Разработка урока литературы "Г.Х.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой любви и настоящей красоте". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: Г.Х.Андерсен, Г.Х.Андерсен «Снежная королева»


Предмет

Литература

Класс

5

Тип урока

Урок открытия новых знаний (1 час)

Технология

Исследовательский метод

Цель

Обучающая. Создание условий для осознанного восприятия проблематики сказки Андерсена «Снежная королева», интерпретации текста с учетом внутреннего мира и внешнего описания персонажей.
Развивающая. Развитие умений анализа и комментирования текста, обобщения и оценивания литературного материала.
Воспитательная. Воспитание уважения и верности дружбе, умения уважительно относиться к мнению другого человека.

Результаты

Предметные. Овладение знаниями о творчестве Х.К.Андерсена, осознанное восприятие и понимание проблематики сказки «Снежная королева».
Метапредметные. Умение проводить исследование, анализировать, сравнивать текст и его интерпретации, извлекать информацию из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Личностные. Навык сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности. Умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.

Основные термины

Сказка, народная и литературная сказка.

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал: таблицы для заполнения, справочная литература.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Этап мотивации

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Давайте сегодняшнее занятие проведем плодотворно. Главная задача - быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Однажды в старой Дании»

- Только что вы услышали песню «Однажды в старой Дании» из кинофильма «Тайна Снежной королевы» в исполнении Олега Ефремова, как вы думаете, почему сегодняшнее занятие я решила начать именно с нее?
ПОУ (примерные ответы учеников): - Мы будем изучать произведение Андерсена «Снежная королева».
Учитель: - Совершенно верно. А какие произведения этого автора вы знаете еще?
ПОУ: Гадкий утенок, Дикие лебеди, Дюймовочка, Новое платье короля, Огниво, Оле-Лукойе, Принцесса на горошине, Пятеро из одного стручка, Русалочка, Стойкий оловянный солдатик.
Учитель

…И грустная, и дерзкая,
И острая и нежная,
И взрослая, и детская…

Почему для характеристики сказки «Снежная королева» автор слов песни выбирает именно эти слова?
ПОУ: Это сказка для детей и взрослых, когда ее читаешь, возникают разные чувства: грусть, нежность и т.д. А острая, потому что во все времена проблемы, поднятые в сказке остаются актуальными.
Учитель: Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям, и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях. Читая и осмысляя сюжеты сказок Андерсена, каждый из нас обязательно находит в них крупицу мудрости великого датчанина, сочувствует его внутренним переживаниям.
Вот и мы окунемся сегодня в сказку «Снежная королева» и попробуем понять смысл этого великого произведения, а также попытаемся сравнить наше понимание смысла сказки с тем, который вкладывают другие читатели.

Этап актуализации знаний

Учитель: Что же такое сказка? Выберите верное определение сказки.
1.Сказка - это научно-фантастическое произведение.
2.Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.
3.Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
ПОУ: Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Учитель: Совершенно верно.
Учитель: Исправьте предложенную таблицу

Народная сказка

Литературная сказка

1.Автор - народ

1.Автор - конкретное лицо

2.Существует в письменной форме

2. Существует в устной форме

3.Существует в одном варианте

3. Существует в нескольких вариантах

4.Время создания неизвестно

4. Время создания известно

Учитель: К какой группе можно отнести сказку «Снежная королева», почему?
ПОУ: К авторской (автор -Андерсен, существует в письменной форме, в одном варианте, время создания -1844 год).

Выявление места и причины затруднения


Учитель: Как вы думаете, о чем эта сказка?
ПОУ: О борьбе добра и зла, о дружбе и т.д.
Учитель: А я считаю, что эта сказка о великой любви и настоящей красоте. Это и есть тема нашего урока, «Снежная королева» - сказка о великой любви и настоящей красоте», запишите ее в тетрадь.
Учитель: Что же такое любовь и красота?
ПОУ:
Учитель: Давайте посмотрим, как объясняет эти слова Сергей Иванович Ожегов в своем толковом словаре.
Любовь - Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Красота - Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое наслаждение.
Кто из героев сказки ассоциируется у вас со словом «любовь»? Объясните свой выбор.
ПОУ: Герда
Учитель: А кто из героев со словом «красота»?
ПОУ: Снежная королева или Герда.

Этап целеполагания

Учитель: но в название нашего урока вынесены не просто слова «любовь» и «красота», им даны определения «великая любовь» и «настоящая красота».
На какой вопрос мы должны будем ответить на нашем уроке?
ПОУ: Кто в сказке Андесена по-настоящему красив и что такое великая любовь? (возможны варианты)
Учитель: Что нам потребуется, чтобы ответить на поставленный вопрос?
ПОУ: Проанализировать сказку. Понаблюдать за деятельностью персонажей.

