котором желает ей счастья, слова из молитвы “Да святится имя Твоё” во славу любимой и музыку, наполненную радостью. Бессмертная душа Желткова говорит с Верой, её слёзы-очищающие, приносящие облегчение и радость. |
|
Этап 5 урока. Рефлективно-оценочный. (5 минут) | ||
Цели этапа: - установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами; - оценивание работы класса, отдельных учеников; - постановка целей выполнения самостоятельной работы для учащихся, определение критериев её успешности; - рефлексия. Деятельность № 24 - Учитель предлагает ученикам подвести итоги урока. Все ли поставленные цели были реализованы? |
Цели этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами; - подготовка к выполнению домашнего задания (написание сочинения- рассуждения); - оценивание урока (рефлексия). Деятельность № 24 -Ученики подводят итоги, оценивают, насколько полно были реализованы цели урока. |
|
Деятельность № 25 - Учитель предлагает ученикам следующее домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему “Нужна ли настоящая любовь в ХХI веке?” |
Деятельность № 25 - Ученики записывают домашнее задание, при необходимости задают учителю уточняющие вопросы. |
Слайд № 16 Содержание домашнего задания. |
Деятельность № 26 - В конце урока учитель предлагает ученикам провести рефлексию своей деятельности, ответив на вопросы: понравился ли урок? О чём заставил задуматься сегодняшний разговор о любви? Деятельность № 27 - Учитель благодарит учеников за работу и заканчивает урок. |
Деятельность № 26 - Ученики отвечают на поставленные вопросы. Деятельность № 27 |
Слайд № 17 Всем спасибо! |
Источники. (Слайд № 18)
А. Куприн “Гранатовый браслет”, Москва, “Эксмо”, 2000. Серия: “ Русская классика. ХХ век”.
http://www.livemaster.ru/whiteroot
http://www.liveinternet.ru/users/nora_eleo/post183464637/
http://tolkslovar.ru/m335.html
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f50e3b.jpg
http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4815789a.jpg
http://www.bookin.org.ru/book/1200
http://lichttraegerin.livejournal.com/97638.html
http://www.fujo.ru/mir-srednevekovia/sr/320-rizar-zhenshina.html
http://churya.com.ua/severnoe-vozrozhdenie/ryitsari.-kult-prekrasnoy-damyi.-bel-dam-san-mersi.html
http://www.xrest.ru/original/29951/