Цели урока:
1. обучающие:
- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством С.Никитина; совершенствовать навыки анализа текста;
- показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа;
2. развивающие:
- формирование интереса к изучаемому материалу; развитие образного мышления;
- способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
3. воспитательные:
- формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
Все на свете можно исправить,
кроме смерти.
М.Сервантес.
1. Слово учителя о С.Никитине.
Сергей Константинович Никитин родился в 1926 году в городе Коврове Владимирской области.
Детство прошло на зеленых улицах этого города на берегу Клязьмы. После окончания средней школы он поступил в Институт международных отношений. Через 4 года перешел в Литературный институт имени А.М.Горького, который окончил в 1952 году. Будучи корреспондентом, много ездил по своей области.
В 1952 г. вышла первая книга рассказов – «Возвращение». С тех пор вышло более двадцати сборников рассказов.
Природа центральной России и по преимуществу Владимирской области встает со страниц
Произведений С.Никитина, как живая, с обилием присущих ей красок, звуков, цветов и запахов.
Писатель любит свою Родину, любит дорогую его сердцу Владимирщину, ее леса, долины, озера, реки и среди них прежде всего Клязьму с ее многочисленными притоками, прибрежными городами и селениями.
2. Анализ рассказа С.Никитина «Осенний день на Мшарах».
Над этим удивительным, небольшим по объему рассказом мы с вами будем работать.
Отгремели выстрелы орудий, скинуты кирзовые сапоги, отброшены в сторону ружья…
Но забыто ли противостояние смерти? Нет. Память человека, пока есть разум, будет хранить ужасы тех военных лет.
Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие.
О чем этот рассказ? Каков его сюжет?
Об осеннем дне, о встрече рассказчика с различными людьми на берегу озера, о философских размышлениях. Это, скорее, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. Корни рассказа – в толще русских литературных традиций. Одно из характерных свойств русской литературы – за внешне простым, незначительным увидеть сложное, важное. Передача настроений, психологических нюансов – тоже традиции русской классической литературы.
С чего начинается рассказ? С пейзажной зарисовки.
Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность повествования.
Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
Гармония в природе.
Пейзажную зарисовку пронизывает мысль о первозданности, спокойствии в мире.
«Озеро всегда спокойно», «созерцание неподвижного, словно вмерзшего поплавка», «медленно поднялась щука», «спокойно проглотила жука», «заросшее травой костерище», «нетронутое обилие рябины, черемухи, ореха». «Я думал, что открыл новый мир, где еще не ступала нога человека».
Как соответствует картина природы внутреннему состоянию рассказчика?
Осенний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира.
Природа тиха и спокойна, висят гроздья рябины, плавают листья. Само время, кажется, замедлило свое течение. Пройдет немного времени, и природа заснет в зимней спячке, убаюканная вьюгами и метелями, под снежным покрывалом. Но придет весна, запоют птицы, распустится листва, и лес вместе с озером начнут жизнь заново. И снова захочется пройтись по родным местам, отдохнуть душой. Рассказчик философствует и по-своему пытается сформулировать мысли о загадках жизни и смерти. « Приходит мысль о том, что трава у тебя под ногами уже не та трава, что не те листья шелестят над тобой, не те облака плывут в небе, не та роса блестит на листьях, и сам ты уже не тот, нет и нет! В этой мысли всегда есть капля грусти, потому что нам жаль каждой минуты, сброшенной со счета нашей жизни – горькая ли та минута, светлая ли, все равно!»
Что нарушает гармонию в природе и привлекает внимание рассказчика?
«На стволе одинокой прямой сосны, верхушка которой поднялась еще выше старых дубов, было вырезано имя «Оля». Обычная сосна, каких здесь много, но есть одна маленькая деталь, мимо которой мы пройти не можем. Кто-то вырезал имя «Оля» «довольно высоко над землей», «кому-то стоило немалых трудов вырубить их там», они «казались золотым тиснением по коричнево-медному фону». И мы задумываемся: « Где этот человек? Жив ли он? Ведь не ради баловства вырезали имя человека так высоко, там, где витает душа человеческая.
Но в этом крохотном мире, оказывается, есть и другие люди. Кого встречает рассказчик?
Охарактеризуйте их.
Пришел «рыболов в плащ-палатке». «Вел он себя странно»
В чем странность поведения?
«Весь утренний клев, ради которого рыболовы не спят ночь, …он прокурил, сидя под сосной с именем «Оля», и даже не размотал удочки». «Наконец закинул одну удочку, сильно шлепнув по воде поплавком и грузилом».
Бакенщик дядя Вася «причалил лодку к берегу и скрылся в лесу с корзиной». Когда-то он поймал здесь щуку, которая теперь находится в местном музее. Он так привык рассказывать об этом, что, повествуя о щуке», «слово в слово повторял заметку из местной газеты».
