Разработка урока для 11-го класса гуманитарного профиля национальной школы "Традиция образа памятника в поэме А.Ахматовой "Реквием"

Разделы: Литература


Цели:

  • Обобщение знаний образам поэмы «Реквием» и традициям развития образов в русской литературе.
  • Развитие умений сопоставления стихотворений, поиск значимых формальных элементов.
  • Воспитание культуры групповой работы с текстом, воспитание культуры труда.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

План:

  1. Оргмомент (3 мин)
  2. Проверка домашнего задания (5 минут)
  3. Беседа. Актуализация знаний по поэме «Реквием» (2 минуты)
  4. Работа с текстом А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и отрывком из поэмы «Реквием» (15 минут)
  5. Выводы (5 минут)
  6. Письменная работа (10 минут)
  7. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)
  8. Домашнее задание (1-2 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент (3 минуты). Напоминание о культуре труда на уроке.

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

Блиц – тест по жизни и творчеству А.А. Ахматовой

№ п п Вопрос Ответ
1 Когда родилась А.Ахматова?  
2 В каком городе родилась Ахматова?  
3 Сколько детей было в семье ее родителей?  
4 Первая публикация («На руке его много блестящих колец…») в издававшемся Н. Гумилевым в Париже журнале «Сириус» появилась под инициалами «А.Г.». Расшифруйте эту подпись.  
5 Как появилась фамилия Ахматова?  
6 В какой гимназии училась Ахматова?  
7 В каком году и каком возрасте Анна познакомилась с Гумилевым?  
8 С кем из художников Ахматова познакомилась в Париже?  
9 К какому литературному направлению принадлежит раннее творчество Ахматовой?  
10 Название первой книги стихов Ахматовой?  
11 Какое отношение к Ахматовой имеет известный этнолог Лев уммилев? Кто он ей?  
12 Кого называли»русской Сафо» в поэзии?  
13 Какое отношение имеет Ахматова к процессу по делу журналов «Звезда « и «Ленинград» 1946 года?  
14 Значение пушкинской эпохи, в том числе и архитектуры Петербурга для Ахматовой?  
15 Коснулись ли репрессии семьи Ахматовой? Если да, то как?  
16 «Сотканный» из простых слов, «подслушанных», как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. О каком произведении Ахматовой идет речь?  
17 Получило ли признание творчество Ахматовой за границей? В чем это выразилось?  
18 В каком году Ахматова умерла?  
19 Название последнего сборника Ахматовой?  

3.  Беседа

Мы уже прочитали поэму «Реквием», отметили ее особенности и основные мотивы.

- Каковы исторические и жизненные обстоятельства, определившие особенности поэмы?

Массовые репрессии в годы сталинского режима,

- Каковы основные мотивы поэмы «Реквием»?

 - Основные мотивы поэмы  - горечь, жизни и смерти, мотив жертвенности, креста, распятия, памяти.

Обратимся к обозначенному мотиву памяти в поэме «Реквием». Найдите в поэме «Эпилог».

Выразительное чтение отрывка:

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

 - Какой образ возникает в отрывке?

 - На что соглашается лирическая героиня поэмы?

 - Вспомните, каким в традиции русской литературы был образ памятника? У каких поэтов прошедших веков мы видим образ памятника?

4. Работа с текстом А.С. Пушкина и Ахматовой.

Сравним стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и отрывок из поэмы «Реквием» Ахматовой.

