Цель:
- формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений;
- формировать умение интерпретировать текст художественного произведения
Технология: проблемного обучения
Методические приемы:
- анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
- беседа;
- составление ассоциограммы;
- литературный эксперимент;
- устное монологическое высказывание;
- составление сопоставительной таблицы;
- работа с иллюстрациями, фрагментом фильма.
Ход урока
- Оргмомент
- Литературный эксперимент
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.
Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
- “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
- “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)
Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?
Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).
К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.
3.Формулировка темы и цели урока
Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.
4. Постановка проблемного вопроса
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
5. 1-й этап рефлексии
Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).
Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.
6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)
Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:
Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.
Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.
Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.
7. Актуализация ЗУНов.
Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.
Работа в парах:
На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:
пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости
Распределить данные качества в таблице:
К.П.Троекуров |
А.Г.Дубровский |
Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.
Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?
Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.
Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?
Покровское |
Кистенёвка |
Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями |
Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. |
Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).
Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).
Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?
Говорящими являются и имена героев.
Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель
Петр - скала, утес, камень.
Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.
О чем говорят имена героев?
Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.
Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?
На чем основывается их дружба?
Что стало причиной ссоры героев?
8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.
Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?
Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)
Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.
Прочитайте портретное описание Шабашкина.
Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.
Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)
Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?
С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)
В чем особенность его речи?
Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)
Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)
Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)
Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”
Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?
Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?
Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).
Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?
Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.
Проведем исследовательскую работу (работа в парах)
Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?
Черновой вариант |
Окончательный вариант |
|
1. |
“Через минуту Шабашкин стоял, … с умилением ожидая…” “Через минуту Шабашкин стоял с трепетом ожидая” |
“Через минуту Шабашкин стоял … с благоговением ожидая…” |
2 |
“Я ехал мимо, - отвечал Шабашкин” |
“Я ехал в город, ваше превосходительство, - отвечал Шабашкин, - и зашел к Ивану Демьяновичу узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства” |
3 |
“… нет ли какой надобности?...” |
“…не будет ли какого приказания…” |
4 |
Троекуров, обращаясь к Шабашкину: “Брат, братец” |
“Как бишь тебя зовут?” |
5 |
“Садись – ко, брат, - хочешь водки?” |
“Выпей водки да слушай” |
6 |
“…нет, братец, ни прав, ни документов” |
“Врешь, братец, какие тебе документы” |
Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?
Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”) Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?
Почему Дубровский не предпринял ответных мер?
Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?
Анализ эпизода “Суд”.
Работа в группах:
1, 2 группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд |
|
Слушание протокола |
|
Подписывание решения |
|
Отъезд из суда |
3, 4 группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд |
|
Слушание протокола |
|
Подписывание решения |
|
Отъезд из суда |
Анализ работы группы:
В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?
Сцена суда – одна из самых ярких сцен романа “Дубровский”. К ней обращались иллюстраторы произведений А.С. Пушкина, ярко показаны она и в экранизации романа режиссера В.Никифорова “Благородный разбойник Владимир Дубровский”.
Работа с иллюстрациями Д.А.Шмаринова и отрывками фильма В.Никифорова “Благородный разбойник Владимир Дубровский”:
На какие детали обращает внимание режиссер, что он подчеркивает?
Как ведут себя чиновники после оглашения решения суда?
Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)
А Дубровский?
Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью).
Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость)
9. Проблемный вопрос, 2-й этап рефлексии
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
(Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство)
Записать в тетрадь (5-6 предложений) ответ на поставленный вопрос, сравнить с первоначальной записью. Что изменилось в вашем восприятии этих эпизодов?
10. Итог.
Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства.
Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров? А морально?
У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля:
Честь:
- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
- высокое звание, чин, должность.
Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации?
Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет?
11. Домашнее задание.
Выполнить одной из заданий по выбору:
- Ответить письменно на вопрос: “Почему “внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество”?
- Подобрать пословицы о чести и достоинстве, проанализировать их, соотнеся с событиями главы 2 произведения А.С.Пушкина “Дубровский”.