Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.С.Высоцкого,
- определить роль и значение творчества поэта в литературном процессе 80-х годов,
- продолжить знакомство с таким понятием, как “авторская песня”,
- способствовать формированию навыков аналитического мышления,
- способствовать воспитанию у учащихся музыкально-эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В.С.Высоцкого.
Литература.
1. В.Высоцкий. Четыре четверти Пути. Сб. Сост. А.Е.Крылов.- М., Физкультура и спорт, 1990.
2. В.Высоцкий. Поэзия и проза. Сост. А.Е.Крылов, Вл. Новиков.- М. Книжная палата, 1989.
3. С.Истомин, Д.Денисенко. Самые знаменитые барды России.- М., Вече, 2002.
4. В.Высоцкий. Нерв. Стихи.- Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1990.
Аудио- и видеоматериалы.
1. Видеокассета с записью телепередачи “Кинопанорама” от 22 января 1980г.
2. Диск (в формате mp3) с записями песен В.Высоцкого.
3. Диск (в формате dvd): Мне есть что спеть.
4. Аудиокассеты с записями песен В.Высоцкого.
Оборудование урока:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Компьютерная презентация к уроку <Приложение 1>.
Ход урока.
Мне есть, что спеть, представ перед
Всевышним…
Мне есть, чем оправдаться перед ним…
Владимир Высоцкий.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, возможные варианты ответов |
Технические средства | |
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный урок. Мы познакомимся с жизнью и творчеством выдающегося поэта, популярнейшего барда Владимира Высоцкого. Проследим эволюцию тем и образов в его поэзии. Постараемся определить, какое место и значение имело его творчество в литературном процессе конца ХХ-го века. Работу на уроке нам предстоит совершить достаточно большую. Многое мы будем записывать в тетрадь, а для того. Чтобы упорядочить свои записи, мы будем пользоваться планом, который записан на доске. |
Слайд №1 | ||
Эти же записи в конце урока помогут нам
подвести итоги занятия и сделать выводы. Итак, откроем тетради и запишем тему урока и эпиграф к нему. …В.Высоцкий был не просто популярным бардом, в поэтическом слове он воссоздал образы своих современников, драматизм их нелегкой жизни. По словам Ф.Абрамова, Высоцкий – поэт, “голосом и словом которого кричит время!” |
Слайд №2 |
||
Поэт был правдив и смел, он легко мог
перевоплотиться в людей разных поколений и
общественных ролей, был ироничен по отношению к
ложным ценностям, высмеивал социальную
демагогию; он был исповедален и искренен во всем,
что касалось внутренней жизни его лирического
героя. Он умел находить общий язык с миллионами. В этом была его сила, своеобразие и неповторимость. (Обращение к стенду с выставкой материала о В.С.Высоцком.) |
|||
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на
небольшую выставку с материалами о Высоцком. Это
в наше время она крохотная, в 70-е же она считалась
бы невероятной. При жизни Высоцкого не вышла ни
одна пластинка, ни одна книга с его стихами, хотя
он не был официально запрещен, но и разрешен тоже. Все начиналось вот с таких бабинных кассет позже аудиокассет с множеством раз перезаписанной пленкой. Почти в каждом доме у тех, кто имел магнитофоны, были записи его песен. Что же так притягивало миллионы людей к личности и творчеству В.Высоцкого? Кристина, тебе слово. А вы, ребята, запишите кратко основные этапы жизни и творчества поэта. |
|||
Жизнь В.С.Высоцкого, как и у многих выдающихся поэтов не была долгой, но она очень сложная, бурная, стремительная. Его творчество тогда и сегодня остается – куском дымящейся совести, его и нашей. И в таком вот смысле вся литературная работа В.С.Высоцкого с первых шагов развивалась и строилась как единая и цельная книга. | Сообщение ученицы о жизни и творчестве
В.С.Высоцкого. (Записывают в тетради тезисами о жизни и творчестве поэта) |
Слайды № 3-35 | |
Ведь, если говорить по большому счету,
главная задача писателя – создать книгу о
времени и о себе. И сейчас нам предстоит эту книгу открыть. |
Слайд № 36 | ||