Появляются школьники, которые пришли на Мшары за желудями. Этот мир природы привлекает и их.
В полдень появляются художники. «Один был седой красивый старик, проницательно смотревший из-под нависших бровей спокойными насмешливыми глазами, другой – молодой»
Какие разные люди оказались в одно и то же время в одном и том же месте.
Что объединяет их? Любовь к природе.
Все эти люди были заняты своими делами: дядя Вася собирал грибы, ребята – желуди, художники «кидали на полотно куски живой природы». И только рыболов сидел на берегу, «похожий в своей плащ-палатке на огромную уснувшую птицу».
«Уха была готова. Мне пришла мысль позвать к обеду художников, дядю Васю и рыболова».
Как отнесся рыболов к приглашению отведать ухи?
«Он, казалось, очень обрадовался моему появлению, заговорил оживленно и доброжелательно; выбритое морщинистое лицо его приветливо заулыбалось».
Эта уха как символ сплоченности людей, даже молодой подойдет погреться. Все эти люди сидят близко друг к другу, и каждый думает о своем.
В этот момент, «шумя кустами, мимо нас прошли деревенские девушки с корзинками, полными рябины». «Одна из девушек отстала, внимательно оглядела нас и строго спросила:
- Ты сейчас пойдешь, папа, или обождешь?»
«Рыболов в плащ-палатке махнул ей рукой.
- Иди, Настя, я посижу вот с людьми, потом вот еще к Оле зайду»
Девушка «была высокая и смуглая. В черных, гладко зачесанных волосах ее горела приколотая гроздь рябины; синие немигающие глаза оглядывали нас холодно и бесстрастно. Вся она была как бы олицетворением осени». Настя – дочь «человека-птицы». Старый художник не может этого не заметить, и он замечает: «Это ваша дочь?»- спросил он рыболова.
С какой целью автор так подробно рисует портрет девушки?
Чтобы подчеркнуть красоту, молодость.
Но, оказывается, у рыболова была еще дочь – Оля.
Что мы узнаем об Оле, имя которой было вырезано на дереве?
«В сорок первом году здесь проходили гитлеровцы, она утопилась в Мшарах. Они надругались над ней. И Оля не перенесла…» Эти воспоминания очень мучительны. Погибла дочь.
Так эхо войны врывается в мирное время, в этот тихий солнечный день. Война все время напоминает о себе. Страшен ее лик.
Что несет миру война?
Страшные потери, и прежде всего – смерть человека, с гибелью которого уходит все то, что составляло его мир.
Представьте и запишите, какие ассоциации возникают у вас со словом «война»?
Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку? Объясните, согласны ли вы с ним, используйте в качестве доказательств свои мысли или произведения литературы.
Природа уже забыла свои прошлогодние листья, а мы, люди, ничего не забываем.
После рассказа рыболова надпись на сосне да и сам лес воспринимаются нами словно другое место, в котором есть не только радость, спокойствие, но есть и грусть по потерянным жизням, по разрушенным судьбам.
Изменилось ли настроение рассказчика?
Не вяжется эта вчерашняя жестокая реальность с покоем и тишиной. О вчерашнем напоминают и усталое лицо рыболова, и надпись на сосне.
Рассказчик увидел окружающий мир другими глазами. Природа потеряла свое волшебство.
«Я невольно оглянулся на озеро, на лес, на яркое осеннее небо, на кусты и деревья, отягченные плодами, на весь этот тихий мирок, который только что казался таким недоступным для людских скорбей. Он остался как будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли».
Сопоставьте начальный и финальный пейзаж. Оба даны через восприятие рассказчика.
Какова роль пейзажного обрамления?
На фоне мирного лесного пейзажа особенно остро воспринимаешь войну. Она разрушила и тишину, и мир.
Заставляет задуматься над вечными вопросами: о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии. Здесь выражены и сострадание, и потрясение, и смертоносность войны, и боль от потерь, и пожизненная память. И все это писатель сумел показать на небольшой площади рассказа, емко и зримо.
Подведем итоги нашего разговора.
Что сказал автор своим читателям, нам с вами? Какие проблемы поднимает в рассказе?
Какие мысли и чувства вызвал у вас рассказ?
Завершение урока – творческая интерпретация смысла названия рассказа.
Завершите предложение: «Осенний день на Мшарах – это…»
Мысль о противоестественности войны для жизни, кажется, очевидна для здравомыслящих людей, но, видимо, это не так, если она бьется во многих произведениях о войне.
Рассказ вызывает щемящее чувство боли от того, что человеческое счастье так непрочно, и чувство вины за свое бессилие что-либо изменить.
.Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут…
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Д.Самойлов
Какой этап урока был для вас самым интересным? О чем задумались? Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?
Д/З. Рассказ словно обрывается: «Он остался (тихий мирок) как будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли».
Напишите небольшое сочинение-размышление: «Какие иные мысли и чувства вызывает этот тихий мирок?»