Разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Поэма С.Есенина «Анна Снегина»". Защита творческих проектов

Разделы: Литература


Цели.

  • Повышение мотивации учащихся к самостоятельному добыванию знаний из разных источников.
  • Углубление знаний о творчестве Есенина и о поэме.
  • Формирование у учащихся важнейших для современной жизни компетенций и творческих способностей.

Оборудование.

  • Компьютер, экран, проектор.
  • Портрет Есенина.
  • Таблицы-памятки.
  • У учащихся: тексты поэмы.
  • Готовые проекты, тексты киносценария, альманах, исследовательские работы.
  • Ребята садятся группами.

Эпиграф к уроку.

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
С. Есенин

Какой чистый и какой русский поэт!
М. Горький

Ход урока

Организационная часть. Ознакомление с проектными группами.

- Сегодня у нас необычный урок: мы защищаем свои творческие проекты по поэме С.Есенина “Анна Снегина”. Над проектами работали четыре группы: программисты, журналисты, исследователи и сценаристы. Журналисты сотрудничали с исследователями, а сценаристы – с программистами.

Вступительное слово учителя о С.Есенине.

- Сергей Есенин – самый любимый читателями поэт из всех поэтов начала 20-го века. Но ведь и при жизни, и после смерти он был самым критикуемым, да и сам не скрывал своих недостатков. И в недавно продемонстрированном телесериале личность Есенина в исполнении С. Безрукова упрощена до крайности. В нем нет никакой мыслительной деятельности, нет душевного надлома. Талант поэта – будто дар божий, упавший с неба. За внешней жизнью поэта, светскими сплетнями, пьянками-гулянками, весельем, истерическими обидами на большевиков авторы фильма не показали напряженной жизни израненного сердца, работы ума, огромную жалость и любовь к людям, к животным, к своей стране, ко всему человечеству. А ведь как многозначительны слова Есенина из поэмы (обращение к эпиграфу):

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!

Почему же произведения Есенина до сих пор волнуют сердца читателей? В чем сила его обаяния? Ответ на эти вопросы мы постарались найти в поэме “Анна Снегина”. Завершающей стадией исследования поэмы является представление наших проектов.

Слово дается журналистам.

Руководитель группы:

- Взявшись за проект, наша группа решила выпустить литературный альманах “Поэтическое сердце России”, посвященный Есенину, где преобладает тема любви, поэтому эпиграфом выбрали слова: “Мы все в эти годы любили…”. Нашей задачей мы ставили изучение наиболее интересных фактов из творческой биографии поэта и оформление альманаха, а также включение рубрики со своими исследовательскими и творческими работами. Распределили обязанности с учетом способностей каждого. Считаем, что альманах получился содержательным. Представляем его вашему вниманию.

Ученики:

- На первой странице “Легенды о Есенине” мы поместили размышления о том, какой легендарной личностью был Есенин, какие разные легенды и слухи распространялись о нем (читает некоторые из них). Но, как бы ни старались очернить его, светлые воспоминания все же берут верх. Есенин был, есть и будет тонким лириком и мастером пейзажа.

- Вторая страница называется “А знаете ли вы?”. Здесь мы поделились некоторыми фактами из жизни Есенина, которые вызвали у нас интерес (читает статьи).

- Следующая страница озаглавлена строками из стихотворения Есенина: “Много женщин меня любило, да и сам я любил не одну…” Многих интересуют любимые женщины Есенина. Мы узнали о некоторых из них, нашли их фотографии, описали их судьбы. Назовем лишь имена любимых женщин поэта. Анна Изряднова была гражданской женой поэта, с которой они познакомились в 1913 году, и у них родился сын Юрий. Зинаида Райх стала законной женой в 1917 году. Айседора Дункан – американская танцовщица, которая была на 17 лет старше поэта и с которой они расписались в 1922 году… Не зная языка, они горячо любили друг друга. Галина Бениславская делила с поэтом кров в последние месяцы жизни, умерла на могиле Есенина в 1926 году. Надежда Вольпин занимала особое место в жизни Есенина. Это та самая “на севере девушка тоже, на тебя она страшно похожа…” из стихотворения “Шаганэ…” Их сын Александр Сергеевич родился в 1924 году. Впоследствии он эмигрировал в США. Внучка Л. Толстого Софья Толстая стала женой поэта в конце июля 1925 года. Нам кажется, что в личной жизни Есенин был очень несчастливым.