Первую главу нашей книги мы назовем “Рождение поэта”. Как же В.С.Высоцкий входит в литературную жизнь 70-х? | Слайд № 37 | ||
Вот как об этом вспоминает известный режиссер и близкий друг Высоцкого Станислав Говорухин. | Слайд № 38 | ||
(Учителем читается высказывание.) А в последнем абзаце, как нельзя лучше, Станислав Говорухин говорит о появлении В.Высоцкого на сцене, о его рождении как поэта и исполнителя своих песен. Запишем его в тетради. |
(Записывают в тетради) | ||
И это действительно так. (Песня “Мы вращаем Землю”.) |
Видеомагнитофон, Кассета с записью песни “Мы вращаем Землю” |
||
Эта песня называется “Мы вращаем
Землю”. О чем она? Ребята. А как вы думаете, почему многие писатели, поэты, в то числе и В.С.Высоцкий обращается к этой теме, почему она так тревожит их? Ребята, вы правы. А вот, что В.Высоцкий говорил, когда его спрашивали о том, почему он пишет такие стихи и песни. (В.Высоцкий о военных песнях.) |
- О войне. - Война – страшное явление в нашей жизни; - нет таких семей, которых она не коснулась; - на войне проявляются лучшие качества человека: - война – это то. Что никогда нельзя забывать и т.п. |
Магнитофон, запись слов Высоцкого о военных песнях. | |
Т.о., мы открываем II Главу в книге о В.Высоцком, которую назовем “Время подвиги эти не стерло” | Слайд № 39 | ||
И действительно, ребята, В.Высоцкий создал множество произведений, отдавая дань людям, в судьбы которых вмешалась война. Я попросила вас подготовить к уроку их. | (Чтение стихотворений наизусть: - “Он не вернулся из боя”, - “Мерцал закат, как блеск клинка”, - “Звезды”, - “Братские могилы”) |
||
(По ходу может задавать вопросы: - Почему ты выбрал(а) это стихотворение? - Чем (или) что тебе особенно понравилось или поразило в нем?) Что же так сильно беспокоит В.Высоцкого? Молодцы ребята! А что же мы запишем в тетради? |
- В.Высоцкого беспокоит сам факт как
страшного явления в нашей жизни. Она приносит
горе, смерть, потери близких, друзей. Человек
создан для жизни, счастья, а война разрушает ее
обычный ход, ломая людские судьбы. (Записывают в тетради слова В.Высоцкого “Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали”). |
||
Герои и сюжеты стихотворений В.Высоцкого дают возможность поэту затронуть извечные вопросы и проблемы: трусость и героизм, достойная жизнь и достойная смерть, преданность родине и священный долг перед ней. | |||
О В.Высоцком часто говорили, что “он
истинный патриот своей страны”, “очень русский
поэт”, песни его “бередят русскую душу”. И слова эти не случайны. В.Высоцкий, а до него Б.Окуджава, вернули песне народную, исконную систему: сюжет. Все известнейшие русские народные песни сюжетны. Но просто сюжета мало. Если вложит певец в песню свою судьбу, свое сердце, тогда и выходит настоящая песня: в ней всегда боль и грусть, тревога и тоска. Потребность в песне душевной, в песне, “говорящей всю правду” в 60 -70-е годы была очень велика. А почему? |
|||
Вы правы. И В.Высоцкий с необыкновенной
правдивостью сумел отразить дух того времени,
привлекая внимание миллионов слушателей своим
творчеством. Словами В.Высоцкого мы открываем III Главу книги – “Да это ж про меня! Про нас про всех…” Какое же было время? |
- Годы тоталитарного режима, культа
личности Сталина вынуждали людей молчать о
многом. В душе многое накопилось, а в период
“оттепели” появилась возможность высказаться о
том, что наболело, приоткрыть завесу на многие
общественно-политические проблемы. (Запись слов В.Высоцкого о времени) |
Слайд № 40 | |
Одна из таких песен “Охота на волков” (Прослушивание песни) Ребята, о чем же эта песня? А почему же тогда она долгое время считалась запретной, на ваш взгляд? Возможно, если бы она понималась, как песня исключительно об охотниках и волках. Вряд ли ее запретили. А если перенести происходящее в стихотворении в среду людей, в нашу жизнь? Появится иной смысл. Какой же? |