Вопросы Наблюдения (Пушкин) Выводы Наблюдения (Ахматова) Выводы
Сколько строк Эпиграф – строка оригинала из Горация
20, делится на строфы
  2 части, 12 строк  - 1 часть и 17 двустиший -2 часть, делится на строфы Логическое выделение значимых мыслей
Размер 1 и 3 строка каждой строфы - 6 стопный ямб с пиррихием и наращением, во 2 строке - простой 6 стопный ямб без наращения, 4 строка – 4 стопный ямб Стихотворение как бы делится на 3 части 1 часть – 5 стопный ямб с пиррихием и наращением в 1 и 3 строке.
2 часть- 4 стопный амфибрахий с усечением.
Деление на 2 части.
Рифма Чередование женской и мужской рифмы Отсутствие 1 слога в каждой четной строке + мужская рифма заставляет делать паузы после четных строчек → размышление 1 часть – чередование женской и мужской закрытой.
2 часть – мужские рифмы закрытые и открытые.
Перенос ударения на следующую строку. Движение мысли автора увеличивается, ее переполняют эмоции, ей хочется передать словами все, что она видела.
Примеры звукописи «В», «Л», «П»: памятник, воздвиг, тропа, тленья, славен, пиит, калмык, славян, веленью, венца, хвалу, клевету, глупца. Звуки народной славы, непокорности, масштабности, размаха России, свободы «У», «И», «О»:
Губах, покорных, испуг, молюсь, холод, зной, стеной, рот, измученный, моря.
Стоны, вздохи, крики, молчание, испуг, страх.
Рифмующиеся слова Нерукотворный – непокорный – одинаковая приставка «отрицания», тропа – столпа – антонимы (низ – верх), лире – мире (синонимы – всеохватность), убежит – пиит – контекстуальные синонимы (подчеркивание зависимости обыкновенного поэта, пиита от официальной позиции власти), великой – дикой- синонимы, язык – калмык , народу – свободу – синонимы, пробуждал – призывал – синонимы, послушна – равнодушно – синонимы, венца – глупца – синонимы Слова передают оттенки смысла, помогают ощутить вольнолюбивые мотивы поэтического творчества Час-вас – единство, довели-земли – движение вниз, головой-домой – контекстуальная синонимичность, назвать-узнать – синонимы, покров-слов – значение защиты, везде-беде – всеохватность, отнштабность, рот-народ – крики ужаса и беды, меня-дня – антитонимы, торжество-его – антонимы, родилась-связь – контекстуальные синонимы, пня-меня – ассоциативность, часов-засов – контекстуальные синонимы хар-ки времени , боюсь-марусь – символы времени, дверь-зверь – ассоциативность, сиснонимия, век-снег – символ холода времени, вдали-корабли – синонимия, мечта Рифма передает ужасы времени, стремление к свободе, жестокость режима, мечту об освобождении.
Синонимы, антонимы Не умру – переживет, добрые – жестокий, хвалу – клевету Изображается двумирность – народный, милостивый и властный, официальный Страх-боюсь, пепельных и черных – серебряными, холод – зной, поминальная – безутешный, море-сад, Изображается два мира– народный, гуманный и властный, официальный, жестокий, ломающий людей. Кроме того изображается и мечта о свободе.
Художественное пространство Александрийский столп, подлунный мир, Русь великая, славяне, финн, тунгуз, друг степей калмык Масштабность, размах пространства России, реалии современности поэта Клинопись, локоны, стена, родимой земли, список, народ, памятник, море, сад, пень, засов, маруси, дверь, бронзовые веки, снег, голубь тюремный, Нева, корабли. Напоминание о счастливых, но уже ушедших в прошлое временах. Символы сталинского времени, реалии тех лет. Стремление к свободе.
Художественное время 1 строфа – в значении настоящего (воздвиг),
2 и 3 строфа – обозначение будущего времени (не умру, переживет, убежит, жив будет, назовет),
4 строфа – будущее (буду любезен) и прошедшее время (пробуждал, восславил, призывал),
5 строфа – будущее, повелительной наклонение, призыв (будь послушна, приемли, не оспоривай)
Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениями я – мне и обращенность в будущее к музе с призывом не бояться обиды, быть послушной. 1 часть – от прош.вр. к наст.(узнала – опадают), и возврат к прош.вр. (стоял).
2 часть.
Смешение – от наст (1 строфа) к воспоминаниям и событиям прош.вр.(3-4 строфы), затем смешение наст.и буд.вр., 16 и 17 строфы – наст.-буд. Вр (пусть струится, гулит, идут)
Время подчеркивает постоянный возврат и непреходящее его состояние. Память возвращает воспоминания. От них никуда не уйти.
Подчеркивание личной отнесенности местоимениями я, меня. Обращенность в будущее с горькой мечтой о свободе.
Сколько предложений в стихотворении 5 предложений
1-4 строки – 1 предложение,
5-8 строки – 2 предложение,
9-12 – 3 предложение,
13-16 – 4 предложение,
17-20 – 5 предложение, с обращением к музе
Обращение к музе – в 5 предложении – призыв быть послушной Велению Божию 1 часть - 2 предложения:
1-8 строка – 1 предл., 9-12 строка – 2 предл.
2 часть – 8 предложений:
1 строка – 1 предл.,
2-6 строка – 2 предл.,
7-8 строка – 3 предл.,
9-10 строка – 4 предл.,
11-16 строка – 5 предл., согласие на воздвижение героини памятника,
17-26 строка – 6 предл., образ тени безутешной в поисках героини,
27-30 строка – 7 предл.,
31-34 строка – 8 предл.
В 5 и 6 предложениях 2 части возникает образ памятника, безутешной тени поэта – ранней Ахматовой или Пушкина.
В 8 предложении – образы вольности (голубь, Нева, корабли), связанные оковами (тюремный, гранит берегов, приказ командира).
Структура предложений 1 – БСП, сост. Из 3 ПП,
2 – СП с бессоюзной, сочинит и подчинит связью с придат времени,
3 – ССП
4 – СП с сочинением и подчинением, с 3 придат изъяснит.
5 – ПП с обращением (о муза)
Движение замедляется, взгляд поэта печален от того, что муза не имеет права быть венценосной …в жестокий век. 1 часть:
1 – СПП с 5 прид. Изъясн.,
2- СПП с прид.определ., осложнен. Однор.дополн.
2 часть:
1 – ПП.
2 – СП с бессоюзн, сочинит.и подчинит. Связью с придат. Определит., осложнен. Прямой речью, сравн. Оборотом.
3 – ССП с 3 ПП.
4 – ПП.
5 – СПП с прид.условн и определит.
6 – СП с бессоюзн связью, с придат условия. 4 придат места.
7 – СПП с придат.изъяснит, осложнен сравн.об.
8 – СП с 3 ПП, соединен. Сочинит.связью
Движение увеличивается, так как поэту надо все высказать. Замедление идет только после образа памятника. Печаль и горечь времени в …слезах на неподвижных и бронзовых веках.

