Цели:
- разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
- развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
- развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
- работа с ключевыми понятиями;
- воспитывать читательскую культуру школьников
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, портреты помещиков, выставка книг.
ХОД УРОКА
1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.
Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?
Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?
3. Выдвижение гипотез:
– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней
говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики
уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.
4. Повторение старого материала с целью проверки гипотез.
Учитель предлагает вспомнить произведения Грибоедова, Лермонтова.
– Вспомните комедию Грибоедова. Ведь ей можно
было бы дать название, допустим, «Приключения
Чацкого в Москве».Почему Грибоедов назвал
комедию «Горе от ума»?
Какой смысл вложил он в это название?
Ученик: Грибоедов хотел этим названием подчеркнуть, что умного, передового человека не ценят в дворянском обществе. Название подчеркивает непримиримость, конфликт между передовым, просвещенным человеком и реакционным, отсталым дворянством.
Учитель: А какой смысл названия романа Лермонтова? Почему он не назвал, скажем, «Жизнь Печорина»?
Ученик: Называя роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов подчеркивает типичность Печорина для 80-х годов. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Герой нашего времени …» точно портрет, но не одного человека. Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Учитель резюмирует: Как видите, название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.
5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.
Учитель: Обратимся снова к Гоголю.
Какой же смысл вкладывает он в название поэмы?
Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем
мы в понятие «душа», когда говорим: «Это человек с
душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества
человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием
благородные стремления человека. Это внутренний,
духовный мир человека.
Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?
Учащиеся пересказывают близко к тексту отрывки из 5-й главы. Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.
Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?
При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:
– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?
Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.
Учитель: Когда Чичиков приехал к
Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин
молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже
ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о
чем говорить с хозяином дома, как прервать
неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О
политике, искусстве, о судьбе России, о
литературе? – Нет, этого оскотинившегося
помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно
молчаливый Собакевич оживляется и даже
становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о
том, что его интересует. Когда же и почему
оживляется Собакевич?
Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».
6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.
Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?
Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.
Учитель: А что интересует Собакевича?
Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).
7. Презентации учащихся
Учитель: Следует подчеркнуть, что
Собакевич не только не стыдится своего
болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже
считает, что умение поесть – главное достоинство
русского человека.
Разные бывают патриоты. Они дорожат историей
своей страны, другой – культурой, третьему
дороги военные победы родной страны. А Собакевич,
как видите, патриот особого рода. Его нельзя
назвать патриотом России – это патриот русского
желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя
хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у
Манилова?
Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.
(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)
Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?
Ученик: Гоголь сам в авторской характеристике указывает, что Собакевич «не обижает» крестьян, потому что это ему выгодно. Он дерет с крестьян три шкуры. Ему мало барщины, он по 500 рублей оброка требует с крестьянина.
Учитель: У Собакевича взгляды
крепостника. Крестьяне для него – рабы, источник
дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него
«душа человеческая все равно, что пареная репа»,
и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика
дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится
только к крепостным, а к людям своего круга –
иное отношение?
Ученик: Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.
Учитель: Подобные помещики, крепкие хозяева, убежденные крепостники, были надежной опорой реакции, оплотом самодержавно-крепостнического строя. Собакевич выступает в поэме как символ аракчеевщины.
Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие.
Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:
а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.
8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы
Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?
Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.
Учитель: На плакате слова Герцена, раскрывающие название поэмы: «Не ревизские мертвые души, а все эти Собакевичи, Ноздревы и т.д…» – и портреты помещиков. Именно так понимал смысл названия А.И.Герцен. Работа над образами помещиков продолжается.
9. Домашнее задание
1. Работа с текстом по образам помещиков.
2. Работа в группах: каждый участник группы
получает карточку с индивидуальным заданием,
ответы, на которые он должен записать в тетрадь.
Также каждая группа получает карточку с общим
заданием для всех.
3. По выбору (желанию): написать гимн Собакевича.