- Об охоте на волков -Волк, нарушивший запрет и спасший тем самым свою жизнь, уходит от преследований охотников. Так, человек, привыкший в годы культа личности, оды всеобщего молчания, к запретам иметь свое слово и мнение, жил, как все, мыслил, как все, заключал свою жизнь в определенные рамки – “нельзя за флажки”. Нарушить запрет – значит остаться самим собой, тем, кто есть на самом деле, личностью. |
Видеомагнитофон, запись песни “Охота на волков”. | |
Т.о., автор буквально влезает в шкуру
зверя, чтобы через поэтический образ передать
свой излюбленный мотив – отчаяния и преодоления. Многие, услышав эту песню, говорили: “Да это ж про меня! Про нас про всех…” Итак, ребята, что мы запишем в свои тетради? |
(Записывают в тетради: “Я видел, что моим товарищам нужно, что я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне”). | Слайд № 41 | |
Песни у В.Высоцкого очень разные, в
разных жанрах: сказки, шутки, баллады, просто
какие-то выкрики на маршевые ритмы. Но все это, как говорил он, “про наши дела, про нашу жизнь, про то, что я думаю”. Есть песни философские, в которых В.Высоцкий размышляет о смысле жизни. Открывая IV Главу книги о В.Высоцком “…делай, как я! Это значит – не надо за мной!”, мы как раз и поговорим об одной из таких песен, называется она “Чужая колея”. (Прослушивание песни) |
Слайд № 42 МР3 диск, с записью песни “Чужая колея” |
||
Итак, повторяю, песня философская. О чем же в ней размышляет автор? | - Жизнь наша, как и дорога, очень сложная, с множеством препятствий. И каждый из нас должен идти по ней собственным, неповторимым путем. | ||
Да, В.Высоцкий наглядно показывает то,
что каждый человек должен иметь свой, особенны
взгляд на жизнь, свою точку зрения. Искать именно
свою дорогу в жизни, не похожую на другие.
Стремление найти выход из сложных жизненных
ситуаций должно быть обязательно! Итак, ребята, запишем в тетради основную мысль этой главы. |
( Записывают в тетради “В.Высоцкий в своей поэзии поднимает и философские темы, затрагивая извечные проблемы бытия:………..) | ||
Жизнь на самом деле сложная и
многообразная, в “ней есть многое, о чем стоит
писать”. Открывая следующую главу, мы сможем узнать, что же волновало поэта в его время. (Глава V. “Есть многое, о чем стоит писать”.) (Слова В.Высоцкого о времени) |
Слайд № 43 Магнитофон, запись слов В.Высоцкого о времени. |
||
Есть у В.Высоцкого шуточные песни, с
незатейливым сюжетом, но так ли они просты?
Судить вам. (Прослушивание песен: “Диалог у телевизора” “Утренняя гимнастика” или др.) В шуточных песня В.Высоцкого обязательно присутствует как бы “второй слой”, “второе дно”, что-то серьезное? Что же, на ваш взгляд? Ребята, а в наше время актуальны эти темы? |
Пьянство, как общественный порок; - плохая работа легкой промышленности; - Желание одеваться красивее, “модненько”; - проблема с фарсовщиками; - лишение премий из-за каких-либо нарушений, в том числе и из-за семейных ссор, так сказать общественное порицание и наказание; - раболепство перед начальством и т.п.; - проблема гриппа во всем мире; - призыв к здоровому образу жизни. - Да, конечно! - Наркотики; - Государственная Дума; - телевидение; - взяточничество; - бездельники, лентяи и т.п. |
||
Как вы думаете, если бы В.Высоцкий был нашим современником, нашел бы он для своих песен героев и сюжеты? Какие? | Видеомагнитофон, запись песен В.Высоцкого | ||
Итак, что мы запишем в тетрадь? | ( Запись слов В.Высоцкого. “В этом времени есть многое, о чем стоит писать. Темы повсюду. Героев я не ищу – они в каждом из нас”.) | ||
О чем бы ни писал В.Высоцкий: о покорении
горных вершин, о “пропитанном смертью” воздухе
на полях сражений, о “вечных загадках” бытия, -
он писал для друзей, ради друзей, ради священного
чувства – большой, преданной, надежной мужской
дружбы! В.Высоцкий говорил: “Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них… ” Поэтому следующая глава просто необходима в нашей книге о В.Высоцком. (Глава VI. “Если друг оказался вдруг…”) |
Слайд № 44 | ||
Накануне урока я дала задание почитать воспоминания о В.Высоцком его современников, друзей. Что они пишут о поэте, о дружбе с ним? | - (Станислав Говорухин о В.Высоцком.