- Мы включили в альманах и наши исследовательские работы. На изучение темы “Пушкинские традиции в поэме “Анна Снегина” меня натолкнула мысль о некотором сходстве сюжетных мотивов в поэме Есенина и в романе в стихах Пушкина “Евгений Онегин”: приезд в деревню, несостоявшаяся любовь, письмо, разлука… Но убедилась, что Есенин не повторяет великого Пушкина. Через сто лет после “Евгения Онегина” в поэме звучит тема родины, революции, сыгравшей роковую роль в судьбе любящих друг друга людей. Для Есенина любовь к родине – высшая ценность жизни. Но бесспорно то, что оба произведения – шедевры литературы.

- Я исследовала тему “Прототипы Анны Снегиной”. Все знают, что прототипом Анны Снегиной явилась Лидия Кашина – дочь помещика, хозяина имения в Константинове.. Желая узнать о ней и об их отношениях с Есениным, я изучила много литературы и обнаружила, что прототипами являются еще две женщины. Анна Сардановская напоминала девушку в белой накидке именем, возрастом, чертами внешнего облика и тем, что полюбила другого и сказала ласково “нет”. Писательница Ольга Снегина напоминает Анну Снегину позднего периода. Псевдоним Снегина – перевод фамилии ее мужа англичанина Сно (в переводе-снег). Три возраста героини – это три разных облика.

- Мы решили включить в наш альманах и рубрику “Литературный дебют”, где напечатали стихотворения нашей одноклассницы Ольги Зямбековой с ее фотографией, а также ее рассказ “Случайная встреча”. Ведь, по мнению Ольги, “поэтом быть не каждый может, мечтать, как он, умеют все”. (Выступление Ольги).

- И последняя страница “В часы досуга”. Желающие могут решать кроссворд и криптограмму, составленные нами. (Проецирование на экране, решение).

Учитель:

- Какую оценку вы даете творческому проекту своих товарищей?

- Альманах богат содержанием, разнообразием жанров. Много самостоятельных творческих работ. Ребята работали дружно. Проект оформлен красочно. Мы бы поставили оценку “отлично”.

- Да, вы проделали огромную работу. Продукт вашего интеллектуального проекта оценивается на “отлично”.

Учитель:

- Еще один исследовательский проект, не вошедший в альманах, заслуживает внимания. Эту работу выполнили Михеева Мария и Стахеева Зинаида.

- Мы исследовали тему “Отражение реальных событий в поэме “Анна Снегина”. Задача: определить, насколько автобиографична эта поэма, как верно отражена в ней история. (Выборочное чтение отдельных моментов). Изучив много литературы, мы пришли к выводу, что в основу положены реальные события: три поездки Есенина на родину, названия деревень соответствуют существовавшим около Константинова деревням Радово, Криуша, сходы мужиков; прототипом Прона Оглоблина был Мочалин Петр Яковлевич. Историзм проявляется в отражении в поэме революционных событий, очевидцем которых был сам Есенин. Поэма с точностью открывает все происходившее в стране в тот период, то есть на протяжении семи лет.

- Действительно, авторы работы сумели доказательно рассказать о реальности и художественном вымысле в поэме. Работу оцениваем…

- Слово даем группе программистов.

- Наша группа ставила перед собой задачу создания информационного проекта – компьютерную презентацию поэмы. Объединившись с группой сценаристов, мы подбирали фотографии, рисунки, по содержанию подходящие к поэме, и сделали слайды. В работе использовали материалы из энциклопедии, из Интернет-ресурсов, из журналов. В этом пригодились знания, полученные на уроках информатики.

- Слово даем сценаристам.

Защита творческого проекта киносценария.

Добрый день! Наша группа хочет познакомить вас с творческим проектом “Киносценарий по поэме С. Есенина “Анна Снегина”.

Перед началом работы нами рассматривалось несколько вариантов создания творческого проекта, таких как инсценировка, презентация, киносценарий. Просмотрев все варианты, мы остановились на последнем. Нам показалось, что эта работа более актуальна, т.к. кинофильм по этой поэме еще не создавался, но известно о постановке театральных пьес.

