Раздел: преподавание литературы
Цель: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора
Оформление и оборудование: выставка книг; сказки, написанные ребятами, рисунки ребят и иллюстрации художников к прочитанным сказкам
Ход урока1. Фольклор от самой колыбели (докучные сказки, потешный фольклор).
Учитель (У):
Многие из нас без труда припомнят, как просили маму, папу, дедушку или бабушку рассказать сказку тогда, когда им было совсем не до нас – очень заняты! Но, видя, что мы не отстанем, они на ходу, с хитрецой, растягивая слова, начинали:
Подготовленный ученик (у):
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.
(У): Эта докучная сказка с грубо оскорбляющей издевкой. Но таких сказок у нас мало – грубость не характерна русскому народному творчеству. Среди таких сказок есть сказки-коротышки, которые содержат вопрос-ответ.
(у): Хочешь сказку про лису? Она в лесу.
(У): Чем же тогда они нас привлекают? Прежде всего, тем, что имеют сказочное начало. Но сказочное повествование, так заинтересовавшее слушателя, всегда нарушается издевкой:
(у): На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!
(У): А сколько докучных сказок содержат издевку, предлагающую ждать долго-долго:
(у): Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!
(У): Но среди докучных сказок встречаются и очень поэтичные:
(у): Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся
(У): И вот уже вы, становясь взрослее, сами используете докучные сказочки, чтобы позабавиться над младшими братишками и сестренками:
(у): Расскажу я Вам сказку про белого бычка ...
Вот и сказка вся!
(У): Для чего же рассказываются докучные сказочки? Видимо, чтобы отбить у некоторых чрезмерную страсть к ним: хорошего понемногу:
(у): - Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)
(У): Докучные сказки, конечно же, нужны. Они способствуют развитию выдержки, чувства юмора… А вот к потешному фольклору принять относить молчанки, скороговорки, небылицы. Цель этих жанров – развеселить и потешить. Суть молчанок заключается в том, чтобы после приговора не проронить ни единого слова, а самое главное – не рассмеяться.
(у): Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест.
Или вот еще:
Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек,
Кошку драну, мышь погану –
Кто промолвит, тот все съест.
(У): Играть в молчанки ребята любят. И особенно любят различного рода небылицы, ведь в них собрано все в одну кучу, и цель у них – рассмешить
(у): Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
(У): Вслушайтесь, и вам откроется талант русского народа, умеющего привлечь интерес своей выдумкой, хитросплетениями слов, остротой мысли:
(у): Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву - ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.
Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.
2. Инсценирование сказок и викторина
Учитель:
Спасибо, ребята, помогли вспомнить малые жанры сказочного фольклора. Сказочного…
Сказка. А вы знаете происхождение термина “сказка”? Слово “сказка” в нынешнем значении существует недолго. В Древней Руси употреблялось другое слово – “баснь”, “байка”, от глагола “баять”. Давайте подберем однокоренные слова к слову “сказка” - сказывать, рассказывать. То есть сказка– это то, что рассказывается. А вот и точное определение: сказка – художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. А теперь вспомним, на какие виды делятся сказки.
а) инсценирование учащимися сказки “Журавль и цапля” (о животных)
- Почему цапля и журавль так и не смогли договориться?
б) инсценирование учащимися сказки “Как солдат кашу из топора варил” (бытовая)
- О чем эта сказка? Чему учит?
в) викторина на лучшего знатока волшебной сказки с использованием вопросов, подготовленных учащимися самостоятельно
3. Просмотр иллюстраций и рисунков учащихся с краткими пояснениями
4. Учитель: Вот и подошел к концу урок, посвященный сказкам. Но напоследок ребята расскажут сказку-анекдот (и такие существовали на Руси):
(у): Прибили одного дурня ночью и стали над ним на другой день смеяться:
- Ну, - говорит он,- молите бога, что ночь была светлая, а то я выкинул бы вам штуку!
- Какую, скажи, пожалуй?
- Я бы спрятался.
У: Мы прощаемся со сказкой, но на короткое время. Сказка всегда с нами и вокруг нас. Поэтому к следующему уроку попробуйте свои силы в написании сказки любого малого жанра.