Изучению сказки отводится 3 урока:
- 1 урок - знакомство с биографией писателя; анализ 1; 2 истории.
- 2 урок - “В какой длинный путь она отправилась ради него”; анализ 3; 4; 5 истории.
- 3 урок - “В чём сила Герды?” анализ 6; 7 истории.
Сказка Х.К.Андерсена “Снежная королева” вызывает большой интерес у детей. Представлен нетрадиционный урок (театрализованное представление), направленный на развитие креативных способностей учащихся. Это третий урок по данному произведению.
Цели урока:
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
- развитие речи и навыков выразительного чтения;
- работа с понятием “подтекст”
План урока:
1. Сцена “Кай и Герда”
2. Беседа по содержанию историй 6; 7.
3. Игра “Конкурс знатоков”
4. Отгадывание кроссворда.
5. Сцена возвращения ребят.
6. Информация о киносказке.
7. Сведения о международной золотой медали Андерсена.
8. Справка о доме-музее.
Оборудование урока: портрет Г.Х.Андерсена, обстановка комнаты, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся.
Введение
Сегодня мы продолжим знакомство с героями сказки “С. К”. На 1 уроке мы познакомились с биографией и творчеством писателя; разобрали историю о зеркале и его осколках; познакомились с мальчиком и девочкой.
На 2 - рассмотрели 3; 4; 5 истории; увидели в какой длинный путь Герда отправилась ради Кая.
Сегодня разберем 6; 7 истории и попытаемся ответить на вопрос:
“В чем сила Герды?”
Вспомним наших героев, а для этого обратимся к фактам из биографии Андерсена.
Звучат сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя.
1. Сцена сказки.
Крыша дома.Дети сидят на стульчиках. Герда поет псалом. Каю попадает в глаз осколок зеркала.
Зима. Кай через стекло рассматривает снежинки. Хвалит.
2. Беседа с учащимися:
- что произошло с Каем?
- как исчез Кай?
- что сделала Герда?
- почему все, кому встречается на пути Герда, помогают ей?
История 6.
- с кем еще встретилась Герда на пути поиска Кая?
- что ей говорит лапландка?
- к кому теперь олень теперь везет девочку?
Работа с текстом.
- как финка встретила девочку?
- о чем просит финку северный олень?
- что ответила ему финка?
- как вы понимаете объяснения финки того, почему Герде служат и люди и животные? (Герда располагает к себе, удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого выдерживает столько испытаний. Она не жалуется, не думает о себе, терпеливо продолжает поиски мальчика. Герда думает: “Как добры все люди и животные” - и её доброта получает отклик).
- в чем финка видит силу Герды? (она невинный милый ребенок)
- почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды? (девочка должна победить не только злые чары Снежной королевы, но и равнодушие Кая, злые силы в нем)
- как удалось Герде справиться с последним препятствием – с войском Снежной королевы? (чтение молитвы “отче наш”, появление ангелов)
- почему ангелы не защитили Кая, когда его увозила Снежная королева, ведь он тоже ребенок? (он старался прочесть “отче наш”, но в уме у него вертелась только таблица умножения)
- почему божья помощь дается именно Герде? (Герда, в отличие от Кая, действует не по велению разума, а по велению сердца. Любовь и доброта Герды с божьей помощью спасли Кая)
- Какой вопрос задаёт Каю маленькая разбойница? Почему она об этом спрашивает? (чтение цитаты из текста сказки)
- Отвечают ли Кай и Герда на этот вопрос?
- А автор?(на этот вопрос он отвечает своей сказкой, человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека.)
-Согласны ли вы с позицией автора?
- В чём сила Герды?
- Какие качества Герды помогли ей победить Снежную королеву и спасти Кая?
3. Игра “Конкурс знатоков”.
Класс делится на 3 группы.
Задание: 1. Узнай героя. 2. Продолжи речь героя. 3. Найди ошибку.
За каждый правильный ответ получают балл.
Один ученик получает приз “Самый внимательный читатель”. (шоколадный ангел)
4. Пролжение работы в группах. Отгадывание кроссворда.
Ключевое слово – одуванчик
Слова для кроссворда: вечность, бульдоги, муфта, ворон, зеркало, нож, печка, зверинец, осколок.
За каждый правильный ответ получают балл.
5. Показ сцены финала сказки (бабушка, бой часов, розы, пение псалма).
Обращение учителя к учащимся:
- в чём, на ваш взгляд, сила маленькой девочки?
Итог:
Власть Снежной королевы закончилась, её победила любовь, как всегда кончается власть зимы, побеждённой весенним солнцем.
Ребята, поздравим гостей, присутствующих на уроке, с приходом весны. (желательно подарить приглашенным розы).
6. Информация о киносказке.
8 января 2006 года киносказке “Снежная королева” исполнилось 40 лет.
Автор сценария - Евгений Шварц.
В ролях:
Герда - Елена Проклова, известная ныне актриса,
Кай - Вячеслав Цюпа, главный режиссёр Красноярского театра оперы и балета.
Фильм снимали полтора года под Ленинградом.
Киносказка награждена гранд-при на детских кинофестивалях: в
Боготе (Колумбия,1970) и “Алая гвоздика” (Сочи,1970)
Фильм полюбился зрителям, до сих пор и врослые и дети с удовольствием смотрят его.
В киносказке много интересных высказываний, ведь из фильма слов не выкинешь: послушаем их.
Давай сюда свою шубу, шапку, муфту, рукавички. Я их заберу себе. Ведь подруги должны делиться.
Не возражать! А то уволю из шайки по собственному желанию!
Даже если мы поссоримся, я никому не позволю тебя тронуть. Я сама тебя застрелю!
Когда я гневаюсь, даже мех на моей мантии встает дыбом.
Детей надо баловать. Вот тогда из них вырастают настоящие разбойники!
Если я сложу слово “вечность”, королева подарит мне весь мир и пару коньков в придачу.
Я тебя очень прошу, пойдем в темницу! Я сам тебе выберу местечко посуше.
Зачем же в золотую? Она тяжелая., едет медленно.
Ну и пусть медленно, зато шикарно!
7. В начале сказки “Снежная королева” Андерсен писал: “Дойдя до конца истории мы будем знать гораздо больше, чем теперь”.Да, это действительно так.
Бессмертные персонажи сказок Андерсена живут сегодня в Дании и на всём земном шаре.
Не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы,носит имя великого датского сказочника. Это -Международная золотая медаль Ганса Кристиана Андерсена, которую получили такие детские писатели, как Эрих Кестнер, Джейм Крюсс, Астрид Линдгрен, Джанни Родари.
8. Информация о музее (журнал “Мурзилка” 2005 г.)
Звучит заранее подготовленное сообщение ученика.
Итог урока:
- Чему мы научились у героев сказки? (терпению, доброте, любви к близким нам людям).