Цели:
- Подвести итог работы по микромодулю “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК”, в основу которого положена идея отбора яркого литературного материала по так называемым “сквозным” темам, с целью подготовки учащихся к выпускным экзаменам по литературе.
- Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателями, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, ненависть, тревогу писателей.
- Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
Проблема урока:
КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАЛ (СТАНОВИТСЯ) ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, чтение наизусть, защита своих работ и др.).
- Репродуктивный (применение знаний на практике).
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).
Оборудование:
Выставка “Добро и зло”, портреты писателей, роман Ч.Айтматова “Плаха”, роман В.П.Астафьева “Царь-рыба”, повесть Б.Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”.
Музыкальное оформление:
Музыка Пола Уинтера, выдающегося американского композитора.
ХОД УРОКА
Звучит музыка американского композитора Пола Уинтера.
I. Вступительное слово учителя
- Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили философа афиняне.
- Я ищу человека, - ответил он.
- Кого? Меня? Его?
- Я ищу Человека, - повторил мудрец.
А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
- Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания?
Ответы учащихся:
Учитель: Люди издревле мечтали о
совершенном человеке. Но эта мечта пока не
осуществлена. Путь к исключению, искоренению зла
в себе не найден. В мире много грустного,
горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир,
НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму,
проходит через нашу собственную душу.
Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего
нашего урока НАЧАТЬ С СЕБЯ!
Эпиграфы:
Человек – сын природы.
В.А.Сухомлинский.
Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо.
М.Пришвин.
Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность.
Антуан де Сент-Экзюпери.
И эти эпиграфы не случайны. Поскольку
ЦЕЛЬ урока – вместе с писателями Ч.Айтматовым,
Б.Васильевым, нашим замечательным земляком –
В.П.Астафьевым и др. попытаться распутать тот
узел, в котором туго стянуты воедино добро и зло,
честь и бесчестие, милосердие и жестокость,
совесть и бессовестность, ответственность и
вседозволенность, благородство и низость.
Вместе с писателями попытаемся ответить на
следующие вопросы:
- Человек и природа.
- Что нравственно и что безнравственно?
- Истоки зла и жестокости.
- Когда человек стал (становится) ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?
Итак, мы начинаем.
“Я никогда не перегораживал текущей воды”. (Надпись на гробнице фараона.)
- Как вы понимаете значение этих слов?
Ответы учащихся:
- Каким образом показывают писатели единство человека и природы?
Ответы учащихся.
- Какие лирические отступления вам запомнились особо?
II. Работа по группам.
Выразительное чтение отрывков наизусть.
1 группа.
В.П.Астафьев. “ЦАРЬ-РЫБА”, отрывок из главы “КАПЛЯ”.
Казалось, тише, чем было, и быть уже не могло, но не слухом, не телом, а душою природы, присутствующей и во мне, я почувствовал вершину тишины.
На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела крупная капля и замерла, боясь обрушить мир своим падением.
Капля висела над моим лицом, прозрачная и грузная, “Не падай! Не падай!” - заклинал я, просил, молил кожей и сердцем, внимая покою, скрытому в себе и в мире.
- Какой философский смысл приобретает этот отрывок?
2 группа.
Ч.Айтматов. “ПЛАХА”
Учитель: Одна из несомненных удач романа Ч.Айтматова “Плаха” - волчья пара Акбара и Ташчайнар. Они как будто очеловечены. Прием?
- Какие черты делают их столь необыкновенными? Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие это.
Ответы учащихся:
Чтение наизусть отрывка из романа.
Прислушиваясь к тому, что творилось помимо воли в ее ожившей утробе, Акбара заволновалась. Сердце волчицы учащенно заколотилось – его наполнили отвага, решимость непременно защитить, оградить от опасности тех, кого она вынашивала в себе. Сейчас она бы не задумываясь схватилась с кем угодно. В ней заговорил великий природный инстинкт сохранения потомства. И тут же Акбара почувствовала, как на нее горячей волной нахлынула нежность – потребность приласкать, пригреть будущих сосунков, отдавать им свое молоко так, как если бы они уже были под боком. То было предощущение счастья. И она прикрыла глаза, застонала от неги и томно, медленно-медленно потянулась всем телом, насколько позволяло логово, и, окончательно успокоившись, снова придвинулась к своему сивогривому Ташчайнару.
