Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского". Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель:

  • формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений;
  • формировать умение интерпретировать текст художественного произведения

Технология: проблемного обучения

Методические приемы:

  • анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
  • беседа;
  • составление ассоциограммы;
  • литературный эксперимент;
  • устное монологическое высказывание;
  • составление сопоставительной таблицы;
  • работа с иллюстрациями, фрагментом фильма.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Литературный эксперимент

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

Работа в парах:

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

К.П.Троекуров

А.Г.Дубровский

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Покровское

Кистенёвка

Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями

Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

 

Черновой вариант

Окончательный вариант

1.

“Через минуту Шабашкин стоял, … с умилением ожидая…”

“Через минуту Шабашкин стоял с трепетом ожидая”

“Через минуту Шабашкин стоял … с благоговением ожидая…”

2

“Я ехал мимо, - отвечал Шабашкин”

“Я ехал в город, ваше превосходительство, - отвечал Шабашкин, - и зашел к Ивану Демьяновичу узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства”

3

“… нет ли какой надобности?...”

“…не будет ли какого приказания…”

4

Троекуров, обращаясь к Шабашкину: “Брат, братец”

“Как бишь тебя зовут?”

5

“Садись – ко, брат, - хочешь водки?”

“Выпей водки да слушай”

6

“…нет, братец, ни прав, ни документов”

“Врешь, братец, какие тебе документы”

Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?

Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”) Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?

Почему Дубровский не предпринял ответных мер?

Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?

Анализ эпизода “Суд”.

Работа в группах:

1, 2 группа:

Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:

Приезд в суд

 

Слушание протокола

 

Подписывание решения

 

Отъезд из суда

 

3, 4 группа:

Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:

Приезд в суд

 

Слушание протокола

 

Подписывание решения

 

Отъезд из суда

 

Анализ работы группы:

В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?

Сцена суда – одна из самых ярких сцен романа “Дубровский”. К ней обращались иллюстраторы произведений А.С. Пушкина, ярко показаны она и в экранизации романа режиссера В.Никифорова “Благородный разбойник Владимир Дубровский”.

Работа с иллюстрациями Д.А.Шмаринова и отрывками фильма В.Никифорова “Благородный разбойник Владимир Дубровский”:

На какие детали обращает внимание режиссер, что он подчеркивает?

Как ведут себя чиновники после оглашения решения суда?

Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)

А Дубровский?

Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью).

Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость)

9. Проблемный вопрос, 2-й этап рефлексии

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

(Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство)

Записать в тетрадь (5-6 предложений) ответ на поставленный вопрос, сравнить с первоначальной записью. Что изменилось в вашем восприятии этих эпизодов?

10. Итог.

Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства.

Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров? А морально?

У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля:

Честь:

  • внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
  • высокое звание, чин, должность.

Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации?

Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет?

11. Домашнее задание.

Выполнить одной из заданий по выбору:

  1. Ответить письменно на вопрос: “Почему “внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество”?
  2. Подобрать пословицы о чести и достоинстве, проанализировать их, соотнеся с событиями главы 2 произведения А.С.Пушкина “Дубровский”.