Разработка урока литературы для 5-го класса на тему "В чем сила Герды?" (По сказке Г.К. Андерсена "Снежная королева")

Разделы: Литература


Изучению сказки отводится 3 урока:

  • 1 урок - знакомство с биографией писателя; анализ 1; 2 истории.
  • 2 урок - “В какой длинный путь она отправилась ради него”; анализ 3; 4; 5 истории.
  • 3 урок - “В чём сила Герды?” анализ 6; 7 истории.

Сказка Х.К.Андерсена “Снежная королева” вызывает большой интерес у детей. Представлен нетрадиционный урок (театрализованное представление), направленный на развитие креативных способностей учащихся. Это третий урок по данному произведению.

Цели урока:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
  • развитие речи и навыков выразительного чтения;
  • работа с понятием “подтекст”

План урока:

1. Сцена “Кай и Герда”

2. Беседа по содержанию историй 6; 7.

3. Игра “Конкурс знатоков”

4. Отгадывание кроссворда.

5. Сцена возвращения ребят.

6. Информация о киносказке.

7. Сведения о международной золотой медали Андерсена.

8. Справка о доме-музее.

Оборудование урока: портрет Г.Х.Андерсена, обстановка комнаты, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся.

Введение

Сегодня мы продолжим знакомство с героями сказки “С. К”. На 1 уроке мы познакомились с биографией и творчеством писателя; разобрали историю о зеркале и его осколках; познакомились с мальчиком и девочкой.

На 2 - рассмотрели 3; 4; 5 истории; увидели в какой длинный путь Герда отправилась ради Кая.

Сегодня разберем 6; 7 истории и попытаемся ответить на вопрос:

“В чем сила Герды?”

Вспомним наших героев, а для этого обратимся к фактам из биографии Андерсена.

Звучат сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя.

1. Сцена сказки.

Крыша дома.Дети сидят на стульчиках. Герда поет псалом. Каю попадает в глаз осколок зеркала.

Зима. Кай через стекло рассматривает снежинки. Хвалит.

2. Беседа с учащимися:

  • что произошло с Каем?
  • как исчез Кай?
  • что сделала Герда?
  • почему все, кому встречается на пути Герда, помогают ей?

История 6.

  • с кем еще встретилась Герда на пути поиска Кая?
  • что ей говорит лапландка?
  • к кому теперь олень теперь везет девочку?

Работа с текстом.

  • как финка встретила девочку?
  • о чем просит финку северный олень?
  • что ответила ему финка?
  • как вы понимаете объяснения финки того, почему Герде служат и люди и животные? (Герда располагает к себе, удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого выдерживает столько испытаний. Она не жалуется, не думает о себе, терпеливо продолжает поиски мальчика. Герда думает: “Как добры все люди и животные” - и её доброта получает отклик).
  • в чем финка видит силу Герды? (она невинный милый ребенок)
  • почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды? (девочка должна победить не только злые чары Снежной королевы, но и равнодушие Кая, злые силы в нем)
  • как удалось Герде справиться с последним препятствием – с войском Снежной королевы? (чтение молитвы “отче наш”, появление ангелов)
  • почему ангелы не защитили Кая, когда его увозила Снежная королева, ведь он тоже ребенок? (он старался прочесть “отче наш”, но в уме у него вертелась только таблица умножения)
  • почему божья помощь дается именно Герде? (Герда, в отличие от Кая, действует не по велению разума, а по велению сердца. Любовь и доброта Герды с божьей помощью спасли Кая)

- Какой вопрос задаёт Каю маленькая разбойница? Почему она об этом спрашивает? (чтение цитаты из текста сказки)

- Отвечают ли Кай и Герда на этот вопрос?

- А автор?(на этот вопрос он отвечает своей сказкой, человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека.)

-Согласны ли вы с позицией автора?

- В чём сила Герды?

- Какие качества Герды помогли ей победить Снежную королеву и спасти Кая?

3. Игра “Конкурс знатоков”.

Класс делится на 3 группы.

Задание: 1. Узнай героя. 2. Продолжи речь героя. 3. Найди ошибку.

За каждый правильный ответ получают балл.

Один ученик получает приз “Самый внимательный читатель”. (шоколадный ангел)

4. Пролжение работы в группах. Отгадывание кроссворда.

Ключевое слово – одуванчик

Слова для кроссворда: вечность, бульдоги, муфта, ворон, зеркало, нож, печка, зверинец, осколок.

За каждый правильный ответ получают балл.

5. Показ сцены финала сказки (бабушка, бой часов, розы, пение псалма).

Обращение учителя к учащимся:

- в чём, на ваш взгляд, сила маленькой девочки?

Итог:

Власть Снежной королевы закончилась, её победила любовь, как всегда кончается власть зимы, побеждённой весенним солнцем.

Ребята, поздравим гостей, присутствующих на уроке, с приходом весны. (желательно подарить приглашенным розы).

6. Информация о киносказке.

8 января 2006 года киносказке “Снежная королева” исполнилось 40 лет.

Автор сценария - Евгений Шварц.

В ролях:

Герда - Елена Проклова, известная ныне актриса,

Кай - Вячеслав Цюпа, главный режиссёр Красноярского театра оперы и балета.

Фильм снимали полтора года под Ленинградом.

Киносказка награждена гранд-при на детских кинофестивалях: в

Боготе (Колумбия,1970) и “Алая гвоздика” (Сочи,1970)

Фильм полюбился зрителям, до сих пор и врослые и дети с удовольствием смотрят его.

В киносказке много интересных высказываний, ведь из фильма слов не выкинешь: послушаем их.

Давай сюда свою шубу, шапку, муфту, рукавички. Я их заберу себе. Ведь подруги должны делиться.

Не возражать! А то уволю из шайки по собственному желанию!

Даже если мы поссоримся, я никому не позволю тебя тронуть. Я сама тебя застрелю!

Когда я гневаюсь, даже мех на моей мантии встает дыбом.

Детей надо баловать. Вот тогда из них вырастают настоящие разбойники!

Если я сложу слово “вечность”, королева подарит мне весь мир и пару коньков в придачу.

Я тебя очень прошу, пойдем в темницу! Я сам тебе выберу местечко посуше.

Зачем же в золотую? Она тяжелая., едет медленно.

Ну и пусть медленно, зато шикарно!

7. В начале сказки “Снежная королева” Андерсен писал: “Дойдя до конца истории мы будем знать гораздо больше, чем теперь”.Да, это действительно так.

Бессмертные персонажи сказок Андерсена живут сегодня в Дании и на всём земном шаре.

Не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы,носит имя великого датского сказочника. Это -Международная золотая медаль Ганса Кристиана Андерсена, которую получили такие детские писатели, как Эрих Кестнер, Джейм Крюсс, Астрид Линдгрен, Джанни Родари.

8. Информация о музее (журнал “Мурзилка” 2005 г.)

Звучит заранее подготовленное сообщение ученика.

Итог урока:

- Чему мы научились у героев сказки? (терпению, доброте, любви к близким нам людям).