Какой чародей Пушкин!
Его гений, то бурный и величественный,
как море, то страстный, то независимый,
то мрачный, то лёгкий и резвый,
делает что хочет из читателя.
Н.Д.Иванчин-Писарев,
ноябрь 1829 года
Слово учителя (на доске - портрет поэта кисти О.А.Кипренского, тема, эпиграф):
- Чародей, гений: Наш сегодняшний урок подведёт некоторые итоги изучения творчества А.С.Пушкина и на примере пушкинских шедевров поможет увидеть необычайную широту таланта, дарования поэта, его гениальность. А начнём мы с чтения отрывков из ваших, ребята, сочинений, в которых вы сравнивали портреты Пушкина, выполненные разными живописцами: В.А.Тропининым и О.А.Кипренским. Именно в портрете работы Кипренского многие из вас сумели уловить, что перед нами поэт, творец, гений. Мы помним, что сам поэт очень любил именно этот портрет и написал его создателю по этому поводу:
:Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Послушаем отрывки из ваших сочинений, посвящённых этой работе художника.
Два гимназиста читают отрывки из творческих работ учеников:
- Здесь ярко подчёркивается отвлечённость Пушкина от обыденного мира, это момент творчества.
- Глядя на озарённое вдохновением лицо поэта, я думаю, что сейчас к нему приходят мысли о создании строк "Евгения Онегина". Хочется даже, затаив дыхание, стоять и наблюдать за полётом мысли творца.
- Пушкин смотрит словно внутрь себя.
- Пушкин Кипренского - "питомец чистых муз", это сама поэзия. Художник создал почти символический образ поэта, поэзии, творчества. Кипренский представил идеальный образ поэта, и все изобразительные средства подчинены этой задаче.
- Именно таким я представляю поэта. Задумчив, спокоен, строг. Разговаривает с Богом и помнит о своей великой миссии - нести Слово людям. Гений.
- Здесь Пушкин печален. Он грустный гений, погружённый в раздумья.
- Струны лиры в руках музы словно вторят думам поэта.
- Когда я смотрю на портрет, у меня появляется чувство торжественности, приподнятости, гордости за Россию, русскую поэзию.
- У Кипренского Пушкин - творческая личность. Об этом говорит весь облик поэта, лишённый черт обыденности. Пушкин изображён в состоянии глубокой задумчивости. Вдохновенно его лицо, взгляд полон сосредоточенности и глубокой поэтической мысли.
Учитель: " Ты имеешь не дарование, а гений. Ты рождён быть великим поэтом, будь же этого достоин", - с такими словами обращался к поэту В.А.Жуковский. Давайте попытаемся увидеть то неповторимое, гениальное, что есть в Пушкине-творце.
Болдинская осень 1830 года. Александр Сергеевич работает над записанными со слов няни ещё в Михайловской ссылке строчками о похождениях Балды. Только теперь стихами:
Жил-был поп,
Толоконный лоб:
Послушаем небольшой отрывок этой сказки.
(Ученики выразительно читают отрывок наизусть).
Учитель: Что с первых строчек завораживает нас, читателей? Сочувствие и ирония автора, некоторые строчки исполнены лукавства, сказка удивительно человечна. Читая её, мы часто смеёмся над Попом и восхищаемся Балдой, его смекалкой, трудолюбием и даже "щелками". Но у Пушкина всё гораздо тоньше и справедливее. Вспомним, как вольготно жилось Балде у Попа (на правах скорее домочадца, чем работника), чтобы почувствовать иронию строки "Работал за семерых" и увидеть в пушкинском Попе простодушие и:щедрость.
Простота, безыскусственность русской речи. Размер, которым написана сказка, был хорошо знаком многим грамотным, малограмотным и совсем неграмотным людям. Пушкин недаром пять лет назад ходил в Святых Горах на базар, подтягивал слепцам, а теперь прислушивается к болдинским присловьям. Позже подарит известному собирателю П.В.Киреевскому 49 песен и задаст загадку: отличить - "которые поёт народ и которые смастерил сам". Киреевский признается, что, сколько ни старался, - не мог сладить!