5. Выводы

Пушкинское стихотворение имеет личный, самостоятельный характер: 6-стопный ямб в сочетании с 4-стопным, включение в ряд высокой лексики общеупотребительных, слов с низким значением («дикой/ тунгуз, и друг степей калмык» – казалось бы совсем не поэтические предметы), старославянизмов, что приближает стихотворение к реалиям «Руси великой», делает близким русскому читателю. Пушкин заявляет в большей степени не о музе вообще, венчающей главу поэта, а о музе свободы, милости, музе самого Пушкина, любезной народу.

А.Ахматова продолжает пушкинские традиции в стихотворении 1915 года «Нам свежесть слов…». Об этом свидетельствует сходное представление о поэзии и месте поэта в мире у Пушкина и Ахматовой.

В соответствии с пушкинской традицией, поэт- служитель общего дела, сторонник активной жизненной позиции (дела освобождения). Поэту дано то, что не понимает обыкновенный человек. Он может глаголом жечь сердца людей, это пример гражданского поведения, ответственности, побуждения добрых чувств. Поэт не выполняет социальный заказ общества, но призывает к милосердию, не позволяя делать из себя кумира толпы.

При этом Ахматова использует конкретную лексику.

6. Письменная работа. (10 минут)

Ответ на вопрос: «Можно ли назвать поэму «Реквием» памятником Ахматовой?»

7. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что удалось, что помогло этому?
  • Что не удалось, почему?

8. Домашнее задание (1-2 минуты).

Подготовиться к классному сочинению по творчеству А.Ахматовой.

Урок был проведен в 11-м классе национальной школы в соответствии с программой. Учащиеся данного класса имеют навыки анализа текста. Урок прошел с интересом, с 70% активностью учащихся. Особо стоит отметить насыщенную работу по анализу - сопоставлению двух поэтических текстов.

На уроке была проведена большая словарная работа, работа по развитию речи. Многие слова оказались трудными для понимания, поэтому много времени пришлось потратить на толкование и аналитическое комментированное чтение. Многие реалии истории оказались непонятными для учащихся, например образ «черных марусь». Учащиеся предполагали, что это имя собственное. Также были затруднения у ребят в толковании слов – Александрийский столп, клинопись, тунгуз, пиит.

Предложенное задание – ответ на вопрос – оказалось несложным. Класс, в целом, справился с предложенным заданием.

