Цели:
Оборудование: портрет, цитата, книги В.Бианки, театр картинок, выставка фотографий.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие, в мир удивительных открытий, в мир сказок, рассказов о природе. Готовясь к уроку, вы уже начали это путешествие: побывали в музее, в библиотеке, читали книги Бианки.
- Итак, начнем наше путешествие (запишем тему урока).
II. Работа по теме.
Вступительное слово учителя.
- Есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка чутко смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам. И все, что видят и слышат, переводят для нас на человеческий язык.
Портрет.
- Посмотрите на портрет В.Бианки. Что думаете?
(Такое впечатление, что знает он что-то веселое и интересное, знает и хочет поделиться с вами).
- Что же повлияло на выбор писателя-натуралиста еще в раннем детстве?
- Кто хочет поделиться своими мыслями.
Фото.
Дом, семья (Самостоятельно записывается, что понравится)
Обобщение. Главная мысль всех ваших сообщений выражена в словах самого В.Бианки:
“От моего отца я получил большое наследство, которого мне хватит на всю жизнь. Это наследство – любовь к природе”
Беседа.
А как связано имя писателя с нашим городом?
Как попал на Алтай?
Чем занимался в Бийске?
Почему музей назван его именем?
Почему уехал в Ленинград?
Фото.
Чем хотел заняться в Ленинграде?
Почему начал писать?
Запись названий циклов произведений.
* Урал и Приуралье
* В гостях у челябинцев
Алтай
* Аскар (соболь)
* Последний выстрел
* Бун (козерог, каменный козел)
* Роковой зверь
* Кувырк. Она (ураган)
Обобщение: За 35 лет работы Бианки написал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков статей. Они изданы на 48 языках; около 40 млн. экземпляров, по его сказкам сделаны десятки киносценариев, мультфильмов, диафильмов. Это целая лесная библиотека.
Творчество В.Бианки.
В.Бианки пишет о том, что хорошо знает: “И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про лес и охоту, про зверей и птиц, мою радость”
Чтобы писать про животных, надо не только их любить, не только знать, как называется та или иная птичка, бабочка, жучок. Надо уметь неутомимо ходить по лесу и так ходить, чтоб ни один сучок не треснул, не напугал лесных жителей. Надо еще иметь особые глаза, которые видят все, что происходит в траве, среди листвы. Надо быть терпеливым, наблюдательным, чтоб лес открыл тебе свои тайны. Именно таким человеком был В.Бианки.
- И вот, что он видел и слышал.
- Обратимся к природоведческим рассказам В.Бианки.
Запись в тетради.
Особенности природоведческих рассказов В.Бианки.
1) Занимательный сюжет с юмористическим восприятием.
2) Географическая точность места действия. Календарная определенность времени (Где? Когда?).
3) Биологически видовая точность персонажа, верное описание его повадок.
4) Картины природы органически вплетаются в сюжет, характеризуют настроение автора, героев.
Студенты приводят примеры из произведений:
1. Музыкант
2. Голубой зверек
3. Задерихвост
4. Черная лисица
5. Поганки
6. Подкидыш
7. Аришка-трусишка
8. Дятел и малиновка
9. Сумасшедшая птица
10. Лупленый бочок
11. Кузя двухвостый
12. Тигр-пятиполосик
13. Бешеный бельчонок
5) Нет, пожалуй, такой птицы и такого зверя, о котором не рассказал В.Бианки. Но не одни только звери и птицы в его книгах:
- Люди у него встречаются самые разные и по возрасту, и по профессии, и по характеру.
Музыкант
Лупленый бочок
Кузя двухвостый
Тигр – пятиполосик
Подкидыш
Обобщение. Бианки хотел, чтобы все ребята и взрослые могли сказать зверям и птицам так, как сказал мальчик зайчонку в рассказе “Лупленый бочок”
- Глупенький, мы же люди, мы тебя не обидим.
Из других особенностей хочется отметить
6) Разнообразие тематики
7) Книги В.Бианки – целая энциклопедия биологических знаний
Работа со словарем.
Какие слова в рассмотренных рассказах могут быть новыми для учащихся НШ ?
Куница, полетуха, нырец, каменка, славка садовая, зарянка, чомга, летяга, задерихвост, медвежатник, пеночка-пересмешка, малиновка.
8) Произведения В.Бианки дают правильное представление о закономерностях жизни природы, воспитывают правильное к ней отношение.
9) Пробуждают интерес к природе, учат наблюдать, смотреть и слушать.
Сказки В.Бианки
В.Бианки создал жанр научной сказки – наиболее близкий дошкольнику и младшему школьнику. Сохраняя в произведении все сказочные элементы, автор превращает сказку в удобную форму, доносящую до сознания детей очень большой и серьезный в мировоззренческом отношении материал.
Сегодня мы внимательно вчитаемся в сказки В.Бианки “Теремок” и сравним ее с русской народной сказкой с таким же названием.
Чтение-показ сказки “Теремок”.
Сравнительный анализ.
Чем похожи сказки?
а) сюжет приключенческий
б) герои животные с новыми именами
в) композиция “цепочная”
г) начало, конец
д) языковые особенности: повторы, просторечные выражения.
Чем отличаются?
а) в русской народной сказке – знакомство со зверем, у Бианки – внешний вид, образ жизни, видим изменения в природе, взаимоотношения зверей в природе;
б) в русской народной сказке – идея дружбы, взаимопомощи; у Бианки – мой дом – моя крепость, каждый живет своей жизнью.
Почему?
Потому что в природе эти звери не дружат. Каждый имеет свое предназначение.
Обобщение. Написал более 30 сказок. Обо всех не расскажешь
Назовите прочитанные вами сказки. Какое у них общее название? (Сказки-несказки). Почему?
Домашнее задание
Наверное, самой интересной, самой замечательной книгой В.Бианки является “Лесная газета”. “Растил” он ее с 1924 г. до конца своей жизни. Из раздела журнала “Новый Робинзон” выросла до книги. Помогали В.Бианки в создании этой книги сотни людей: писатели, корреспонденты и просто любители природы.
Я предлагаю вам совершить еще одно путешествие по “Лесной газете” и ответить на вопросы, которые я вам приготовила.
- Прочитайте! Все ли понятно?
Методические указания к лабораторной
работе
“Чтение-рассматривание “Лесной газеты”
В.Бианки”
- Прочитать вступительную статью, выписать данные об истории создания “газеты”, о ее назначении.
- Рассмотреть композицию газеты, указать разделы.
- Отметить, какие литературные жанры встречаются в содержании “газеты”, привести примеры.
- Доказать реализацию принципов научности и доступности в содержании “газеты”.
- В чем проявляется занимательность “газеты”, привести примеры.
- Как можно использовать эту книгу в работе учителя начальных классов.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е.
Чаплина В.
Снегирев Г.
Сладков Н.
Скребицкий Г.
Сахарнов С.
Пришвин М.
Шим Э.
Дмитриев Ю.
Дома, по вашему желанию одно произведение прочитать, принести с собой, проанализировать, приготовить рассказ об авторе.
Рефлексия
Что вы получили для себя от урока? Как изменились ваши чувства, настроение? Как проявили свою самоорганизацию, творчество?