“Высоцкий никогда не исполнял свои песни
вполсилы. Всегда, везде – на концерте ли, дома ли
перед друзьями, в палатке на леднике,
переполненному ли залу или одному –
единственному слушателю – он пел и играл,
вкладываясь полностью, до конца, до пота. Какое необыкновенное счастье было дружить с ним! Уметь дружить – тоже талант! Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал еще и этим – умением дружить. ”) |
||
По- моему, лучше не скажешь! Нам остается только позавидовать тем, кто был другом В.Высоцкого. А чтобы определить “друг” тебе твой товарищ или “чужой” у В.Высоцкого есть прекрасный рецепт. Какой? Ребята, вам слово… |
(Песня “Если друг оказался вдруг…” исполняется под гитару) | ||
Спасибо. Наверняка и для вас, ребята, мужская дружба занимает или займет важное место в вашей жизни. Поможет ли в выборе друга песня, которую вы исполнили? | - Да, конечно! (Аргументируют) | ||
Запишите главную мысль этой главы в тетради. | - (Слова В.Высоцкого “Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них…”) | ||
В.Высоцкий ценил дружбу и сам был хорошим другом. Что притягивало в нем людей? Каким он был человеком, поможет понять песня, которую он назвал “Я не люблю”. | Видеомагнитофон, запись песни “Я не люблю”. | ||
Что-либо говорить, наверное, излишне.
В.Высоцкий о себе рассказал в песне довольно
много. А почему песня? Почему В.Высоцкому легче спеть, чем рассказать? |
- В песне можно о многом рассказать, тем
более, что многие его песни сюжетны; - потому что он был актером и мог вжиться в любую роль, в песне тоже; - потому что песни его имеют как бы “второе дно”, подтекст, и мы можем додумать то, что не мог или не говорил прямо поэт. |
||
И вот такую возможность помог
претворить в жизнь – жанр “авторской песни”,
песня, которая имела для В.Высоцкого – поэта
огромное значение в его жизни, была неотъемлемой
частью, главой в его жизни. (Глава VII. “Песни, говорящие всю правду”) Авторская песня – это песня, “говорящая всю правду” того времени, времени 60-70-х. (Зачитывает высказывание на слайде.) А вот, что рассказывает В.Высоцкий об авторской песне. |
|||
Я хотела бы дополнить В.Высоцкого его же
словами, вот из этой книги, статьи, которая
называется “О песнях, о себе”, где он пишет: “Для
меня авторская песня – это… (до рвет душу)” Эту цитату я предлагаю записать в качестве вывода к VII Главе “Авторская песня”. |
(Записывают в тетради) | Слайд № 45 Видеомагнитофон, запись слов В.Высоцкого об авторской песне из телепередачи “Кинопанорама” от 22 января 1980 года. |
|
Итак, наш урок подходит к концу.
Обратимся к плану нашего занятия, записям,
которые мы сделали в тетрадях и подведем итоги. Что вы можете сказать о жизни поэта? |
- Жизнь В.Высоцкого недолгая, но очень
сложная, насыщенная: поэзия, концерты, съемки в
кино; - это поэт, рассказавший многое о своем времени, поднимая важные темы и проблемы: о войне, дружбе, назначении человека, смысле жизни и бытия, социально-политической атмосфере своего времени; - это человек высоких моральных устоев, человеческих качеств; - творчество В.Высоцкого бессмертно, т.к. все, о чем писал он и в наши дни актуально, а его песни отвечают на многие сегодняшние вопросы и т.п. |
||
Именно поэтому, я думаю, вам есть о чем поговорить с В.Высоцким, о чем спросить и что рассказать. И в качестве домашнего задания предлагаю написать небольшое эссе “О чем бы я поговорил с В.Высоцким”. | (Записывают домашнее задание) | ||
Ошеломляющий темп жизни В.Высоцкого
поражает. Как много он хотел сделать в своей
жизни и сделал! Как часто перехватывало дух, а следом крик, идущий из самого сердца: “Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!” |
Слайд № 46 Видеомагнитофон, запись песни “Кони привередливые” |
||
Всем спасибо, ребята. Урок окончен. До свидания! |