Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Задачи, формируемые УУД:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: получение новых знаний о сказке С.Я.Маршака, активизация познавательного интереса к искусству, обосновывать своё мнение, сравнивая героев произведения, определяя особенности пьесы-сказки, формирование умения определять значение слов, связанных с деятельностью театра.
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом, используя слова и выражения сценического искусства.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; работать в творческой театрализованной группе.
- ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям, речи; составлять словесный портрет литературного героя; умение выразительно передавать речь героев; обогащать словарный запас сценическими понятиями.
- ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению, получая эстетическое наслаждение.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации, стимулирования, использование АМО на разных этапах урока.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: презентация о театре, жизни С.Я.Маршака, аудиозапись сказки «Двенадцать месяцев», цикл музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года», толковый словарь Ожегова.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: творческая группа репетирует эпизоды сказки-пьесы «Двенадцать месяцев», готовят костюмы, презентацию.
Ход урока
I. Вступительная часть
«Поздоровайся глазами». Приветствие, создание положительного настроя на работу. Здороваемся по цепочке, каждый друг с другом. Звучит композиция П.И.Чайковского «Времена года».
«Угадай тему!» Определение темы по словам, расположенным на слайде.
На слайде слова: афиша, драматург, режиссёр, дебют, партер, аншлаг, антракт, премьера, программка, дублёр, пьеса.
Учитель: Что вы можете сказать по набору слов? О чём пойдёт речь? Мы с вами уже были в театре, кое-что знаем о театре. В театре сочетаются многие виды искусства: музыка, живопись, танцы. Театр – искусство сцены. Никто не установил, да уже и не установит точного года рождения театра. Время существования театра измеряется временем существования самого рода человеческого.
Далее разбираются значения слов на карточках и рассматриваются слайды с внутренними видами театра, связанными со значением этих слов. Для связи со следующей частью урока последним объясняется значение слова ПЬЕСА.
«Дерево ожиданий».
Каждый ученик получает зелёный и жёлтый листок. На зелёном пишут, что ждут от урока, на жёлтом – чего опасаются. Листочки сохраняются до конца урока.
II. Информация об авторе пьесы
История создания сказки.
Учитель: Сегодня наши представления о драматическом роде литературы будут связаны с пьесой-сказкой С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Ученик: С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Четырёх лет писал стихи, а с одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древне-римского поэта Горация. Семья переезжала из одного города в другой, устроились на постоянное жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. В 1920году создал в г.Краснодаре один из первых детских театров, писал пьесы для театра. Пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак писал во время Великой Отечественной войны. Она была опубликована в 1943 году, после чего была поставлена в Московских театрах. Из славянского фольклора взяты человеческие образы времён года. В письме родным С.Я.Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «Двенадцать месяцев» живёт в природе и в труде. (показ слайдов №4-№8).
III. Волшебный мир театра. Информация о деятельности театра
Учитель: Театр - это волшебный мир, особый мир, где рождаются удивительные творения, созданные драматургами, режиссёрами и другими работниками театра.
– Что вы знаете о работе театра? Кто готовит актёров к спектаклю? Кто отвечает за костюмы, декорацию, освещение?
Выходят два ученика обращаются к АФИШЕ и рассказывают о деятельности театра. (показ слайдов)
IV. Подготовка к инсценированию эпизодов пьесы
Разбираем плакат.
Учитель: Вот мы с вами окунулись в загадочный мир театра и сегодня нам предстоит побывать в роли актёров, потому что мы устроим свой спектакль по сказке «Двенадцать месяцев». Но для этого мы должны разобрать каждый персонаж, составить словесные портреты героев, т.е. их поведение, отношения друг к другу, их речь. Внимательно разбираем ДИАЛОГИ, МОНОЛОГИ, РЕПЛИКИ , ИНТОНАЦИИ высказываний. Ещё раз обращаемся к АФИШЕ.
- Как в поступках проявляются характеры героев? (ученики вспоминают поведение всех героев сказки и дают им характеристики).