3 группа.
Б.Васильев. “НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ”
Учитель: Главный герой, Егор Полушкин – неудачник. Его не всегда понимает жена, называет его “непутевым”, “бедоносцем”. Его не понимают на работе. Почему?
Ответы учащихся:
– Когда же Егор почувствовал себя человеком?
Чтение отрывка наизусть
Егор упорно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучу валежник и сухостой. Он соорудил шалаш, где жил вместе с Колькой, чтобы не тратить зазря время на поездки домой. И все равно времени ему не хватало, и он был счастлив оттого, что ему не хватает времени, и если бы сутки были вдвое длиннее, он бы и тогда загрузил их от зари до зари. Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек.
Учитель: Вот он настоящий союз человека и природы. После таких лирических отступлений так и хочется сказать словами С.Смирнова:
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
III. Беседа с учащимися.
Но не таков человек. Он наступает на природу,
рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях.
В.Распутин говорил, что природа сама по себе
нравственна, безнравственной ее делает человек.
Докажите это на примерах данных произведений.
– Что мы можем сказать о писателе
В.П.Астафьеве и его главных героях?
– Кто такой Аким?
– Кто противопоставлен Акиму? Какой он?
– К какой мысли приводит нас В.П.Астафьев?
В.П.Астафьев как бы говорит, что человек должен понять, что звери и птицы, растения проживут без нас, а мы без них обязательно погибнем.
– Какую главу вы считаете
кульминационной?
– В чем смысл этой кульминационной главы?
Браконьер – это тот, кто губит природу, но для В.П.Астафьева браконьер – не только в буквальном смысле, но и тот, кто вытаптывает души людей (как Игнатьич, Командор и др.), те, которые спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноило великую сибирскую реку.
Учитель: Итак, наказание неминуемо. Природа мстит. В романе Ч.Айтматова “Плаха” все завершается в одном эпизоде выстрела. Главный герой Бостон убивает Базарбая, виновного в трагедии волков и в смерти сына. Этот выстрел завершает трагедию Моюнкумской саванны. Зло порождает зло.
Чтение наизусть отрывка из романа.
– Кто же виноват в смерти сына
Бостона? Один лишь Базарбай?
Давайте проследим эту цепочку зла.
Примерные ответы учащихся:
– ребенка убили те, кто отдал
преступный приказ выполнить план мясопоставок
за счет диких сайгаков;
– те вертолетчики, которые гнали стадо
беззащитных сайгаков;
– тот, кто решил поставить завод на уникальном
озере;
– тот, кто поджег для очистки территории
приозерные камыши;
– тот, кто украл волчат;
– тот, кто убил детенышей волчицы Акбары.
Учитель: Вспомните, когда Бостон уложил тело малыша в кроватку, мать припала к изголовью сына и завыла так, как выла ночами Акбара, обращаясь к волчьей богине. И вой Акбары по потерянным волчатам сравнивается с воем матери по убиенному сыну.
Звучит музыка. На фоне музыки выразительное чтение отрывка.
А Акбара все убыстряла бег и бежала как безумная по камням, по сугробам, по лесам. А когда убедилась, что логово пусто, что оно давно нежилое, опять завыла, заскулила жалобно.
“Где они, что с ними? Где вы, щенята, четыре комочка-молочника?” И, высоко задрав голову, она обратилась к богине, плача и жалуясь.
“О, как плохо мне! Ты слышишь, волчья богиня Бюри-Ана? Это я, Акбара, несчастная и одинокая! Ты слышишь, как я вою и рыдаю. О, где же они и что с ними? Сойди сюда, в эти каменные горы, где тоже нет нам места. Видно нигде нет места волкам. Услышь, услышь меня, Бюри-Ана, услышь мой плач”.
Так плакала, так выла на луну Акбара той ночью средь холодных гор…
Учитель: Итак, Акбаре не дали выполнить свое великое предназначение. Показана цепочка – уничтожили сайгаков, уничтожили потомство волков, и это аукнулось чабанам, повлекло за собой смерть сына Бостона.