Перед собой мы поставили конкретно несколько задач:

1. Создание текста киносценария, а для этого:

а) поиск необходимой информации в Интернете и литературе;

б) создание кадров по наиболее важным эпизодам с описанием образов героев, с их характеристиками.

2. Подготовка слайдов в соответствии с каждым кадром киносценария совместно с группой программистов..

3. Обобщение и оценка проделанной работы.

4. Подготовка защиты.

Нашей главной целью являлось создание киносценария, а не ее инсценировка. Так как работы оказалось много, мы решили распределить ее между собой. Каждый старался помочь по мере своих возможностей. Кто-то искал материалы, иллюстрации, кто-то печатал, кто-то создавал слайды. Мы считаем, что распределили работу удачно, и обобщенный результат вы видите перед собой.

Создание проекта - это очень трудная, объемная работа с множеством проблем. Одна из них, с которой мы столкнулись при составлении текста киносценария – это портрет героев. В поэме этому отведено очень мало места, поэтому пришлось включить всю свою фантазию и найти описание одежды того времени из литературы.

Вторая, немаловажная проблема при создании презентации - это поиск подходящих иллюстраций к уже созданным и напечатанным кадрам. Очень сложно было подобрать рисунки, в точности отражающие действия поэмы, поэтому их поиск занял много времени. Но одновременно работа оказалась интересной. Мы узнали много нового из биографии Есенина, из истории создания им “Анны Снегиной”.

Компьютерная презентация (программисты). Комментарии к кадрам (сценаристы).

Кадр 1.

Прекрасный апрельский день. Небо ясно. Солнце, приветливое и светлое, лучезарно выплывает под узкой, длинной тучкой. Освещая ее края в лиловый цвет. Такая погода дождя не обещает. По всей широкой, мутно-лазурной, играющей светом поверхности разлившейся реки разбросаны пустые. но уже начавшие зеленеть острова. Леса тоже начали вбирать в себя всю силу весеннего дня.

Кадр 2.

На переднем плане телега. В ней едет молодой человек (Сергей), лет 20, со светлыми кудрявыми волосами, одетый в пиджак, отглаженные брюки, лакированные ботинки. Возница в кафтане, кирзовых сапогах, картузе погоняет лошадь. Размытая дорога уводит в деревню. Справа лесок. Сквозь него виднеется деревня. За крышами домов сверкает на солнце куполами церковь. Возница неторопливо рассказывает… (…)

Кадр 3.

Деревня Радово. Избы крепкие, добротные. Возница, высокий мужик лет 30, торгуется со своим пассажиром. (…)

Кадр 4.

Сергей у мельницы. Рядом дом мельника. Навстречу Сергею выбегает из мельницы пожилой крепкий мужик. Он весь в муке. Говорит тяжело, от радости двух слов связать не может. Они обнимаются. (и т. д.- всего 26 кадров)

Чтобы более конкретно представить нашу работу, мы хотим озвучить несколько эпизодов киносценария. Наш выбор пал на последние кадры, заключающие в себе основную идею произведения и в которых участвуют главные герои. (Инсценирование части поэмы).

Проделав огромную работу, мы можем сказать одно: “Мы ею очень довольны!” Теперь мы считаем, что смело можно снимать кинофильм по нашему сценарию.

- Ребята, как вы оцените работу группы?

- Проект киносценаристов получился отличным. Ребята строго придерживались содержания поэмы, постарались объективно передать ту обстановку, где происходили действия. Вместе с этим они показали и душевное состояние героев. Мы считаем, что они выполнили поставленные задачи на “отлично”.

В заключение урока можно сказать, что в ваших работах чувствуется знание своей темы, умение работы над проектом. Поэму вы все изучили хорошо. На примере поэмы и других произведений С. Есенина творческий портрет автора предстает перед нами в самом привлекательном облике. Искренность, чистота чувств, сердечная доброта, любовь и гражданская верность родине притягивают нас в героях поэмы, а значит, и в самом авторе. И из всех высказываний современников о Есенине, наверное, самое меткое передано словами М. Горького: “Какой чистый и какой русский поэт!”