Работы учащихся

№ 1. Хелбен Байлак

Реквием – это поминальная, похоронная месса. А.Ахматова так называет свою поэму. В этой поэме описывается поминальный день и сама лирическая героиня. Тема памяти звучит во всех частях поэмы.

Ахматова писала эту поэму 20 лет. Реквием был написан в 1940 году. Здесь много непонятных слов, например: огромная звезда рождества, вифлиемская звезда, крест - место распятия Христа, слова Мать – Богоматерь, Отец – Бог, ангелы, небеса. Эти слова самые основные, значимые для понимания поэмы.

Она посвящает эту поэму всем женщинам, всем матерям. Образ поминального дня это часть темы памяти. И здесь появляется образ памятника – бронзового, неподвижного. Памятник всем пострадавшим, памятник Ахматовой.

«Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне», - в этих строках Ахматова хочет, чтобы все помолились о ней, пожалели.

Пушкин является образцом для Ахматовой. Он призывал «глаголом жечь сердца людей», не зависел от толпы. Пушкин уверен, что к нему «не зарастет народная тропа», то есть люди всегда будут помнить его.

У них совпадают некоторые слова: «обо мне», «нам», «мы», «толпы». Здесь обозначена позиция и роль автора. Обращение нам, что использует Ахматова, имеет обобщенный характер: мы – поэты, имеющие в отличие от простых обывателей свежесть чувств и простоту ощущений жизни. В этой мысли она причисляет себя ко всем поэтам, включая всех предшественников, размышлявших над этим вопросом, роли поэта в обществе. А. Ахматова продолжает пушкинские традиции во многих стихах, в том числе и в поэме «Реквием».

И я уверена, что и к Ахматовой не зарастет народная тропа, потому что она еще при жизни составила памятник себе и всем матерям своей поэмой «Реквием».

№2. Иргит Олесья

Назвав поэму «Реквием», Ахматова подчеркивает ее траурное звучание, ее поминальный характер. Памятник Ахматовой – это женщина, т.е. лирический герой в поэме «Реквием». Именно ей посвящена поэма.

Лирический герой – гордая женщина, которой суждено много перенести, но не сломиться. Она никогда не жаловалась на судьбу…

В этой поэме Ахматова пишет о страшных годах сталинского террора. Ведь в 1936  году сына Ахматовой сослали. Так  и лирическая героиня тоже простаивала на морозе в Ленинграде, чтобы отдать передачу сыну. Здесь лирическая героиня близка Ахматовой.

В финале героиня вновь обретает уверенность и силу.

Анна Андреевна Ахматова любила читать стихи Пушкина. Она восхищалась стихами Пушкина и продолжила традицию темы памяти и образа памятника в поэме Реквием» и во многих стихах.

№3. Хомушку Милан

Поэма «Реквием» писалась в 1930-1940-е годы. В стихах Ахматовой сильный гражданский пафос, они звучат по-некрасовски торжественно, как суровое обвинение тем, кто заставил страдать ее и множество ее современников.

Памятник Ахматовой – это женщина, т.е. лирическая героиня в поэме «Реквием». Именно ей посвящена поэма.

Лирическая героиня, как и лирический герой стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», гордый человек, которому суждено многое перенести, но не сломиться. Она никогда не жалуется на судьбу.

В поэме Ахматова пишет о страшных годах сталинского террора. Она показывает длинные очереди перед тюрьмой, стоящие на морозе и ожидающие свидания или разрешения на передачу родным.

№4. Ооржак Шончалай

В поэме «Реквием» описывается поминальный день, открывается память лирической героини. Тему поэмы можно назвать как тема матери и памятника. Поэма «Реквием» написана в 1940 году. Здесь много образов христианских, общекультурных.

Образ поэта здесь особый. Поэт – это особый человек. Ахматова обращается к традициям, образу памятника у Пушкина. Он призывал «глаголом жечь сердца людей».

У Ахматовой и Пушкина совпадают одни и те же слова – «толпа», «обо мне», «нам».

Обращение «нам», что использует Ахматова, имеет обобщенный характер: мы - поэты, имеющие, в отличие от простых обывателей, свежесть чувств и простоту ощущений жизни. И здесь Ахматова продолжает традиции Пушкина.