– Как выдумаете, что нужно учитывать, чтобы лучше сыграть роли, приблизить характеры героев к тому, что мы видим в пьесе? (поведение героев, отношения друг к другу, их желания, речь персонажей, интонация высказываний). Мы возьмём три эпизода пьесы-сказки, но сначала прослушаем аудиозапись, составим СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ каждого героя. (включается АУДИОЗАПИСЬ ).
1. РАЗБИРАЕМ ЭПИЗОД УРОКА ПЬЕСЫ, где в главной роли Королева и Учитель.
Делаем вывод:
Королева - ленивая, равнодушная, безответственная, глуповатая,капризная, эгоистичная.
Учитель – благородный, терпимый, воспитанный, скромный.
2. РАЗБИРАЕМ ЭПИЗОД РАЗГОВОРА
Старухи и её Дочери (обратить внимание на интонацию их разговора во время того, когда Старуха отправляет свою дочь в лес )
Делаем вывод:
Старуха и её дочь – корыстные, жестокие, эгоистичные, бесчувственные.
3. РАБИРАЕМ РАЗГОВОР 12 МЕСЯЦЕВ о ПАДЧЕРИЦЕ у костра.
Делаем вывод:
Падчерица - скромная, покорная, трудолюбивая, добрая, хозяйственная, благородная, не скандальная.
4. АНАЛИЗИРУЕМ РЕЧЬ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ
- Как вы думаете, помогает ли речь лучше почувствовать героев? ( разбираем реплики героев в разных эпизодах).
Делаем вывод:
1. Речь падчерицы проста, т.к. она разговаривает как простая девушки из народа, языком разговорным и простонародным (неужто, покуда, не гневайтесь). Монолог в лесу насыщен вопросительными и восклицательными знаками. Они придают насыщенность и эмоциональность речи.
2. Речь старухи и её дочери.
- С какой интонацией мы будем произносить их реплики?
- С раздражительностью, с наказом, с корыстной интонацией, грубо.
3. Речь 12 месяцев.
- А какой приём автор использует в речи 12 месяцев?
- Они говорят стихами. У них стихотворения-заговоры. Они обращаются к природе, приказывая ей, как себя вести. Это и придаёт им могучую силу. Зиму и осень мы будем с мудростью, могущественностью, а лето и весну - с юношеской беззаботностью.
4. РЕМАРКИ тоже помогают понять героев. Давайте прокомментируем ремарки, которые есть в тех эпизодах, которые мы сегодня будем представлять.( сцена урока, сцена разговора старухи с дочерью и падчерицей, сцена в лесу у костра, разговор Падчерицы с 12 месяцами).
V. Инсценировка эпизодов сказки-пьесы «Двенадцать месяцев»
Учитель: Мы с вами разобрали и наблюдали поведение, речь героев, ремарки. Сейчас мы побываем в роли актёров в спектакле. Актёры долго готовятся перед тем, как выйти на сцену. Они учат свои роли, готовят костюмы, наносят грим. Давайте перевоплотимся в персонажей пьесы «Двенадцать месяцев». Нам предстоит показать три эпизода этой сказки.
VI. «Работа в группах»
Подготовка к представлению. Распределение обязанностей и ролей. Каждая группа получает задание.
1 группа готовит сцену «Урок королевы». Вы перевоплощаетесь в героев, учитывая нашу подготовку, наши наблюдения.
2 группа готовит сцену «Наказ старухи». Помните характеры героев, их интонации речи, их поведение.
3 группа готовит сцену «Встреча падчерицы с 12 месяцами». Поэтический настрой героев, их доброта по отношению к падчерице помогут вам достойно сыграть эту сцену.
VII. Представление мини-спектакля
Каждая группа, предварительно подготовив сцены, предлагает просмотреть их, дать свою оценку: насколько удалась игра актёров.
VIII. Заключительная часть урока
Подведение итогов.
«Дерево ожиданий».
Оправдались ли ожидания! Ученики оценивают игру актёров с помощью Зелёных и Жёлтых листочков, приклеивают на дерево:
- зелёные - со сбывшимися ожиданиями,
- жёлтые - со сбывшимися опасениями.
Делают вывод, отвечая на вопрос: «Какую роль играет театр в жизни человека?» (высказывания обучающихся).