Тип урока: урок систематизации знаний учащихся по рассказам А.Вампилова.
Цели:
1) расширить представление учащихся о творчестве А.Вампилова выяснить художественное своеобразие его рассказов;
2) развивать аналитические навыки учащихся;
3) воспитывать уважительное отношение к слову писателя, критика.
Форма проведения урока: урок - взгляд, «круглый стол»
Оформление: на доске портрет А.Вампилова, стенд с фотографиями писателя, выставка книг, эпиграф:
Писать надо о том, отчего не спится по ночам.
А.Вампилов
Ход занятия
Слово учителя. Рассказы А.Вампилова, которые вы прочитали, долгое время были в тени его драматургии. А ведь именно с рассказов начинался замечательный драматург Вампилов. И нам сегодня предстоит рассмотреть, согласиться или опровергнуть точки зрения некоторых критиков на своеобразие рассказов писателя.
Пусть наш урок будет посвящён светлой памяти А.Вампилова. При жизни ему не удалось почувствовать любовь читателей, насладиться славой. Они пришли к нему позже, после его смерти. Писатель живёт, ведь его книги читают, изучают его творчество, спорят о таланте.
«Круглый стол»
1. Какими знаниями надо обладать, чтобы говорить о достоинствах и недостатках произведения, судить о мастерстве писателя? (Знать содержание произведения, уметь анализировать его как единое целое; быть знакомым с личностью писателя, с особенностями времени, в которое жил и творил автор. А кроме этого надо быть справедливым, тактичным, надо «обладать даром чувствовать и понимать». Именно такой дар был у Вампилова).
2.»Мой взгляд на Вампилова - человека» Ученики делятся воспоминаниями друзей писателя о нём, говорят о его беспокойном сердце, простоте, доброте, естественности, непримиримости к хамству, невежеству, равнодушию; зачитывают строки из записных книжек Вампилова, ученица читает стихотворение П.Реутского «Вспоминайте меня весело…», посвящённое писателю.Учащиеся говорят и о смысле эпиграфа)
С целью проверки знаний по теории литературы проводится тест, по содержанию рассказов - викторина «Узнай героя». Кроме этого учащиеся знакомятся с памяткой «Как работать над статьёй»
Мой взгляд на рассказы А. Вампилова
Работа над статьёй неизвестного автора
Учитель. После того как в свет вышел сборник рассказов «Стечение обстоятельств», в газете «Советская молодёжь» появилась статья неизвестного автора о них. (См. Приложение)
Беседа с учащимися
- Каков взгляд автора статьи на рассказы А.Вампилова?
- Что он утверждает?
- Какие аргументы приводит?
-Согласны ли вы с автором статьи?
(Учащиеся отмечают поверхностный взгляд автора статьи на рассказы писателя. Рассуждают над тем, что он, не приводя аргументов, обвинил Вампилова в будничности сюжетов рассказов, в неудачном выборе героев, в пессимистичности юмора, в отсутствии смысла рассказов. Не согласились они и с тем, что автор рассказов «художественно простодушен».
Работа над фрагментом из книги Е.Гушанской «Александр Вампилов. Очерк творчества»
- поделите статью на абзацы;
- выпишите тезисы, сформулируйте основную мысль статьи, проследите, какие аргументы приводит автор.
Учащиеся соглашаются с мыслью Е.Гушанской о том, что «в литературу пришёл настоящий писатель». Темами рассказов А. Вампилова стала сама жизнь во всём её многообразии, сложности, непредсказуемости. Автор книги прав, отмечая интерес Вампилова к человеку обыкновенному. Согласились учащиеся и с теми художественными особенностями, о которых пишет Е.Гушанская. Но, по их мнению, в данном фрагменте из книги, нет аргументов в защиту мастерства писателя).
Анализу художественного текста рассказов, во время которого учащиеся приводят доказательства к тезисам фрагмента из книги Е. Гушанской «Александр Вампилов. Очерк творчества» ( по замыслу учителя содержания всей книги «А Вампилов» учащиеся не знают).
Говоря об объективном способе изображения действительности, анализируют описание здания железнодорожного вокзала («Конец романа»), вокзальной площади («Железнодорожная интермедия»), городского автобуса с дачниками («Финский нож и персидская сирень»), знакомства Вирусова и Штучкина с девушкой («На скамейке»).