Об этой удивительной чуткости к народному языку читаем мы у критика, современника Пушкина П. Анненкова: "Склад и течение речи удивительно близко подходят к обыкновенным приёмам народной фантазии. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером".
Нельзя не сказать о такой стороне пушкинского таланта, как его понимание истории, которым, по словам Вяземского, одарены не все историки. "Борис Годунов" - одно из высших достижений гения. Мы говорим, что Пушкин уходит от одностороннего подхода действующих лиц, что удивительно точно показывает нравы тогдашнего времени. Кто же главный герой трагедии? Не Борис, не Самозванец, не народ, а то, что со всеми ними происходит - история.
Вопросы для беседы:
- Почему обречён Борис? (чтение учеником наизусть монолога "Достиг я высшей власти:").
- Борис совершил грех. А народ?
- Кто является голосом народной совести, почему?
- Какая кара постигает народ, она заслуженна?
- Как Пушкин понимает историю?
По мнению В.Непомнящего, пушкинский взгляд на историю телеологический - в направленном движении от низшего к высшему.
О следующей особенности гения Пушкина удивительно точно сказал Ф.М.Достоевский: "Пушкин лишь один из всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность. Вот сцены "Фауста", вот "Скупой рыцарь".
Группа гимназистов представляет групповое домашнее задание:
- В широкополой шляпе, "со шпагою под мышкой и в плаще" стоит под деревом за городскими воротами Дон Гуан, герой новой маленькой трагедии. Он ждёт, пока смеркнется, чтобы, "усы плащом прикрыв, а брови шляпой", "полететь по улицам знакомым". Вдали городская стена, за ней городские кровли, острые шпили соборов. Совсем немного до темноты, и Дон Гуан войдёт в свой Мадрид, откуда изгнан королём за то, что убил на поединке противника. Но в оставшиеся минуты он увидит жену убитого, Дону Анну, пришедшую на могилу мужа, и эта встреча принесёт ему счастье и гибель. Наступят сумерки - Дон Гуан в последний раз войдёт в Мадрид. Здесь он узнает новое чувство, от которого "весь переродится", здесь он умрёт от тяжёлой руки своего каменного гостя.
- Давайте на минутку и мы перенесёмся в Мадрид и послушаем разговор Доны Анны и Дон Гуана (гимназисты показывают инсценировку последнего разговора героев).
Учитель: Согласны ли вы с Достоевским: " Перечтите "Дон Жуана", и если бы не было подписи Пушкина, вы бы никогда не узнали, что это написал не испанец"?
- А теперь с земли испанской перенесёмся вновь в родные края, вспомним запах родных полей. Я открываю книгу и нахожу в ней:сухой цветок. (Учитель раздаёт каждому гимназисту по засушенному полевому цветку). Какие-нибудь чувства, воспоминания оживляет в нашей памяти этот почти невесомый, хрупкий предмет?
Письменные размышления учеников и учителя, связанные с лежащим у каждого на парте цветком (сочинение-миниатюра, эссе, синквейн). На доске оформляем афишу "Наша творческая мастерская", куда помещаем листочки с миниатюрами, по желанию зачитываем написанное.
Для Пушкина даже засохший цветок - толчок к наблюдениям и глубоким размышлениям.
Ученица читает стихотворение "Цветок"(1928).
- Какое настроение навевает стихотворение?
- Действительно, грусть от понимания, как быстротечна жизнь. "Безуханный" цветок вызывает у поэта раздумья о жизни, и перед мысленным взором читателя проходят люди с их настроениями, судьбами, разными чувствами. Мастерство Пушкина заключается в глубоком понимании красоты, умении видеть поэзию в, казалось бы, совсем непоэтических предметах.