– Что является источниками зла, жестокости?
Ответы учащихся (запись на доске):
– Каков финал каждого произведения?
Ответы учащихся.
– Скажите, что может быть с
человечеством, если оно порвет связь с природой?
– Плаха.
– А что такое плаха?
– Плаха – лобное место, место казни. Если человек
будет по-варварски относиться к природе, то плаха
(!синоним апокалипсис) – это то, что не минует
людей.
– Какое настроение от этих произведений?
– Они мрачны, безжалостны, суровы, возникает
чувство безысходности.
– Так что, равнодушие победило, зло торжествует?
Что делать? Есть ли выход? Есть ли такой человек,
который смог бы бороться с этим злом?
– Есть. Это и Аким в романе В.П.Астафьева
“Царь-рыба”, это и Бостон, честный,
добросовестный, настоящий хозяин земли в романе
Ч.Айтматова “Плаха”, это и Егор Полушкин в
повести Б.Васильева “Не стреляйте в белых
лебедей”, это и сами писатели.
– Что их объединяет? Какие человеческие
качества?
Ответы учащихся (запись на доске).
Учитель: И правда, есть люди, от
которых всегда идет свет и тепло. И, встречаясь с
таким человеком, поневоле приободряешься и
хочется воскликнуть: “Поистине мир и велик и
чудесен!”. Ф.М.Достоевский говорил, что красота
спасет мир. А красота – это все, что нас окружает.
Хочется верить, что добро и совесть
восторжествуют.
Читая роман Ч.Айтматова “Плаха”, мы постоянно
встречались с образом синеглазой волчицы.
– Можем ли мы поставить знак равенства
СИНЕГЛАЗАЯ ВОЛЧИЦА = СОВЕСТЬ?
– Да, дело в том, что совесть – это не
голубь, совесть – это волчица, которая грызет и
гложет и может и вовсе загрызть.
Кстати, в литературной критике Б.Васильева
осуждали за то, что Полушкин не заявляет на
своего дальнего родственника, преступники ушли
от наказания. Но так ли это? Докажите.
Ответы учащихся:
Учитель: Вот почему так ведет себя
Федор Ипатыч, который пришел к Егору с дорогим
коньяком.
Вот почему в поединке с царь-рыбой Игнатьич
вспоминает все свои прошлые грехи и кричит:
“Прости, Глаша!”. Т.е. совесть не дает покоя.
Совесть – это самое страшное наказание, от нее не
уйдешь.
– А почему повесть Б.Васильева заканчивается
повествованием о Кольке – сыне Егора?
Ответы учащихся:
IV. Итог урока
– Какие проблемы ставят писатели в
своих произведениях? Попытаемся их
сформулировать.
– ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ: проклятие тем, кто губит
природу!
– НРАВСТВЕННЫЕ: проблемы доброты, человечности,
совести.
– С помощью каких художественных приемов
авторам удалось затронуть наши души?
Ответы учащихся:
Учитель: Дома вы попытались образно изобразить добро и зло. Как это у вас получилось?
1 группа – защита рисунков;
2 группа – защита икэбаны;
3 группа – обращение к современнику.
– Что нужно сделать, чтобы человек и
природа находились в гармонии?
– Нужно, чтобы человек стал Человеком.
– А когда, по-вашему, человек стал Человеком?
Читаются выдержки из сочинений учащихся.
Учитель: Эта же мысль звучит в произведениях многих писателей и поэтов.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя,
– говорил Е.Евтушенко.
А В.А.Сухомлинский сказал следующее:
“Красота – это радость твоей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари.
…увидел и изумился, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота”.
Но, чтобы это случилось, необходимо
НАЧАТЬ С СЕБЯ!
Вы, ребята, заканчиваете школу, стоите на пороге
новой жизни, хочется, чтобы в дорогу вы взяли ту
частичку добра, о которой сегодня говорилось на
уроке. Это и будет вам лучшей оценкой за урок.
V. Домашнее задание:
Сочинение-эссе “Начать с себя!”
Урок окончен. На уроке звучала музыка Пола Уинтера, выдающегося американского композитора, борца за все живое на земле.