Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
Читаю стихотворение в прозе «Собака».
– Обращаясь к читателю, Тургенев говорил:
«…читай их враздробь: сегодня одно, завтра
другое, – и которое-нибудь из них, может быть,
заронит тебе что-нибудь в душу…».
Учитель: Заронили ли вам что-нибудь в
душу эти произведения? Что для вас
«Стихотворения в прозе»?
Ученики: Это размышления автора,
поучения, откровения…
Учитель: Когда были написаны
стихотворения? Что происходило в жизни
Тургенева?
Ученики: Стихи в прозе были написаны в
последние годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева
(1878-1882 гг.) Мучительная болезнь, старость,
одиночество, тоска по Родине – были его
спутниками.
Учитель: Конец жизни. Человек должен
сделать что-то самое важное, значимое. И вдруг он
пишет эти «легонькие листки». Но так ли уж они
легки? Что скрывается за незначительным, простым
сюжетом?
Автор довольно долго искал название своему
«детищу».
Запись на доске:
«Посмертное»
“SENILIA” – песни старости;
старческое;
стариковское
сновидение старца.
«Стихотворения в прозе» – 1882 г.
Сам он называл их «последние вздохи старика»,
«зигзаги».
Какую особенность «Стихотворений в прозе»
отражало это название?
(Запись на доске по ответам учащихся)
Ученики: Контрастность тем, мотивов,
образов, интонации, необычность жанра. Ставит и
решает самые сложные нравственные и
социальные общечеловеческие проблемы.
Учитель: Какими настроениями
проникнуты известные вам стихотворения в прозе?
Ученики: Многие лирические миниатюры
посвящены теме одиночества, старости, смерти,
болезни. Это продиктовано возрастом и
одиночеством. Тем не менее, нота оптимизма
пробивается через понятную нам печаль.
Стихотворения все же оптимистичны, полные веры в
человека, они воспевают большие и маленькие
человеческие радости, любовь, духовное величие и
красоту, честность, милосердие, вечное движение и
обновление жизни.
Учитель: Стар, одинок, раздавлен
болезнью. Откуда оптимизм? Где его истоки?
Ученики: Истоки тургеневского
оптимизма – это неистребимая любовь к России, ее
людям, природе.
Учитель: Обратимся к стихотворению
«Воробей». Определите тему стихотворения в
прозе.
Ученики: Прославление любви,
побеждающей смерть.
Учитель: Каким выводом хотел поделиться
Тургенев?
Ученики: «Любовь, думал я, сильнее
смерти и страха смерти. Только ею, только любовью,
держится и движется жизнь».
Учитель: А как он смог это понять? Как
здесь выразился сам автор? Соотнесите сюжет
стихотворения с выводом? Почему не люди герои
этого сюжета?
Учитель: Прочитаем стихотворение
«Нищий». Почему пожатие руки нищий назвал
подаянием?
Ученики: не пренебрегли, не отнеслись с
презрением, дали возможность подняться с колен…
Учитель: «Я понял, что и я получил
подаяние от моего брата». О каком подаянии
идет речь?
Ученики: Герой утвердился в мысли, что
способен сострадать, чувствовать чужую боль…
Учитель: Познакомимся со
стихотворением в прозе «Два богача» О чем это
произведение?
Ученики: О нравственном богатстве,
милосердии, самопожертвовании во имя любви к
другому человеку.
Учитель: Что же такое, по Тургеневу,
настоящее милосердие? Объясните смысл слова
«милосердие».
Ученики: Милосердие – готовность
помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
Учитель: 17 марта 1877 г. Тургенев записал в
своем дневнике: «Полночь. Сижу я опять за своим
столом… а у меня на душе темнее ночи…Могила
торопится проглотить меня, как миг какой
пролетает день, пустой, бесцельный. Смотришь:
опять вались в постель. Ни права жить, ни охоты
нет; делать больше нечего, нечего ожидать, нечего
даже желать». В каких стихотворениях вы уже
слышали эти ил подобные мысли?
Ученики: «Старик», «Последнее
свидание», «Старуха».
Учитель: В чем смысл жизни для бедного
старика?
Ученики: Смысл жизни в воспоминаниях о
прошлом, о молодости и любви, в памяти о Родине,
потому что в настоящем только болезнь,
одиночество, а в будущем – смерть. « Но будь
осторожен… не гляди вперед, бедный старик!»
Учитель: Предлагает ли Тургенев в своих
стихотворениях какой-то выход из того состояния,
о котором пишет в дневнике?
Ученики: В стихотворении «Мы еще
повоюем!» слышен оптимизм, надежда на лучшее.
Учитель: Показывает ли в этом
стихотворении Тургенев человеческую силу,
которая содействовала бы развитию общества?
Ученики: Самопожертвование, любовь,
честь…
Учитель: К какому выводу приходит автор
в других стихотворениях?
«Житье дуракам между трусами», «Смерть нас
примирила», «Бывают улыбки хуже слез», «Хочешь
быть счастливым? Выучись сперва страдать».
Учитель: Стихотворения в прозе – это
слияние прозы и поэзии. В чем вы видите это
единство? Чем стихотворения близки лирике?
Ученики: Глубокий лиризм,
эмоциональность повествования, краткость формы.
Коллективное составление и запись таблицы.
ЭПОС | ЛИРИКА |
Отображает всю полноту, многогранность жизни человека в ее развитии, всю глубину человеческой психологии. | Внутренний мир, собственное «я» поэта. Поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями, врагами, с самим собою. |
Учитель: Попробуйте сформулировать
определение жанра стихотворение в прозе.
Зачитываем полученные определения, сопоставляем
с определением из словаря литературоведческих
терминов:
Стихотворение в прозе – лирическое произведение
в прозаической форме, обладает такими признаками
лирического стихотворения, как небольшой объем,
повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная
композиция. Форма сложилась в европейской поэзии
в эпоху романтизма. Образцом принято считать А.
Бертрана «Гаспар из тьмы». (1842 г.) Термин
«Стихотворение в прозе» введен Шарлем Бодлером в
«Цветах зла».
Учитель: Итак, «Стихотворения в прозе»
И.С. Тургенева – это?
(Учащимся предлагается закончить предложение)
Ученики: «Стихотворения в прозе» – это
удивительный сплав поэзии и прозы, целый мир
размышлений, философское осмысление мира, итог
всей его жизни, интимная исповедь художника,
отражение исканий, раздумий, противоречий.