Учитель:
- Продолжим цитировать Ф.М.Достоевского, но теперь о другой грани таланта Пушкина. Достоевский утверждает: " У нас всё ведь от Пушкина. Поворот его к народу представлял для того времени до того неожиданное новое слово, что объяснить его можно если не чудом, то необычайною великостью гения, которого мы ещё до сих пор ещё оценить не в силах".
Поворот его к народу: Он совершился в раннюю пору его деятельности и был беспримерен и удивителен. Из всего многообразия произведений, в которых Пушкин с теплотой и любовью пишет о народе, выделим "Станционного смотрителя" из болдинских "Повестей И.П.Белкина".
2 февраля 1722 года Пётр Великий утвердил "Табель о рангах всех чинов Российской империи", которая и действовала вплоть до 1917 года. Чинов было четырнадцать. Многие знают: коллежский регистратор, титулярный советник, тайный советник:
На нескольких страницах Пушкин рассказал о многотрудной жизни станционного смотрителя глухой почтовой станции, человека отзывчивого, доброго и честного.
В чём же несчастье главного героя повести - "сущего мученика 14 класса"?
Молодой, красивый гусар с чёрными усиками, Минский, надругался над отцовскими чувствами этого маленького чином, но большого душой человека. Самсон Вырин потерял дочь - единственную радость, утешение, счастье. "Маленький человек" смиряется: "С сильным не борись, с богатым не судись:".
Как относится к горю отца Пушкин? Какой характер приобретает личная трагедия Вырина?
Красив Минский, но ужасны его поступки. Симпатии автора и читателя на стороне маленького чиновника. А трагедия героя приобретает социальный характер.
Сделаем выводы. Пушкин впервые так остро поставил тему социального неравенства, создал образ простого человека, показав его гуманность и чувство человеческого достоинства. Повестью "Станционный смотритель" поэт начал в литературе путь, продолженный затем Гоголем, Достоевским, Горьким.
- Нельзя не сказать об уникальном языке Пушкина. А. Бестужев-Марлинский, восхищаясь, говорил: " Язык Пушкина светел и правилен. Не говорю уже о благозвучии стихов - это музыка; не упоминаю о плавности их - по русскому выражению, они катятся по бархату жемчугом".
Действительно, стихи поэта необыкновенно музыкальны. Сейчас мы услышим романс на одно из удивительных стихотворений Пушкина "Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной:". Два русских композитора - М.Глинка и С.Рахманинов - написали на слова этого стихотворения романсы. Слушаем в записи романс М.Глинки.
Ученица делает сообщение "Пушкин в музыке". Завершает страничку о музыкальности произведений поэта чтение высказывания А.П.Чехова: "О господи, боже мой! Какая нежность и тонкость, какая музыка!"
Учитель: Очень трудно, да и невозможно поставить точку, говоря о многообразии граней таланта А.С.Пушкина. Эта тема поистине неисчерпаема, потому что это действительно чародей, волшебник. Сегодня мы перелистали только некоторые страницы его произведений, но в каждом увидели силу, мощь и глубину таланта Пушкина.
Василий Васильевич Розанов, русский писатель, публицист, религиозный мыслитель, в своих работах пишет о необходимости встречи каждого из нас с Пушкиным: "У Пушкина - все двери открыты, да и нет дверей, потому что нет стен, нет самой комнаты: это - в точности сад, где вы не устанете.
Пушкин научает нас чище и благороднее чувствовать, отгоняет в сторону всякий нагар душевный: И, любя его поэзию, каждый остаётся самим собой".
Пусть музыкальное произведение Г.Свиридова, написанное к художественному фильму, созданному по повести Пушкина "Метель", заставит нас ещё раз взглянуть на этот удивительный портрет и надолго оставит нас в состоянии торжественности и приподнятости, о которых вы писали в своих сочинениях.