Этап организации
познавательной деятельности

Учитель: Перед вами события сказки, их последовательность нарушена. Предлагаю восстановить события сказки в хронологическом порядке.
ПОУ: Восстанавливают очередность событий.
Учитель: А сейчас предлагаю вам отправиться за автором и Гердой, чтобы найти ответ на поставленный нами вопрос.
Первое событие Тролли разбили дьявольское зеркало и осколки попали в сердце и глаз Кая.
С чем ассоциируется зеркало?
Чем это зеркало отличалось от обычного?
Второе событие Осколки попали в сердце Кая?
Почему поменялся характер Кая?
Третье событие Кая уносит Снежная королева
Почему Кай привязал свои санки именно к саням Снежной королевы?
Четвертое событие Герда оказалась у старушки, умеющей колдовать
Каким образом оказалась Герда у старушки?
Почему колдунья захотела оставить девочку у себя? Удалось ли женщине осуществить свой план?
Почему именно роза помогла девочке вспомнить про Кая?
Когда еще в произведении встретился этот цветок?
Пятое событие Встреча с воронами, принцем и принцессой
Почему ворон и ворона согласились помочь Герде?
Почему не оставили в беде Герду принц и принцесса?
Шестое событие Встреча с маленькой разбойницей
Как изменилась маленька разбойница после встречи с Гердой, почему?
Седьмое событие Лапландка
Как помогла Герде Лапландка?
Восьмое событие Финка
Олень просит наделить Герду силой. Почему Финка не может этого сделать? Зачитайте ответ женщины.
Девятое событие В чертогах Снежной королевы
Опишите мир Снежной королевы.
Почему автор сказки, рассказывая о Кае в чертогах снежной королевы, употребляет слова «холодно, пустынно, мертво, самое сердце его было куском льда. Он сидел на одном месте такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз»? (умерла душа)
А в каком мире живет Герда? (любовь, цветы, добро, милосердие, доброта)
Почему именно Герде удалось растопить сердце Кая и удалить осколки дьявольского зеркала (любовь всесильна)
Событие десятое Возвращение
Именно всепобеждающая любовь Герды помогла вернуть Кая из холодного мира Снежной королевы и растопить его сердце. Благополучный исход имеет эта мудрая сказка.

Подведение
итогов урока, рефлексия

Учитель: В начале урока мы задали вопрос: что такое великая любовь, и кто в сказке Андерсена по-настоящему красив? Сможете ли вы сейчас на него ответить?
ПОУ: Великая любовь - это любовь, которая преодолевает все преграды и помогает спасти дорогого тебе человека, это любовь, распространяющаяся на все и всех окружающих, эта любовь делает добрее всех вокруг. Ведь все, с кем встречалась Герда, получали частичку этой бескрайней любви и даже самые злые персонажи тоже становились добрыми. А по-настоящему красивы только те, кто может любить. Несмотря на то, что Снежная королева была очень статной, великолепной и прекрасной, по-настоящему красивой была Герда, ведь только она смогла своей любовью растопить осколки в сердце Кая.
Учитель: Перед вами несколько цитат, выберите одну, которую вы сделали бы эпиграфом нашего урока, объясните свой выбор (несколько человек озвучивают)

«Красота - любовь, озаренная вечным светом»
Спору нет: вы очень хороши.
Это и младенцу очевидно.
Ну а то, что нет у вас души, -
Не волнуйтесь. Этого не видно.
(Э.Асадов)

Красивым быть, не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек,
Какая внешность может с ней сравниться!
(Омар Хайям)

В душе всегда остается след от сильной любви, и она легко разгорается снова.
Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьба ни отнимала от нее друзей, она, в конце концов, всегда их себе создает. (Роллан Р.)

ПОУ: Варианты
Учитель: Вот мы и ответили на вопрос, который поставили в начале урока. Спасибо за урок, работу мы продолжим после перемены.

2 урок

Учитель: Давайте обратимся к словам песни, которую слышали в начале первого урока:

Прошли года над крышами
И сказку все усвоили.
Ее мы тоже слышали,
Но поняли по-своему.
Что значат эти строки?

ПОУ:
Учитель: Верно, каждый из нас понимает прочитанное по-своему, это зависит от разных обстоятельств, об этом мы и будем говорить на нашем уроке.
Сейчас мы посмотрим видео, вы его проанализируете и сравните с оригиналом. Сделаете выводы о том, отличается ли интерпретация автора фильма от вашего понимания текста.

    Просмотр видео
  • Работа в группах
  • Представление результатов.

Насколько отличается ваше понимание от режиссерского и от чего оно зависит?