Сюжетную формулу «казалось – оказалось» учащиеся находят в рассказах «Финский нож и персидская сирень», «На скамейке», «Стоматологический роман»», «Конец романа», «Девичья память».
Доказывая, что Вампилов мастер художественных деталей, приводят штрихи в портретах героев рассказов: «… лицо мужественное, но с каким – то дерзким взглядом», « у грабителя оказалась детская улыбка» («Финский нож и персидская сирень»; их позах: »Рядом сидит, развалившись и закинув ногу на ногу, широкоплечий парень… Тяжёлые руки брошены на скамейку. Такая поза существует специально для выражения усталости, небрежности, равнодушия» («Конец романа»).
Авторскую иронию учащиеся находят во многих рассказах писателя. Так в рассказе «На пьедестале» главный герой Семён Жучкин, «чтобы не обижать общество тяжёлым характером, избегает быть трезвым», а жену гражданина с портфелем «происшествие захватило, она раскраснелась. похорошела, помолодела. Человек может погибнуть!»
Говоря о роли пейзажа, ученица читает наизусть отрывок из рассказа «Последняя просьба», где автор рисует удивительную картину смены времён года. Эта картина контрастна изображению больного, немощного, умирающего старика. Ёмкость фразы достигается
использованием метафор, сравнений, олицетворений. «Берёзы прогорели бледным пламенем осеннего заката, а вскоре пришёл и взбесился лютый зимний месяц декабрь, чьей – то одинокой, брошенной душой взвыли ошалелые метели, вселяя в сердце тоску по ласковым весенним дням… И весна пришла, ветка сбросила с себя белую, великолепную, но дырявую шапку, за окном весна сдавала свои позиции…»
Дополняя статью, учащиеся отмечают одну из важных черт рассказов Вампилова – внутреннюю драматургию, где важную роль играет диалог; инсценируют эпизоды из рассказа «На пьедестале», показывают сценку «Цветы и годы». Обращают внимание на «говорящие» фамилии героев (Вирусов. Штучкин, Жучкин, Дрынов, Иголкина, Ванечкин). Открытость финала, его неожиданность, ненавязчивый, неназидательный тон автора тоже относят к достоинствам рассказов А.Вампилова, приводя цитаты из произведений «Финский нож и персидская сирень», «Глупости», «На другой день», «Солнце в аистовом гнезде» и др. Учащиеся приходят к мысли и о том, что многие из рассказов писателя имеют интригующее название: «Сугробы», «Солнце в аистовом гнезде», «Финский нож и персидская сирень», «Стоматологический роман» и другие.
В итоге все сведения по теме урока сводятся в опорную запись:
Наш взгляд на рассказы А. Вампилова
тема жизнь в её идея писатель любил людей и хотел, |
герои видел их такими, |
художественные особенности объективность |
ГЛУБИНА МЫСЛИ,
ТАЛАНТ,
А НЕ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ПРОСТОДУШИЕ»
Учитель. После публикации первой книги А.Вампилова «Стечение обстоятельств» взгляд на рассказы молодого автора высказал В. Трушкин на одном из заседаний «литературной пятницы» (заседание молодых писателей, критиков, которое проходило в пятницу): «В литературу пришёл юноша с чеховским талантом». Согласны ли вы с таким утверждением?
Сообщение учащегося о сравнительном анализе рассказа А.Вампилова «Сугробы» и рассказа А.Чехова «В родном углу».
Учитель: Итак, мы убедились, что в шестидесятые годы в литературу пришёл талантливый писатель.
Его первые произведения стали шагом в большую драматургию. Как великий художник, он с открытым сердцем шёл к нам. Он любил нас. И сам достоин того же.
Будем же надеяться на то, что дни, отсчитываемые историей, будут принадлежать и этому светлому человеку. Так много сделал он, чтобы мир стал лучше, а мы - добрее.
Литература к уроку
1. Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества // Советский писатель, 1992.
2.Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях //Иркутск, 1999.
3. Сушков Б. Александр Вампилов // М.: Советская Россия,1998
4. Тендитник Н. Перед лицом правды. Очерк жизни и творчества
Александра Вампилова // Иркутск, 1997.
5.Вампилов А. Стечение обстоятельств. Рассказы и сцены. Фельетоны, очерки и статьи // Иркутск: Восточно - Сибирское книжное изд.- во, 1998.